– О том, как
строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба.
Ирина Владимировна, добрый вечер.
– Добрый вечер.
– Так что, вот эта
славянская дружба народов – это миф или это правда?
– Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19
веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое
кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с
одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические
фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали
за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов
в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея
дружбы – это скорее идея интеллигенции.
– То есть меньшинства?
– Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно
транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это
называл изобретением традиций.
– С чего все
началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем?
– Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские
земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской
стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные
договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что
это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются,
а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой.
– То есть старший и младший.
– Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего
брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо
хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны
понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми
антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это
слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы…
– Вот, самое главное
правильно употреблять.
– Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная
историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую
деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая
фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной,
с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану
– это очень грубая подмена понятий, это однозначно.
– То есть "западные
украинцы"?
– Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов,
называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это
далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение.
– Спасибо.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Историк Ирина Карацуба: Степан Бандера – иконическая фигура для очень малой части украинцев
– О том, как
строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба.
Ирина Владимировна, добрый вечер.
– Добрый вечер.
– Так что, вот эта
славянская дружба народов – это миф или это правда?
– Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19
веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое
кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с
одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические
фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали
за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов
в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея
дружбы – это скорее идея интеллигенции.
– То есть меньшинства?
– Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно
транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это
называл изобретением традиций.
– С чего все
началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем?
– Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские
земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской
стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные
договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что
это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются,
а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой.
– То есть старший и младший.
– Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего
брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо
хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны
понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми
антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это
слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы…
– Вот, самое главное
правильно употреблять.
– Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная
историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую
деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая
фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной,
с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану
– это очень грубая подмена понятий, это однозначно.
– То есть "западные
украинцы"?
– Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов,
называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это
далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение.
– Спасибо.
– О том, как
строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба.
Ирина Владимировна, добрый вечер.
– Добрый вечер.
– Так что, вот эта
славянская дружба народов – это миф или это правда?
– Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19
веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое
кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с
одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические
фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали
за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов
в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея
дружбы – это скорее идея интеллигенции.
– То есть меньшинства?
– Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно
транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это
называл изобретением традиций.
– С чего все
началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем?
– Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские
земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской
стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные
договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что
это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются,
а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой.
– То есть старший и младший.
– Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего
брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо
хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны
понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми
антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это
слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы…
– Вот, самое главное
правильно употреблять.
– Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная
историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую
деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая
фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной,
с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану
– это очень грубая подмена понятий, это однозначно.
– То есть "западные
украинцы"?
– Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов,
называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это
далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение.
– Спасибо.