Сегодня исполнилось ровно 45 лет с момента первого запуска
военно-транспортного самолета Ил-76. За характерный подъем в верхней части
корпуса его прозвали "Горбатым". Все эти годы "Горбатый"
бессменно стоит на вооружении российской армии.
Авиаконструктор Генрих Новожилов в свой кабинет в КБ
Ильюшина на протяжении уже почти семидесяти лет приходит к девяти утра. Раньше
него появляется здесь только секретарь.
"Понимаете, я вам могу сказать: я, когда сюда прихожу,
я, работая, отдыхаю. Устаю я дома", – говорит Новожилов.
На небольшом журнальном столике теснятся копии созданных в
КБ самолетов и фотографии разных лет. В коллекции снимков этот – один из самых
ранних, сделан 25 марта 1971 года перед испытаниями первого опытного образца
ИЛ-76, разработанного под руководством Генриха Васильевича.
"Это вот день первого вылета, аэропорт Ходынка. Кстати,
тут машина стоит… А полетный лист я подписал на капоте собственной машины",
– говорит Генрих Новожилов.
Фотограф поймал момент, как Генрих Васильевич подписывает на
капоте 24-й "Волги" полетный лист, разрешающий летчикам-испытателям
поднять в воздух новый самолет. С тех пор заверять документы на капоте стало
суеверием конструктора. И без этого ритуала не обходилось позднее ни одно
испытание.
Ворота КБ выходят прямо на Ходынку. И решив поднять с нее
гигантский ИЛ, разработчики рисковали: взлетная полоса всего 1800 метров –
небольшая.
"Весь завод, все здания были облеплены людьми, которые
смотрели, как результат их труда ушел в воздух", – говорит Генрих
Новожилов.
Успешно пройдя испытания, военно-транспортный самолет ИЛ-76
был принят на вооружение и уже 40 лет используется российской армией, так как
надежен и безотказен прямо как автомат Калашникова. Ему не нужна
взлетно-посадочная полоса со специальным покрытием, может сеть на грунт, для
ремонта не требуется аэропорт базирования с кучей персонала, при повреждении
наладить его можно хоть в чистом поле.
Во время операции в Сирии именно на ИЛах стремительно
перебросили в республику технику, оборудование и личный состав. Когда
авиационные группы возвращались в Россию, то ИЛ в боевом построении – ромбе –
был лидером.
"Его можно назвать "звездой" телеэкрана,
потому что, вы знаете, различные варианты этой машины все время практически не
сходят с экрана. И я должен вам сказать, это вызывает гордость всего коллектива",
– говорит Генрих Новожилов.
В титрах фильма "Кандагар", основанном на реальной
истории, Ил-76 не значится как главный герой, хотя является им и в кино, и в
жизни. Ведь благодаря техническим возможностями ИЛа и спасся экипаж самолета,
который в 1995 году доставлял в Афганистан оружие и был захвачен талибами.
Самолет взлетел с середины полосы и приземлился в Арабских
Эмиратах. На первых кадрах, сделанных после приземления, капитан Владимир
Шарпатов не скрывал своего восхищение самолетом.
Новые Ил-76 сейчас собирают на ульяновском заводе "Авиастар".
Конечно, это уже модернизированные машины. Самолет изначально был
сконструирован, что называется, "с запасом", который позволяет
усовершенствовать его, не меняя кардинально. В каждой модели сохраняется,
например, так называемый "проспект Новожилова".
"Ступеньки лестниц поднимаются и выходят сюда на люк
стабилизатора… Я тоже раз проходил, и в народе прозвали "Проспект Генриха
Васильевича Новожилова", – говорит Вадим Кучеров, руководитель Ташкентского
авиазавода с 1996 по 2006.
В лаборатории прочностных испытаний КБ Ильюшина исследуют
детали для самой свежей, модернизированной модели Ила-76. В лаборатории сейчас
испытывают элементы крыла для последней модификации "Ила". На него
повесят новые двигатели, которые тяжелее. Поэтому нужно выяснить, выдержит ли
крыло. На него давят гидроцилиндрами, слышно, как похрустывают пилоны.
Прочность крыльев испытывают под давлением ни много ни мало,
а уже пять лет. За это время они два раза ломались, и конструкторы внесли
необходимые изменения. Такие исследования в КБ называют "полетами".
"Я бывший летчик, и мне, конечно, было сложно понять,
как это "полетом" называется. Это просто процесс, процесс испытания,
нагружения крыла, фюзеляжа и всего самолета, всего планера", – говорит Иван
Квасников, начальник лаборатории прочностных испытаний.
В январе этого года в Антарктиде испытывали новые двигатели
для "Ила", разработанные в Перми. Самолет несколько раз аккуратно
садился и взлетал с ледового аэродрома, в условиях полярного холода подтвердив
работоспособность и неоднократное высказывание конструктора Генриха Новожилова,
что "Ил" свое последнее слово еще не сказал.
Авиаконструктор Сергей Ильюшин предлагал сделать на базе
Ил-76 пассажирский лайнер. В конструкторском бюро хранится чертеж такой
модификации самолета, и, как до сих пор полагают разработчики, у пассажирского
Ил-76 даже сейчас были бы неплохие коммерческие перспективы.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Ил-76 "Горбатый": как разрабатывался самолет, как он спас пилотов в Кандагаре и показал себя в Сирии
Сегодня исполнилось ровно 45 лет с момента первого запуска
военно-транспортного самолета Ил-76. За характерный подъем в верхней части
корпуса его прозвали "Горбатым". Все эти годы "Горбатый"
бессменно стоит на вооружении российской армии.
Авиаконструктор Генрих Новожилов в свой кабинет в КБ
Ильюшина на протяжении уже почти семидесяти лет приходит к девяти утра. Раньше
него появляется здесь только секретарь.
"Понимаете, я вам могу сказать: я, когда сюда прихожу,
я, работая, отдыхаю. Устаю я дома", – говорит Новожилов.
На небольшом журнальном столике теснятся копии созданных в
КБ самолетов и фотографии разных лет. В коллекции снимков этот – один из самых
ранних, сделан 25 марта 1971 года перед испытаниями первого опытного образца
ИЛ-76, разработанного под руководством Генриха Васильевича.
"Это вот день первого вылета, аэропорт Ходынка. Кстати,
тут машина стоит… А полетный лист я подписал на капоте собственной машины",
– говорит Генрих Новожилов.
Фотограф поймал момент, как Генрих Васильевич подписывает на
капоте 24-й "Волги" полетный лист, разрешающий летчикам-испытателям
поднять в воздух новый самолет. С тех пор заверять документы на капоте стало
суеверием конструктора. И без этого ритуала не обходилось позднее ни одно
испытание.
Ворота КБ выходят прямо на Ходынку. И решив поднять с нее
гигантский ИЛ, разработчики рисковали: взлетная полоса всего 1800 метров –
небольшая.
"Весь завод, все здания были облеплены людьми, которые
смотрели, как результат их труда ушел в воздух", – говорит Генрих
Новожилов.
Успешно пройдя испытания, военно-транспортный самолет ИЛ-76
был принят на вооружение и уже 40 лет используется российской армией, так как
надежен и безотказен прямо как автомат Калашникова. Ему не нужна
взлетно-посадочная полоса со специальным покрытием, может сеть на грунт, для
ремонта не требуется аэропорт базирования с кучей персонала, при повреждении
наладить его можно хоть в чистом поле.
Во время операции в Сирии именно на ИЛах стремительно
перебросили в республику технику, оборудование и личный состав. Когда
авиационные группы возвращались в Россию, то ИЛ в боевом построении – ромбе –
был лидером.
"Его можно назвать "звездой" телеэкрана,
потому что, вы знаете, различные варианты этой машины все время практически не
сходят с экрана. И я должен вам сказать, это вызывает гордость всего коллектива",
– говорит Генрих Новожилов.
В титрах фильма "Кандагар", основанном на реальной
истории, Ил-76 не значится как главный герой, хотя является им и в кино, и в
жизни. Ведь благодаря техническим возможностями ИЛа и спасся экипаж самолета,
который в 1995 году доставлял в Афганистан оружие и был захвачен талибами.
Самолет взлетел с середины полосы и приземлился в Арабских
Эмиратах. На первых кадрах, сделанных после приземления, капитан Владимир
Шарпатов не скрывал своего восхищение самолетом.
Новые Ил-76 сейчас собирают на ульяновском заводе "Авиастар".
Конечно, это уже модернизированные машины. Самолет изначально был
сконструирован, что называется, "с запасом", который позволяет
усовершенствовать его, не меняя кардинально. В каждой модели сохраняется,
например, так называемый "проспект Новожилова".
"Ступеньки лестниц поднимаются и выходят сюда на люк
стабилизатора… Я тоже раз проходил, и в народе прозвали "Проспект Генриха
Васильевича Новожилова", – говорит Вадим Кучеров, руководитель Ташкентского
авиазавода с 1996 по 2006.
В лаборатории прочностных испытаний КБ Ильюшина исследуют
детали для самой свежей, модернизированной модели Ила-76. В лаборатории сейчас
испытывают элементы крыла для последней модификации "Ила". На него
повесят новые двигатели, которые тяжелее. Поэтому нужно выяснить, выдержит ли
крыло. На него давят гидроцилиндрами, слышно, как похрустывают пилоны.
Прочность крыльев испытывают под давлением ни много ни мало,
а уже пять лет. За это время они два раза ломались, и конструкторы внесли
необходимые изменения. Такие исследования в КБ называют "полетами".
"Я бывший летчик, и мне, конечно, было сложно понять,
как это "полетом" называется. Это просто процесс, процесс испытания,
нагружения крыла, фюзеляжа и всего самолета, всего планера", – говорит Иван
Квасников, начальник лаборатории прочностных испытаний.
В январе этого года в Антарктиде испытывали новые двигатели
для "Ила", разработанные в Перми. Самолет несколько раз аккуратно
садился и взлетал с ледового аэродрома, в условиях полярного холода подтвердив
работоспособность и неоднократное высказывание конструктора Генриха Новожилова,
что "Ил" свое последнее слово еще не сказал.
Авиаконструктор Сергей Ильюшин предлагал сделать на базе
Ил-76 пассажирский лайнер. В конструкторском бюро хранится чертеж такой
модификации самолета, и, как до сих пор полагают разработчики, у пассажирского
Ил-76 даже сейчас были бы неплохие коммерческие перспективы.
Сегодня исполнилось ровно 45 лет с момента первого запуска
военно-транспортного самолета Ил-76. За характерный подъем в верхней части
корпуса его прозвали "Горбатым". Все эти годы "Горбатый"
бессменно стоит на вооружении российской армии.
Авиаконструктор Генрих Новожилов в свой кабинет в КБ
Ильюшина на протяжении уже почти семидесяти лет приходит к девяти утра. Раньше
него появляется здесь только секретарь.
"Понимаете, я вам могу сказать: я, когда сюда прихожу,
я, работая, отдыхаю. Устаю я дома", – говорит Новожилов.
На небольшом журнальном столике теснятся копии созданных в
КБ самолетов и фотографии разных лет. В коллекции снимков этот – один из самых
ранних, сделан 25 марта 1971 года перед испытаниями первого опытного образца
ИЛ-76, разработанного под руководством Генриха Васильевича.
"Это вот день первого вылета, аэропорт Ходынка. Кстати,
тут машина стоит… А полетный лист я подписал на капоте собственной машины",
– говорит Генрих Новожилов.
Фотограф поймал момент, как Генрих Васильевич подписывает на
капоте 24-й "Волги" полетный лист, разрешающий летчикам-испытателям
поднять в воздух новый самолет. С тех пор заверять документы на капоте стало
суеверием конструктора. И без этого ритуала не обходилось позднее ни одно
испытание.
Ворота КБ выходят прямо на Ходынку. И решив поднять с нее
гигантский ИЛ, разработчики рисковали: взлетная полоса всего 1800 метров –
небольшая.
"Весь завод, все здания были облеплены людьми, которые
смотрели, как результат их труда ушел в воздух", – говорит Генрих
Новожилов.
Успешно пройдя испытания, военно-транспортный самолет ИЛ-76
был принят на вооружение и уже 40 лет используется российской армией, так как
надежен и безотказен прямо как автомат Калашникова. Ему не нужна
взлетно-посадочная полоса со специальным покрытием, может сеть на грунт, для
ремонта не требуется аэропорт базирования с кучей персонала, при повреждении
наладить его можно хоть в чистом поле.
Во время операции в Сирии именно на ИЛах стремительно
перебросили в республику технику, оборудование и личный состав. Когда
авиационные группы возвращались в Россию, то ИЛ в боевом построении – ромбе –
был лидером.
"Его можно назвать "звездой" телеэкрана,
потому что, вы знаете, различные варианты этой машины все время практически не
сходят с экрана. И я должен вам сказать, это вызывает гордость всего коллектива",
– говорит Генрих Новожилов.
В титрах фильма "Кандагар", основанном на реальной
истории, Ил-76 не значится как главный герой, хотя является им и в кино, и в
жизни. Ведь благодаря техническим возможностями ИЛа и спасся экипаж самолета,
который в 1995 году доставлял в Афганистан оружие и был захвачен талибами.
Самолет взлетел с середины полосы и приземлился в Арабских
Эмиратах. На первых кадрах, сделанных после приземления, капитан Владимир
Шарпатов не скрывал своего восхищение самолетом.
Новые Ил-76 сейчас собирают на ульяновском заводе "Авиастар".
Конечно, это уже модернизированные машины. Самолет изначально был
сконструирован, что называется, "с запасом", который позволяет
усовершенствовать его, не меняя кардинально. В каждой модели сохраняется,
например, так называемый "проспект Новожилова".
"Ступеньки лестниц поднимаются и выходят сюда на люк
стабилизатора… Я тоже раз проходил, и в народе прозвали "Проспект Генриха
Васильевича Новожилова", – говорит Вадим Кучеров, руководитель Ташкентского
авиазавода с 1996 по 2006.
В лаборатории прочностных испытаний КБ Ильюшина исследуют
детали для самой свежей, модернизированной модели Ила-76. В лаборатории сейчас
испытывают элементы крыла для последней модификации "Ила". На него
повесят новые двигатели, которые тяжелее. Поэтому нужно выяснить, выдержит ли
крыло. На него давят гидроцилиндрами, слышно, как похрустывают пилоны.
Прочность крыльев испытывают под давлением ни много ни мало,
а уже пять лет. За это время они два раза ломались, и конструкторы внесли
необходимые изменения. Такие исследования в КБ называют "полетами".
"Я бывший летчик, и мне, конечно, было сложно понять,
как это "полетом" называется. Это просто процесс, процесс испытания,
нагружения крыла, фюзеляжа и всего самолета, всего планера", – говорит Иван
Квасников, начальник лаборатории прочностных испытаний.
В январе этого года в Антарктиде испытывали новые двигатели
для "Ила", разработанные в Перми. Самолет несколько раз аккуратно
садился и взлетал с ледового аэродрома, в условиях полярного холода подтвердив
работоспособность и неоднократное высказывание конструктора Генриха Новожилова,
что "Ил" свое последнее слово еще не сказал.
Авиаконструктор Сергей Ильюшин предлагал сделать на базе
Ил-76 пассажирский лайнер. В конструкторском бюро хранится чертеж такой
модификации самолета, и, как до сих пор полагают разработчики, у пассажирского
Ил-76 даже сейчас были бы неплохие коммерческие перспективы.