История нашего меценатства очень богата. Имена самых щедрых "спонсоров искусства" - Мамонтова, Морозова, Третьякова - до сих пор на слуху.
Меценатство промышленника и предпринимателя, строителя железных дорог Саввы Мамонтова было по тем временам очень необычным. У себя в Абрамцеве он устроил что-то вроде Дома творчества. Приглашал в усадьбу друзей-художников, часто вместе с семьями, и лично вывозил их на этюды. Среди них были Васнецов и Поленов. Мамонтов также был единственным покровителем Врубеля.
Кстати, именно Мамонтов построил гостиницу ''Метрополь'' в центре Москвы. Есть на ней и врубелевские фрески. А еще без него мир не узнал бы Федора Шаляпина: певец вышел из частной оперы Мамонтова.
Но дела у промышленника не всегда шли гладко. В 90-е годы 19-ого века он создал объединение - как бы сейчас сказали - многопрофильный холдинг из промышленных и транспортных предприятий. Они нуждались в модернизации и требовали огромных вложений. Уследить за использованием средств было очень трудно, деньги разворовывалась. В итоге Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Несколько месяцев он провел в тюрьме. На суде Савва был полностью оправдан, но потерял деньги, репутацию и уже не мог заниматься ни предпринимательством, ни меценатством.
Потомственный купец Павел Третьяков меценатом себя не считал. Более того - говорил, что меценатство ему совершенно чуждо. И несмотря на это, он основал знаменитую Третьяковку. Почему-то подобная идея не приходила в голову никому из частных коллекционеров того времени. Удвительно, что у Третьякова не было специального художественного образования, но были вкус и чутье - ему всегда удавалось находить талантливых живописцев раньше искуствоведов. Последнее, что он сказал своим родным перед смертью : "Берегите галерею и будьте здоровы".
Фабрикант Савва Морозов давал деньги далеко не всем, был очень разборчив. На музей изящных искусств, который создавал в Москве отец Марины Цветаевой, он не пожертовал ни копейки. Зато в создании МХАТа поучаствовал не меньше Станисловского и Немировича-Данченко.
Морозов дал и огромную сумму на строительство и несколько лет в одиночку оплачивал все театральные расходы. Но делал это при условии, что его имя не должно появляться в газетах. А еще Морозов - по проекту архитектора Шехтеля - построил особняк в центре Москвы, который ныне принадлежит МИД. Раньше его так и называли: Морозовским. Считается, что именно он стал прообразом дома Маргариты из романа Булгакова.
Помимо театра и архитектуры, у Морозова была еще одна страсть - политтехнологии. Он считается одним из спонсоров революции 1917 года.
Коллеция Алексея Бахрушина началась со спора с двоюродным братом: кто соберет больше предметов театральной старины. Через несколько лет экспонатов набралось на литературно-театральный музей: афиши, программы спектаклей, рукописи, фотографии и личные вещи актеров. Еще при жизни Бахрушин хотел передать музей в собственность Москвы, то есть, подарить москвичам. Но столичные власти отказались, сказали, что уже достаточно намучились с галлереей Третьякова.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
История меценатства в России: Мамонтов, Третьяков, Бахрушин...
История нашего меценатства очень богата. Имена самых щедрых "спонсоров искусства" - Мамонтова, Морозова, Третьякова - до сих пор на слуху.
Меценатство промышленника и предпринимателя, строителя железных дорог Саввы Мамонтова было по тем временам очень необычным. У себя в Абрамцеве он устроил что-то вроде Дома творчества. Приглашал в усадьбу друзей-художников, часто вместе с семьями, и лично вывозил их на этюды. Среди них были Васнецов и Поленов. Мамонтов также был единственным покровителем Врубеля.
Кстати, именно Мамонтов построил гостиницу ''Метрополь'' в центре Москвы. Есть на ней и врубелевские фрески. А еще без него мир не узнал бы Федора Шаляпина: певец вышел из частной оперы Мамонтова.
Но дела у промышленника не всегда шли гладко. В 90-е годы 19-ого века он создал объединение - как бы сейчас сказали - многопрофильный холдинг из промышленных и транспортных предприятий. Они нуждались в модернизации и требовали огромных вложений. Уследить за использованием средств было очень трудно, деньги разворовывалась. В итоге Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Несколько месяцев он провел в тюрьме. На суде Савва был полностью оправдан, но потерял деньги, репутацию и уже не мог заниматься ни предпринимательством, ни меценатством.
Потомственный купец Павел Третьяков меценатом себя не считал. Более того - говорил, что меценатство ему совершенно чуждо. И несмотря на это, он основал знаменитую Третьяковку. Почему-то подобная идея не приходила в голову никому из частных коллекционеров того времени. Удвительно, что у Третьякова не было специального художественного образования, но были вкус и чутье - ему всегда удавалось находить талантливых живописцев раньше искуствоведов. Последнее, что он сказал своим родным перед смертью : "Берегите галерею и будьте здоровы".
Фабрикант Савва Морозов давал деньги далеко не всем, был очень разборчив. На музей изящных искусств, который создавал в Москве отец Марины Цветаевой, он не пожертовал ни копейки. Зато в создании МХАТа поучаствовал не меньше Станисловского и Немировича-Данченко.
Морозов дал и огромную сумму на строительство и несколько лет в одиночку оплачивал все театральные расходы. Но делал это при условии, что его имя не должно появляться в газетах. А еще Морозов - по проекту архитектора Шехтеля - построил особняк в центре Москвы, который ныне принадлежит МИД. Раньше его так и называли: Морозовским. Считается, что именно он стал прообразом дома Маргариты из романа Булгакова.
Помимо театра и архитектуры, у Морозова была еще одна страсть - политтехнологии. Он считается одним из спонсоров революции 1917 года.
Коллеция Алексея Бахрушина началась со спора с двоюродным братом: кто соберет больше предметов театральной старины. Через несколько лет экспонатов набралось на литературно-театральный музей: афиши, программы спектаклей, рукописи, фотографии и личные вещи актеров. Еще при жизни Бахрушин хотел передать музей в собственность Москвы, то есть, подарить москвичам. Но столичные власти отказались, сказали, что уже достаточно намучились с галлереей Третьякова.
История нашего меценатства очень богата. Имена самых щедрых "спонсоров искусства" - Мамонтова, Морозова, Третьякова - до сих пор на слуху.
Меценатство промышленника и предпринимателя, строителя железных дорог Саввы Мамонтова было по тем временам очень необычным. У себя в Абрамцеве он устроил что-то вроде Дома творчества. Приглашал в усадьбу друзей-художников, часто вместе с семьями, и лично вывозил их на этюды. Среди них были Васнецов и Поленов. Мамонтов также был единственным покровителем Врубеля.
Кстати, именно Мамонтов построил гостиницу ''Метрополь'' в центре Москвы. Есть на ней и врубелевские фрески. А еще без него мир не узнал бы Федора Шаляпина: певец вышел из частной оперы Мамонтова.
Но дела у промышленника не всегда шли гладко. В 90-е годы 19-ого века он создал объединение - как бы сейчас сказали - многопрофильный холдинг из промышленных и транспортных предприятий. Они нуждались в модернизации и требовали огромных вложений. Уследить за использованием средств было очень трудно, деньги разворовывалась. В итоге Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Несколько месяцев он провел в тюрьме. На суде Савва был полностью оправдан, но потерял деньги, репутацию и уже не мог заниматься ни предпринимательством, ни меценатством.
Потомственный купец Павел Третьяков меценатом себя не считал. Более того - говорил, что меценатство ему совершенно чуждо. И несмотря на это, он основал знаменитую Третьяковку. Почему-то подобная идея не приходила в голову никому из частных коллекционеров того времени. Удвительно, что у Третьякова не было специального художественного образования, но были вкус и чутье - ему всегда удавалось находить талантливых живописцев раньше искуствоведов. Последнее, что он сказал своим родным перед смертью : "Берегите галерею и будьте здоровы".
Фабрикант Савва Морозов давал деньги далеко не всем, был очень разборчив. На музей изящных искусств, который создавал в Москве отец Марины Цветаевой, он не пожертовал ни копейки. Зато в создании МХАТа поучаствовал не меньше Станисловского и Немировича-Данченко.
Морозов дал и огромную сумму на строительство и несколько лет в одиночку оплачивал все театральные расходы. Но делал это при условии, что его имя не должно появляться в газетах. А еще Морозов - по проекту архитектора Шехтеля - построил особняк в центре Москвы, который ныне принадлежит МИД. Раньше его так и называли: Морозовским. Считается, что именно он стал прообразом дома Маргариты из романа Булгакова.
Помимо театра и архитектуры, у Морозова была еще одна страсть - политтехнологии. Он считается одним из спонсоров революции 1917 года.
Коллеция Алексея Бахрушина началась со спора с двоюродным братом: кто соберет больше предметов театральной старины. Через несколько лет экспонатов набралось на литературно-театральный музей: афиши, программы спектаклей, рукописи, фотографии и личные вещи актеров. Еще при жизни Бахрушин хотел передать музей в собственность Москвы, то есть, подарить москвичам. Но столичные власти отказались, сказали, что уже достаточно намучились с галлереей Третьякова.