История меценатства в России: Мамонтов, Третьяков, Бахрушин...

Третьяковская галерея, МХАТ, московский Театральный музей — за все это мы должны благодарить знаменитых промышленников 19 века. История нашего меценатства очень богата. Имена самых щедрых "спонсоров искусства" - Мамонтова, Морозова, Третьякова - до сих по
История меценатства в России: Мамонтов, Третьяков, Бахрушин...
В Лондоне проходит выставка, посвященная эволюции автомобиля в XX веке
В Зимбабве полицейские дубинками разогнали желающих послушать выступление лидера оппозиции
Гуманитарный корабль «Океан Викинг» спас 30 человек у берегов Ливии
В Вологде открылась уникальная модельная библиотека «Книжный экспресс»
В Новосибирске без отопления остаются 12 многоквартирных домов
Госдума во втором чтении рассмотрит законопроект об электронных трудовых книжках
В Сахалинской области продлили программу регионального маткапитала до 2022 года
Путин примет участие в запуске первых линий МЦД
Новости, 21.11.2019, 07.00. Полный выпуск
В Италии устраняют последствия проливных дождей

История нашего меценатства очень богата. Имена самых щедрых "спонсоров искусства" - Мамонтова, Морозова, Третьякова - до сих пор на слуху.

Меценатство промышленника и предпринимателя, строителя железных дорог Саввы Мамонтова было по тем временам очень необычным. У себя в Абрамцеве он устроил что-то вроде Дома творчества. Приглашал в усадьбу друзей-художников, часто вместе с семьями, и лично вывозил их на этюды. Среди них были Васнецов и Поленов. Мамонтов также был единственным покровителем Врубеля.

Кстати, именно Мамонтов построил гостиницу ''Метрополь'' в центре Москвы. Есть на ней и врубелевские фрески. А еще без него мир не узнал бы Федора Шаляпина: певец вышел из частной оперы Мамонтова.

Но дела у промышленника не всегда шли гладко. В 90-е годы 19-ого века он создал объединение - как бы сейчас сказали - многопрофильный холдинг из промышленных и транспортных предприятий. Они нуждались в модернизации и требовали огромных вложений. Уследить за использованием средств было очень трудно, деньги разворовывалась. В итоге Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Несколько месяцев он провел в тюрьме. На суде Савва был полностью оправдан, но потерял деньги, репутацию и уже не мог заниматься ни предпринимательством, ни меценатством.

Потомственный купец Павел Третьяков меценатом себя не считал. Более того - говорил, что меценатство ему совершенно чуждо. И несмотря на это, он основал знаменитую Третьяковку. Почему-то подобная идея не приходила в голову никому из частных коллекционеров того времени. Удвительно, что у Третьякова не было специального художественного образования, но были вкус и чутье - ему всегда удавалось находить талантливых живописцев раньше искуствоведов. Последнее, что он сказал своим родным перед смертью : "Берегите галерею и будьте здоровы".

Фабрикант Савва Морозов давал деньги далеко не всем, был очень разборчив. На музей изящных искусств, который создавал в Москве отец Марины Цветаевой, он не пожертовал ни копейки. Зато в создании МХАТа поучаствовал не меньше Станисловского и Немировича-Данченко.

Морозов дал и огромную сумму на строительство и несколько лет в одиночку оплачивал все театральные расходы. Но делал это при условии, что его имя не должно появляться в газетах. А еще Морозов - по проекту архитектора Шехтеля - построил особняк в центре Москвы, который ныне принадлежит МИД. Раньше его так и называли: Морозовским. Считается, что именно он стал прообразом дома Маргариты из романа Булгакова.

Помимо театра и архитектуры, у Морозова была еще одна страсть - политтехнологии. Он считается одним из спонсоров революции 1917 года.

Коллеция Алексея Бахрушина началась со спора с двоюродным братом: кто соберет больше предметов театральной старины. Через несколько лет экспонатов набралось на литературно-театральный музей: афиши, программы спектаклей, рукописи, фотографии и личные вещи актеров. Еще при жизни Бахрушин хотел передать музей в собственность Москвы, то есть, подарить москвичам. Но столичные власти отказались, сказали, что уже достаточно намучились с галлереей Третьякова. 

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)