Историк Ирина Карацуба: Степан Бандера – иконическая фигура для очень малой части украинцев
– О том, как строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба. Ирина Владимировна, добрый вечер. – Добрый вечер. – Так что, вот эта славянская дружба народов – это миф или это правда? – Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19 веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея дружбы – это скорее идея интеллигенции. – То есть меньшинства? – Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это называл изобретением традиций. – С чего все началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? – Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются, а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой. – То есть старший и младший. – Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы… – Вот, самое главное правильно употреблять. – Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной, с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану – это очень грубая подмена понятий, это однозначно. – То есть "западные украинцы"? – Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов, называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение. – Спасибо. 
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Историк Ирина Карацуба: Степан Бандера – иконическая фигура для очень малой части украинцев
– О том, как строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба. Ирина Владимировна, добрый вечер. – Добрый вечер. – Так что, вот эта славянская дружба народов – это миф или это правда? – Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19 веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея дружбы – это скорее идея интеллигенции. – То есть меньшинства? – Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это называл изобретением традиций. – С чего все началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? – Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются, а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой. – То есть старший и младший. – Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы… – Вот, самое главное правильно употреблять. – Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной, с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану – это очень грубая подмена понятий, это однозначно. – То есть "западные украинцы"? – Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов, называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение. – Спасибо. 
– О том, как строились взаимоотношения славян, нам сейчас расскажет историк Ирина Карацуба. Ирина Владимировна, добрый вечер. – Добрый вечер. – Так что, вот эта славянская дружба народов – это миф или это правда? – Это идея 19 века или даже более раннего периода. Но в 19 веке, если мы будем рассматривать русско-украинские отношения, то, скажем, знаменитое кирилло-мефодиевское общество, в которое еще в николаевскую эпоху входил с одной стороны Тарас Шевченко, а с другой – Николай Костомаров – такие иконические фигуры для русской и украинской общественной мысли и литературы. Они как раз выступали за такую романтическую казакофильскую идею объединения всех славянских народов в федерацию на основе республики с демократией и так далее. Братство, идея дружбы – это скорее идея интеллигенции. – То есть меньшинства? – Видите ли, меньшинство-то оно меньшинство, но оно транслирует свои ценности большинству, как английский историк Эрик Хобсбаум это называл изобретением традиций. – С чего все началось, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? – Я тут посмотрела бы на те обстоятельства, при которых украинские земли входили в состав московского царства, а потом и Российской империи. С украинской стороны скорее было представление о том, что у вассала и сеньора взаимные договорные обязательства, а у московской стороны скорее было представление, что это они в подданство принимают, следовательно все обязательства заканчиваются, а начинаются только долги тех, кого они принимают в подданство перед Москвой. – То есть старший и младший. – Да, конечно. Это пресловутая теория старшего и младшего брата. Что касается, к сожалению, этой мифологемы, идеологемы – "бандеровцы". Надо хорошо понимать, что когда мы пользуемся этой идеологемой сегодня, мы должны понимать, что это клише сталинской пропаганды, выработанное для борьбы со всеми антибольшевистскими и антисталинскими движениями. И сегодня мы употребляем это слово – бендеровцы, бандеровцы – народ не делает разницы… – Вот, самое главное правильно употреблять. – Все-таки Степан Андреевич Бандера – вполне себе определенная историческая личность, убитая в 1959 году агентом КГБ за свою антисталинскую антисоветскую деятельность. Это человек определенный, очень харизматичный, опять же иконическая фигура, но, я боюсь, для очень малой части украинцев, связанной с Западной Украиной, с Галичиной. Употребление идеологемы "бандеровцы" по отношению к киевскому майдану – это очень грубая подмена понятий, это однозначно. – То есть "западные украинцы"? – Задападные украинцы, западенцы. Давайте, в конце концов, называть организации "Правый центр", "Трезуб имени Степана Бандеры" – это далеко не весь Майдан, в самой Украине к ним разное отношение. – Спасибо.