Возможности цифрового помощника Макса, который дает справочную информацию пользователям «Госуслуг», дополнят технологиями нейросети GPT. О том, как обновление упростит жизнь людей, когда его ждать, делает ли ИИ ошибки в работе, — в материале телеканала ОТР. Когда в «Госуслуги» внедрят GPT Глава Минцифры Максут Шадаев рассказал о планах внедрить ИИ в «Госуслуги» во время цифрового форума ШОС в Алма-Ате. Языковая модель будет оказывать разные услуги и находить справочную информацию, сообщили «Известия». Если цифровой помощник Макс просто предлагает варианты ответа на тот или иной запрос, то нейросеть сможет сразу же выдавать готовый результат при общении. Минцифры работает и над тем, чтобы многие услуги оказывались вообще без обращения человека: давать консультации и заполнять за него все заявления будет GPT, отметил Шадаев. Для этих целей хотят использовать российскую языковую модель вроде YandexGPT и GigaChat от «Сбера». ИИ научат емко и конкретно отвечать на вопросы пользователя, сокращая путь поиска. Нейросеть сможет генерировать сообщения и на основе базы знаний «Госуслуг», учитывая жизненную ситуацию конкретного человека. Пока Минцифры не раскрывают все подробности обновления цифрового помощника Макса. Однако известно, что тестировать нейросеть на «Госуслугах» начнут уже в 2024 году. Какую языковую модель выберут Сначала в СМИ появилась ошибочная информация, что Минцифры хочет использовать ChatGPT на портале. Позднее уточнили, что речь идет именно о языковой модели GPT. Сам ChatGPT — это продукт на ее основе от компании OpenAI, использовать его на «Госуслугах» невозможно. На том же форуме в Алма-Ате глава кабмина Михаил Мишустин отметил, что мышление искусственного интеллекта зависит от набора данных и отражает специфику страны происхождения. У ChatGPT и GigaChat совершенно разные картины мира. А это важно, если речь идет об использовании ИИ в критически важных отраслях. «Очень важно использовать модели, которые отвечают общечеловеческим, мировым ценностям и, конечно, собственным национальным интересам. Мы это учитываем», — подчеркнул Мишустин. В России есть несколько продуктов, которые ничем не уступают творению OpenAI. Скорее всего, сейчас Минцифры выбирает между GigаChat и YandexGPT, предположил зампред комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Антон Горелкин. О том, что компания-разработчик «Госуслуг» – «РТЛабс» – тестирует именно эти два продукта, заявил и генеральный директор финтех-платформы Mandarin Алексей Толстик. Но даже если выбор сделают в пользу одного из них, ИИ придется «заточить» на работу с пользователями «Госуслуг». Языковую модель нужно будет учить тематике и специфике вопросов, которые задают на портале. Поэтому разработчики, вероятно, создадут собственную нейросеть на базе партнеров. Зачем «Госуслугам» нейросеть Внедрение нейросети в «Госуслуги» положит начало новому тренду на социализацию ИИ в России, поделился своим мнением член комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Антон Немкин. Он напомнил, что стратегия России по вопросу ИИ — не останавливать их развитие, а возглавить его. Об этом еще в декабре прошлого года заявил президент Владимир Путин. Сам портал станет более клиентоориентированным благодаря языковой модели. Человек сможет просто писать боту, что требуется сделать, и получать готовый результат, минуя этап с заполнением заявления, добавил главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ Роман Душкин. По его мнению, было бы хорошо, если бы Макса «научили» понимать и голосовые команды. Если сейчас цифровой помощник работает как интернет-поисковик, выдавая результаты по ключевым словам, то с ИИ он сможет сам составлять короткие и понятные ответы. А их точность увеличится примерно на 40%, обратил внимание технический директор PIX Robotics Кирилл Серов. Возможны ли ошибки в работе ИИ Как сказал Антон Немкин, вероятность ошибок есть, но искусственный интеллект хорош тем, что постоянно повышает точность ответов. Горелкин допустил, что разработчики «Госуслуг» учтут подобные риски сразу и предусмотрят возможность связи с сотрудниками портала. ИИ не сможет решать, оказывать государственную услугу или нет. Он может только собирать и выдавать информацию, добавил депутат. Иногда языковые модели «чудят» и сами придумывают ответы, но эту проблему решат четко заданные правила реагирования на действия пользователя, подытожил Душкин.