Северный морской путь соединил Европейскую часть России и Владивосток самым коротким маршрутом. Его история длится уже не первую сотню лет. ОТР выяснил, как развивалась важнейшая для нашей страны морская магистраль с момента открытия и до современности: кто открыл СМП, как его осваивали и другие интересные детали.
Севморпуть — это кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана через множество портов и на всем протяжении оснащен маяками, радио- и метеостанциями, а также другой инфраструктурой, нужной для навигации.
Протяженность Северного морского пути составляет 14 280 километров. Если посмотреть на карту, то видно, что с другой стороны Евразию огибает Суэтский канал, которые тоже используют для судоходства, но он почти вдвое длиннее СМП. Например, чтобы добраться по нему из Санкт-Петербурга до Владивостока, придется преодолеть 23 200 километров.
Северный морской путь проходит через Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское моря и море Лаптевых в Северном Ледовитом океане. Маршрут частично пролегает и в Тихом океане — через Берингово море.
Если взять за начало отсчета пути Европейскую часть России, то первым портом на СМП станет Мурманск, а последней точкой — Владивосток. Всего в инфраструктуру Северного морского пути входят 70 портов и первоначальных точек.
Ключевые порты СМП:
порт Мурманск,
порт Архангельск;
порт Нарьян-Мар;
порт Варандей;
порт Саббетта;
порт Игарка;
порт Дудинка,
порт Диксон;
порт Хатанга;
порт Тикси;
порт Певек;
порт Беринговский;
порт Петропавловск-Камчатский;
порт Владивосток.
Русские моряки освоили и официально обмеряли Северный морской путь еще в XVIII веке, рассказал ОТР историк, автор более 180 монографий Александр Широкорад. После смерти Петра I состоялась Великая Северная экспедиция от Мурманска и до мыса Нежного: несколько десятков офицеров прошли весь СМП вдоль берега и создали его карту.
«Русские казаки ходили и раньше, через путь Семена Дежнева, который в 1648 году открыл Берингов пролив. Просто позже его приписали Берингу (Витус Беринг, русский мореплаватель — прим. ред.), что вообще справедливо», — рассказал историк.
Считается, что первым в истории весь Северный морской путь прошло судно «Вега» в 1878-1879 годах. Оно вышло из Гетеборгской гавани, преодолело Берингов пролив и попало в Тихий океан. Экспедицией командовал шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историк-картограф и почетный член Российского географического общества Адольф Норденшельд.
«Официально считается, что он первым за одну навигацию прошел Северным морским путем. А на самом деле Норденшельда нанял местный купец Серебряков (Яков Серебряков, основатель Омской табачной фабрики — прим. ред.) для того, чтобы он перегнал пароход “Лена” для реки Лена, и заодно Норденшельд попросил взять его судно “Вега”», — рассказал историк.
Интересно, что первым мыс Челюскин обогнул именно русский пароход «Лена», а уже следом прошла деревянная шхуна «Вега», отметил Широкорад. Затем первое судно пошло вверх по реке Лена, шхуна Норденшельда зазимовала в районе острова Врангеля, а потом прошла до конца Северного морского пути. Кстати, море Лаптевых изначально назвали морем Норденшельда, но в 1937 году переименовали его в честь моряков из Великой Северной экспедиции, добавил собеседник ОТР.
В августе 1910 года во Владивостоке сформировали гидрографическую экспедицию для разведки Северного морского пути, начальником которой сначала назначили опытного гидрографа Ивана Сергеева. Специально для нее в 1909 году на Невском заводе в Петербурге построили два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач».
В 1911 и 1912 годах экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а затем суда прошли до бухты Тикси. В 1912 году Сергеев тяжело заболел, и на посту руководителя его сменил командир «Таймыра» Борис Вилькицкий. В том же году, 3 сентября по новому стилю команда открыла Землю императора Николая Второго, которую позже переименовали в Северную Землю. Эта же экспедиция обнаружила остров Малый Таймыр, который сначала назвали в честь Цесаревича Алексея, и остров Генерала Вилькицкого — оба находились к юго-востоку от острова Беннета.
В 1932 году советский географ возглавил первую экспедицию по Северному морскому пути от Архангельска до Тихого океана. Ледокол «Александр Сибиряков» вышел из порта 28 июля, а 1 октября уже оказался у Берингова пролива. По итогу этой экспедиции в СССР появилось управление Главсевморпути, которому поручили развитие Арктики. Опыт этого похода доказал и то, что СМП можно использовать для практического мореплавания по всей его длине.
«В 1930-х годах был создан Северный морской путь, и управление им длительное время возглавлял Папанин (Иван Папанин, исследователь Арктики, доктор географических наук — прим. ред.). Он имел ранг наркома, то есть, Северный морской путь был приравнен к наркомату (аналог министерства в СССР — прим. ред.)», — отметил Александр Широкорад.
В 2023 году Минтранс разработал проект «Развитие Северного морского пути» до 2035 года, одна из целей которого возить грузы по СМП круглый год. В этом документе прописан и план, который позволит нарастить перевозки до 50 миллионов тонн в 2024 году.
А в феврале этого года президент России Владимир Путин посвятил большой блок послания Федеральному собранию развитию Северного морского пути. Глава государства назвал эту тему приоритетной и пригласил зарубежные страны к активному сотрудничеству. По словам Путина, за 2023 год по СМП провезли 36 миллионов тонн груза.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» приняли в эксплуатацию 3 декабря 1959 года в СССР. С тех пор появилось множество мощных судов, способных пройти там, где больше никто не может. Россия по сей день остается единственной страной с собственным ледокольным флотом, отметили в Минтрансе.
На 2024 год в составе национальной группировки находится 41 ледокол, 34 из них дизель-электрические, а еще семь — атомные. Общая мощность флотилии на валах достигает порядка семи тысяч мегаватт. Самыми мощными в мире считаются суда проекта 22220: это ледоколы нового поколения «Арктика», «Урал» и «Сибирь».
Список действующих ледоколов:
«Таймыр».
«Вайгач».
«Ямал».
«50 лет Победы».
«Арктика».
«Сибирь».
«Урал».
«Москва».
«Санкт-Петербург».
«Балтика».
«Берингов пролив».
«Мурман».
«Владивосток».
«Мурманск».
«Новороссийск».
«Обь».
«Георгий Седов».
«Виктор Черномырдин».
Новейшее ледокольное научно-исследовательское судно «Иван Фролов» выйдет в свой первый рейс в 2028 году, сообщил ТАСС. Строить его начали в 2023 году, рассказал глава Минприроды России Александр Козлов. Уникальность проекта в том, что «Иван Фролов» станет сразу такером, ледоколом, научным, пассажирским и грузовым судном.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Северный морской путь: зона на карте, порты, экспедиции, развитие в 2024
Северный морской путь соединил Европейскую часть России и Владивосток самым коротким маршрутом. Его история длится уже не первую сотню лет. ОТР выяснил, как развивалась важнейшая для нашей страны морская магистраль с момента открытия и до современности: кто открыл СМП, как его осваивали и другие интересные детали.
Севморпуть — это кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана через множество портов и на всем протяжении оснащен маяками, радио- и метеостанциями, а также другой инфраструктурой, нужной для навигации.
Протяженность Северного морского пути составляет 14 280 километров. Если посмотреть на карту, то видно, что с другой стороны Евразию огибает Суэтский канал, которые тоже используют для судоходства, но он почти вдвое длиннее СМП. Например, чтобы добраться по нему из Санкт-Петербурга до Владивостока, придется преодолеть 23 200 километров.
Северный морской путь проходит через Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское моря и море Лаптевых в Северном Ледовитом океане. Маршрут частично пролегает и в Тихом океане — через Берингово море.
Если взять за начало отсчета пути Европейскую часть России, то первым портом на СМП станет Мурманск, а последней точкой — Владивосток. Всего в инфраструктуру Северного морского пути входят 70 портов и первоначальных точек.
Ключевые порты СМП:
порт Мурманск,
порт Архангельск;
порт Нарьян-Мар;
порт Варандей;
порт Саббетта;
порт Игарка;
порт Дудинка,
порт Диксон;
порт Хатанга;
порт Тикси;
порт Певек;
порт Беринговский;
порт Петропавловск-Камчатский;
порт Владивосток.
Русские моряки освоили и официально обмеряли Северный морской путь еще в XVIII веке, рассказал ОТР историк, автор более 180 монографий Александр Широкорад. После смерти Петра I состоялась Великая Северная экспедиция от Мурманска и до мыса Нежного: несколько десятков офицеров прошли весь СМП вдоль берега и создали его карту.
«Русские казаки ходили и раньше, через путь Семена Дежнева, который в 1648 году открыл Берингов пролив. Просто позже его приписали Берингу (Витус Беринг, русский мореплаватель — прим. ред.), что вообще справедливо», — рассказал историк.
Считается, что первым в истории весь Северный морской путь прошло судно «Вега» в 1878-1879 годах. Оно вышло из Гетеборгской гавани, преодолело Берингов пролив и попало в Тихий океан. Экспедицией командовал шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историк-картограф и почетный член Российского географического общества Адольф Норденшельд.
«Официально считается, что он первым за одну навигацию прошел Северным морским путем. А на самом деле Норденшельда нанял местный купец Серебряков (Яков Серебряков, основатель Омской табачной фабрики — прим. ред.) для того, чтобы он перегнал пароход “Лена” для реки Лена, и заодно Норденшельд попросил взять его судно “Вега”», — рассказал историк.
Интересно, что первым мыс Челюскин обогнул именно русский пароход «Лена», а уже следом прошла деревянная шхуна «Вега», отметил Широкорад. Затем первое судно пошло вверх по реке Лена, шхуна Норденшельда зазимовала в районе острова Врангеля, а потом прошла до конца Северного морского пути. Кстати, море Лаптевых изначально назвали морем Норденшельда, но в 1937 году переименовали его в честь моряков из Великой Северной экспедиции, добавил собеседник ОТР.
В августе 1910 года во Владивостоке сформировали гидрографическую экспедицию для разведки Северного морского пути, начальником которой сначала назначили опытного гидрографа Ивана Сергеева. Специально для нее в 1909 году на Невском заводе в Петербурге построили два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач».
В 1911 и 1912 годах экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а затем суда прошли до бухты Тикси. В 1912 году Сергеев тяжело заболел, и на посту руководителя его сменил командир «Таймыра» Борис Вилькицкий. В том же году, 3 сентября по новому стилю команда открыла Землю императора Николая Второго, которую позже переименовали в Северную Землю. Эта же экспедиция обнаружила остров Малый Таймыр, который сначала назвали в честь Цесаревича Алексея, и остров Генерала Вилькицкого — оба находились к юго-востоку от острова Беннета.
В 1932 году советский географ возглавил первую экспедицию по Северному морскому пути от Архангельска до Тихого океана. Ледокол «Александр Сибиряков» вышел из порта 28 июля, а 1 октября уже оказался у Берингова пролива. По итогу этой экспедиции в СССР появилось управление Главсевморпути, которому поручили развитие Арктики. Опыт этого похода доказал и то, что СМП можно использовать для практического мореплавания по всей его длине.
«В 1930-х годах был создан Северный морской путь, и управление им длительное время возглавлял Папанин (Иван Папанин, исследователь Арктики, доктор географических наук — прим. ред.). Он имел ранг наркома, то есть, Северный морской путь был приравнен к наркомату (аналог министерства в СССР — прим. ред.)», — отметил Александр Широкорад.
В 2023 году Минтранс разработал проект «Развитие Северного морского пути» до 2035 года, одна из целей которого возить грузы по СМП круглый год. В этом документе прописан и план, который позволит нарастить перевозки до 50 миллионов тонн в 2024 году.
А в феврале этого года президент России Владимир Путин посвятил большой блок послания Федеральному собранию развитию Северного морского пути. Глава государства назвал эту тему приоритетной и пригласил зарубежные страны к активному сотрудничеству. По словам Путина, за 2023 год по СМП провезли 36 миллионов тонн груза.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» приняли в эксплуатацию 3 декабря 1959 года в СССР. С тех пор появилось множество мощных судов, способных пройти там, где больше никто не может. Россия по сей день остается единственной страной с собственным ледокольным флотом, отметили в Минтрансе.
На 2024 год в составе национальной группировки находится 41 ледокол, 34 из них дизель-электрические, а еще семь — атомные. Общая мощность флотилии на валах достигает порядка семи тысяч мегаватт. Самыми мощными в мире считаются суда проекта 22220: это ледоколы нового поколения «Арктика», «Урал» и «Сибирь».
Список действующих ледоколов:
«Таймыр».
«Вайгач».
«Ямал».
«50 лет Победы».
«Арктика».
«Сибирь».
«Урал».
«Москва».
«Санкт-Петербург».
«Балтика».
«Берингов пролив».
«Мурман».
«Владивосток».
«Мурманск».
«Новороссийск».
«Обь».
«Георгий Седов».
«Виктор Черномырдин».
Новейшее ледокольное научно-исследовательское судно «Иван Фролов» выйдет в свой первый рейс в 2028 году, сообщил ТАСС. Строить его начали в 2023 году, рассказал глава Минприроды России Александр Козлов. Уникальность проекта в том, что «Иван Фролов» станет сразу такером, ледоколом, научным, пассажирским и грузовым судном.
Северный морской путь соединил Европейскую часть России и Владивосток самым коротким маршрутом. Его история длится уже не первую сотню лет. ОТР выяснил, как развивалась важнейшая для нашей страны морская магистраль с момента открытия и до современности: кто открыл СМП, как его осваивали и другие интересные детали.
Севморпуть — это кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана через множество портов и на всем протяжении оснащен маяками, радио- и метеостанциями, а также другой инфраструктурой, нужной для навигации.
Протяженность Северного морского пути составляет 14 280 километров. Если посмотреть на карту, то видно, что с другой стороны Евразию огибает Суэтский канал, которые тоже используют для судоходства, но он почти вдвое длиннее СМП. Например, чтобы добраться по нему из Санкт-Петербурга до Владивостока, придется преодолеть 23 200 километров.
Северный морской путь проходит через Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское моря и море Лаптевых в Северном Ледовитом океане. Маршрут частично пролегает и в Тихом океане — через Берингово море.
Если взять за начало отсчета пути Европейскую часть России, то первым портом на СМП станет Мурманск, а последней точкой — Владивосток. Всего в инфраструктуру Северного морского пути входят 70 портов и первоначальных точек.
Ключевые порты СМП:
порт Мурманск,
порт Архангельск;
порт Нарьян-Мар;
порт Варандей;
порт Саббетта;
порт Игарка;
порт Дудинка,
порт Диксон;
порт Хатанга;
порт Тикси;
порт Певек;
порт Беринговский;
порт Петропавловск-Камчатский;
порт Владивосток.
Русские моряки освоили и официально обмеряли Северный морской путь еще в XVIII веке, рассказал ОТР историк, автор более 180 монографий Александр Широкорад. После смерти Петра I состоялась Великая Северная экспедиция от Мурманска и до мыса Нежного: несколько десятков офицеров прошли весь СМП вдоль берега и создали его карту.
«Русские казаки ходили и раньше, через путь Семена Дежнева, который в 1648 году открыл Берингов пролив. Просто позже его приписали Берингу (Витус Беринг, русский мореплаватель — прим. ред.), что вообще справедливо», — рассказал историк.
Считается, что первым в истории весь Северный морской путь прошло судно «Вега» в 1878-1879 годах. Оно вышло из Гетеборгской гавани, преодолело Берингов пролив и попало в Тихий океан. Экспедицией командовал шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историк-картограф и почетный член Российского географического общества Адольф Норденшельд.
«Официально считается, что он первым за одну навигацию прошел Северным морским путем. А на самом деле Норденшельда нанял местный купец Серебряков (Яков Серебряков, основатель Омской табачной фабрики — прим. ред.) для того, чтобы он перегнал пароход “Лена” для реки Лена, и заодно Норденшельд попросил взять его судно “Вега”», — рассказал историк.
Интересно, что первым мыс Челюскин обогнул именно русский пароход «Лена», а уже следом прошла деревянная шхуна «Вега», отметил Широкорад. Затем первое судно пошло вверх по реке Лена, шхуна Норденшельда зазимовала в районе острова Врангеля, а потом прошла до конца Северного морского пути. Кстати, море Лаптевых изначально назвали морем Норденшельда, но в 1937 году переименовали его в честь моряков из Великой Северной экспедиции, добавил собеседник ОТР.
В августе 1910 года во Владивостоке сформировали гидрографическую экспедицию для разведки Северного морского пути, начальником которой сначала назначили опытного гидрографа Ивана Сергеева. Специально для нее в 1909 году на Невском заводе в Петербурге построили два ледокола — «Таймыр» и «Вайгач».
В 1911 и 1912 годах экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а затем суда прошли до бухты Тикси. В 1912 году Сергеев тяжело заболел, и на посту руководителя его сменил командир «Таймыра» Борис Вилькицкий. В том же году, 3 сентября по новому стилю команда открыла Землю императора Николая Второго, которую позже переименовали в Северную Землю. Эта же экспедиция обнаружила остров Малый Таймыр, который сначала назвали в честь Цесаревича Алексея, и остров Генерала Вилькицкого — оба находились к юго-востоку от острова Беннета.
В 1932 году советский географ возглавил первую экспедицию по Северному морскому пути от Архангельска до Тихого океана. Ледокол «Александр Сибиряков» вышел из порта 28 июля, а 1 октября уже оказался у Берингова пролива. По итогу этой экспедиции в СССР появилось управление Главсевморпути, которому поручили развитие Арктики. Опыт этого похода доказал и то, что СМП можно использовать для практического мореплавания по всей его длине.
«В 1930-х годах был создан Северный морской путь, и управление им длительное время возглавлял Папанин (Иван Папанин, исследователь Арктики, доктор географических наук — прим. ред.). Он имел ранг наркома, то есть, Северный морской путь был приравнен к наркомату (аналог министерства в СССР — прим. ред.)», — отметил Александр Широкорад.
В 2023 году Минтранс разработал проект «Развитие Северного морского пути» до 2035 года, одна из целей которого возить грузы по СМП круглый год. В этом документе прописан и план, который позволит нарастить перевозки до 50 миллионов тонн в 2024 году.
А в феврале этого года президент России Владимир Путин посвятил большой блок послания Федеральному собранию развитию Северного морского пути. Глава государства назвал эту тему приоритетной и пригласил зарубежные страны к активному сотрудничеству. По словам Путина, за 2023 год по СМП провезли 36 миллионов тонн груза.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» приняли в эксплуатацию 3 декабря 1959 года в СССР. С тех пор появилось множество мощных судов, способных пройти там, где больше никто не может. Россия по сей день остается единственной страной с собственным ледокольным флотом, отметили в Минтрансе.
На 2024 год в составе национальной группировки находится 41 ледокол, 34 из них дизель-электрические, а еще семь — атомные. Общая мощность флотилии на валах достигает порядка семи тысяч мегаватт. Самыми мощными в мире считаются суда проекта 22220: это ледоколы нового поколения «Арктика», «Урал» и «Сибирь».
Список действующих ледоколов:
«Таймыр».
«Вайгач».
«Ямал».
«50 лет Победы».
«Арктика».
«Сибирь».
«Урал».
«Москва».
«Санкт-Петербург».
«Балтика».
«Берингов пролив».
«Мурман».
«Владивосток».
«Мурманск».
«Новороссийск».
«Обь».
«Георгий Седов».
«Виктор Черномырдин».
Новейшее ледокольное научно-исследовательское судно «Иван Фролов» выйдет в свой первый рейс в 2028 году, сообщил ТАСС. Строить его начали в 2023 году, рассказал глава Минприроды России Александр Козлов. Уникальность проекта в том, что «Иван Фролов» станет сразу такером, ледоколом, научным, пассажирским и грузовым судном.