Кинокритик о роли фильмов Алексея Германа для отечественного кино

Киновед Виктор Матизен: Герман — это мастерство в каждом кадре

Кинокритик о роли фильмов Алексея Германа для отечественного кино
Дмитрий Кощеев/РИА

20 июля исполнилось бы 80 лет со дня рождения кинорежиссера Алексея Германа. Он умер в 2013 году, так и не увидев на экранах картину «Трудно быть богом», снятую по мотивам одноименной повести братьев Стругацких. По мнению российского кинокритика, члена правления Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена, Герман — один из величайших отечественных режиссеров.  
  
«Если говорить о месте Германа в отечественном кинематографе, то оно рядом с самыми выдающимися режиссерами российского кино. Его можно поставить в один ряд с Кирой Муратовой, Сергеем Эйзенштейном, Михаилом Роммом, — рассказал Матизен в интервью корреспонденту ОТР. — Значение фильмов Германа — в оригинальной, совершенно особой манере. Он создал кино, которое с невероятной силой поглощает зрителя в себя. Даже если ты понимаешь, что это фантастический мир, как в последней его работе «Трудно быть Богом», ты все равно в него втягиваешься, погружаешься в него целиком и полностью».    

За свою жизнь Алексей Герман снял шесть фильмов: «Седьмой спутник», «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталёв, машину!» и «Трудно быть богом». Перфекционизм режиссера, его внимание к каждой детали и требовательность к актерам вошли в легенду. Над каждой своей работой режиссер работал помногу лет, и каждый выход его фильма в свет становился событием.

«Герман — это мастерство в каждом кадре, — подчеркивает кинокритик. — Возьмите любой его фильм, «Мой друг Иван Лапшин» или «Хрусталев, машину!» — каждый кадр здесь доведен до совершенства. Собственно поэтому Герман и работал так долго над каждой своей картиной. Лично меня поражает то упорство, с которым режиссер добивался того, чего он хочет», — отметил Матизен. 

ITAR-TASS

Стиль Германа всегда узнаваем — черно-белые кадры, реальность, сконструированная так, что напоминает сон, сюрреалистические образы. Говоря о манере Германа, Виктор Матизен отметил, что новаторские приемы, используемые режиссером в его лентах, целиком работают на смысл фильма, который он хочет донести до зрителя. «Герман умеет подробно воссоздать эпоху, сотворить антураж, который действует на зрителя даже на эмоциональном уровне. Посмотрите, как переданы люди 1940-х годов в «Иване Лапшине»! Ничего подобного до этого в кино не было. Рядом с его способностью реконструировать время все остальные меркнут, хотя, конечно, есть масса хороших фильмов о тех временах»

«Для того, чтобы войти в мир Германа, требуется определенная подготовка и говорить о «массовости» картин этого режиссера было бы странно, — добавляет кинокритик. — Вряд ли люди далекие от саморефлексии или глубокого осмысления прошлого будут интересоваться его картинами. Фильмы Германа — это кино для умных и рефлексирующих людей»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татьяна Лиознова, BMW, музыкальные торты, шахматы и не только. 20 июля в истории 

Материал опубликовали: Алексей Сурин, Лейла Мустафаева
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)