Финансовый эксперт Бархота перечислил классические примеры мисселинга
Российским банкам пригрозили многомиллионными штрафами за обман клиентов. Если финорганизация допустит так называемый мисселинг — когда информация об услуге намеренно утаивается или искажается, то ей придется заплатить до 0,1% от общего размера капитала. Сегодня же штрафы за такие нарушения сильно меньше — максимум 40 тысяч рублей. Как банки вводят в заблуждение своих клиентов и что поможет не попасться на их уловки, узнал ОТР. Мисселингом называют недобросовестные практики продаж, когда клиенту навязывают ненужные ему изначально услуги или когда под видом одного продукта, например, вклада, человеку оформляют другой. В 2024 году российские финорганизации стали реже использовать такой прием. Так, в первом квартале жалоб на мисселинг в ЦБ стало на 70% меньше. Однако полностью избавиться от проблемы все еще не удалось, банки продолжают навязывать людям ненужные услуги, фактически «выкачивая» из них деньги за это. Чаще всего финансовые организации вместе с кредитом заставляют оформить и страховку, рассказала «Известиям» руководитель проекта «За права заемщиков» Народного фронта Евгения Лазарева. Работает это примерно так: потребитель приходит в банк, чтобы взять кредит, однако оказывается, что к стоимости продукта добавляется обязательная страховка, которая плюсует к кредиту еще 20%, пояснил ОТР эксперт финансового рынка Андрей Бархота. По его словам, порой страховка обходится дороже, чем сам заем, а сотрудники банка, как правило, это не озвучивают. «Еще один классический пример мисселинга — это когда потребитель приходит в отделение банка и просит открыть ему вклад, на что сотрудник отделения предлагает оформить договор инвестиционного страхования жизни, указывая, что это тот же самый вклад только с большей доходностью Но на самом деле доходность, которую принесет инвестиционное страхование жизни, может быть ниже [чем вклад]», – указал специалист. С предложением повысить штрафы для банков в случае мисселинга выступил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаил Мамута. Инициатива готовится к внесению в Госдуму, если ее одобрят, то новые правила вступят в силу уже в следующем году. По словам Мамуты, кратно увеличить штрафы банкам необходимо, чтобы искоренить мисселинг. Глава комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков уточнил, что за обман потребителей нужно взыскивать до 0,1% от капитала банка. Штрафы такого размера могут стать существенной нагрузкой для финансовых организаций, уверены эксперты. Так, небольшим банкам мисселинг обойдется в несколько сотен миллионов, а крупнейшим кредитным организациям — в несколько миллиардов. Сейчас же за обман россиян банки платят от 20 до 40 тысяч рублей. Новые суммы, уверен специалисты, помогут сделать кредиты прозрачнее. При оформлении займа необходимо обращать внимание на мелкий шрифт и текст под звездочками, порекомендовал Андрей Бархота. Правило «избитое», но тем не менее почему-то все про него забывают. В итоге вместе с кредитом человек покупает еще и страховки, которые обойдутся ему в круглую сумму. Некоторые банки тщательно скрывают в договоре информацию о том, что досрочно закрыть кредит без уплаты комиссии нельзя, из-за чего сэкономить на процентах у клиента не выйдет, добавил собеседник ОТР. «Многие банки хитрят и зашивают внутри договора почти незаметное положение о том, что если клиент гасит кредит досрочно, то он обязан еще и уплатить оставшиеся проценты. И, как правило, это находится внутри какого-то неприметного раздела», – пояснил Бархота. Перед тем, как открыть вклад или оформить кредит, важно тщательно изучить предложения в разных банках, продолжил эксперт. Условия оформления того или иного продукта везде свои, поэтому есть возможность найти место, где он обойдется дешевле. «Когда потребитель выбирает один и тот же продукт в разных банках, сравнивает опции, стоимость, то он добивается более выгодных условий для себя и сразу отсекаются какие-то практики, которые могли бы ввести его в заблуждение», – сказал специалист. Если вы пришли в банк оформить кредитную карту, что занимает около 15 минут, а в итоге сидите уже час, то, вероятно, сотрудники хотят навязать еще кучу ненужных услуг. По словам эксперта, «время в отделении работает не на потребителя». Бархота посоветовал следить за новостями, особенно если они касаются финансовой сферы. Например, все знают, что ставка ЦБ сейчас составляет 16%, а значит кредит обойдется еще дороже, поэтому вестись на предложения, где указывают меньший процент, не стоит. «Если вы видите какие-то противоречия, например, ключевая ставка 20%, а кредит выдается под 5%, то надо понимать, что это маркетинговая акция, которая призвана привлечь клиентов. Но по факту стоимость кредита не будет ниже среднерыночной, а, скорее всего, будет больше. [Такие предложения] чаще всего рассчитаны на неосведомленных граждан», – резюмировал эксперт.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Финансовый эксперт Бархота перечислил классические примеры мисселинга
Российским банкам пригрозили многомиллионными штрафами за обман клиентов. Если финорганизация допустит так называемый мисселинг — когда информация об услуге намеренно утаивается или искажается, то ей придется заплатить до 0,1% от общего размера капитала. Сегодня же штрафы за такие нарушения сильно меньше — максимум 40 тысяч рублей. Как банки вводят в заблуждение своих клиентов и что поможет не попасться на их уловки, узнал ОТР. Мисселингом называют недобросовестные практики продаж, когда клиенту навязывают ненужные ему изначально услуги или когда под видом одного продукта, например, вклада, человеку оформляют другой. В 2024 году российские финорганизации стали реже использовать такой прием. Так, в первом квартале жалоб на мисселинг в ЦБ стало на 70% меньше. Однако полностью избавиться от проблемы все еще не удалось, банки продолжают навязывать людям ненужные услуги, фактически «выкачивая» из них деньги за это. Чаще всего финансовые организации вместе с кредитом заставляют оформить и страховку, рассказала «Известиям» руководитель проекта «За права заемщиков» Народного фронта Евгения Лазарева. Работает это примерно так: потребитель приходит в банк, чтобы взять кредит, однако оказывается, что к стоимости продукта добавляется обязательная страховка, которая плюсует к кредиту еще 20%, пояснил ОТР эксперт финансового рынка Андрей Бархота. По его словам, порой страховка обходится дороже, чем сам заем, а сотрудники банка, как правило, это не озвучивают. «Еще один классический пример мисселинга — это когда потребитель приходит в отделение банка и просит открыть ему вклад, на что сотрудник отделения предлагает оформить договор инвестиционного страхования жизни, указывая, что это тот же самый вклад только с большей доходностью Но на самом деле доходность, которую принесет инвестиционное страхование жизни, может быть ниже [чем вклад]», – указал специалист. С предложением повысить штрафы для банков в случае мисселинга выступил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаил Мамута. Инициатива готовится к внесению в Госдуму, если ее одобрят, то новые правила вступят в силу уже в следующем году. По словам Мамуты, кратно увеличить штрафы банкам необходимо, чтобы искоренить мисселинг. Глава комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков уточнил, что за обман потребителей нужно взыскивать до 0,1% от капитала банка. Штрафы такого размера могут стать существенной нагрузкой для финансовых организаций, уверены эксперты. Так, небольшим банкам мисселинг обойдется в несколько сотен миллионов, а крупнейшим кредитным организациям — в несколько миллиардов. Сейчас же за обман россиян банки платят от 20 до 40 тысяч рублей. Новые суммы, уверен специалисты, помогут сделать кредиты прозрачнее. При оформлении займа необходимо обращать внимание на мелкий шрифт и текст под звездочками, порекомендовал Андрей Бархота. Правило «избитое», но тем не менее почему-то все про него забывают. В итоге вместе с кредитом человек покупает еще и страховки, которые обойдутся ему в круглую сумму. Некоторые банки тщательно скрывают в договоре информацию о том, что досрочно закрыть кредит без уплаты комиссии нельзя, из-за чего сэкономить на процентах у клиента не выйдет, добавил собеседник ОТР. «Многие банки хитрят и зашивают внутри договора почти незаметное положение о том, что если клиент гасит кредит досрочно, то он обязан еще и уплатить оставшиеся проценты. И, как правило, это находится внутри какого-то неприметного раздела», – пояснил Бархота. Перед тем, как открыть вклад или оформить кредит, важно тщательно изучить предложения в разных банках, продолжил эксперт. Условия оформления того или иного продукта везде свои, поэтому есть возможность найти место, где он обойдется дешевле. «Когда потребитель выбирает один и тот же продукт в разных банках, сравнивает опции, стоимость, то он добивается более выгодных условий для себя и сразу отсекаются какие-то практики, которые могли бы ввести его в заблуждение», – сказал специалист. Если вы пришли в банк оформить кредитную карту, что занимает около 15 минут, а в итоге сидите уже час, то, вероятно, сотрудники хотят навязать еще кучу ненужных услуг. По словам эксперта, «время в отделении работает не на потребителя». Бархота посоветовал следить за новостями, особенно если они касаются финансовой сферы. Например, все знают, что ставка ЦБ сейчас составляет 16%, а значит кредит обойдется еще дороже, поэтому вестись на предложения, где указывают меньший процент, не стоит. «Если вы видите какие-то противоречия, например, ключевая ставка 20%, а кредит выдается под 5%, то надо понимать, что это маркетинговая акция, которая призвана привлечь клиентов. Но по факту стоимость кредита не будет ниже среднерыночной, а, скорее всего, будет больше. [Такие предложения] чаще всего рассчитаны на неосведомленных граждан», – резюмировал эксперт.
Российским банкам пригрозили многомиллионными штрафами за обман клиентов. Если финорганизация допустит так называемый мисселинг — когда информация об услуге намеренно утаивается или искажается, то ей придется заплатить до 0,1% от общего размера капитала. Сегодня же штрафы за такие нарушения сильно меньше — максимум 40 тысяч рублей. Как банки вводят в заблуждение своих клиентов и что поможет не попасться на их уловки, узнал ОТР. Мисселингом называют недобросовестные практики продаж, когда клиенту навязывают ненужные ему изначально услуги или когда под видом одного продукта, например, вклада, человеку оформляют другой. В 2024 году российские финорганизации стали реже использовать такой прием. Так, в первом квартале жалоб на мисселинг в ЦБ стало на 70% меньше. Однако полностью избавиться от проблемы все еще не удалось, банки продолжают навязывать людям ненужные услуги, фактически «выкачивая» из них деньги за это. Чаще всего финансовые организации вместе с кредитом заставляют оформить и страховку, рассказала «Известиям» руководитель проекта «За права заемщиков» Народного фронта Евгения Лазарева. Работает это примерно так: потребитель приходит в банк, чтобы взять кредит, однако оказывается, что к стоимости продукта добавляется обязательная страховка, которая плюсует к кредиту еще 20%, пояснил ОТР эксперт финансового рынка Андрей Бархота. По его словам, порой страховка обходится дороже, чем сам заем, а сотрудники банка, как правило, это не озвучивают. «Еще один классический пример мисселинга — это когда потребитель приходит в отделение банка и просит открыть ему вклад, на что сотрудник отделения предлагает оформить договор инвестиционного страхования жизни, указывая, что это тот же самый вклад только с большей доходностью Но на самом деле доходность, которую принесет инвестиционное страхование жизни, может быть ниже [чем вклад]», – указал специалист. С предложением повысить штрафы для банков в случае мисселинга выступил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Михаил Мамута. Инициатива готовится к внесению в Госдуму, если ее одобрят, то новые правила вступят в силу уже в следующем году. По словам Мамуты, кратно увеличить штрафы банкам необходимо, чтобы искоренить мисселинг. Глава комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков уточнил, что за обман потребителей нужно взыскивать до 0,1% от капитала банка. Штрафы такого размера могут стать существенной нагрузкой для финансовых организаций, уверены эксперты. Так, небольшим банкам мисселинг обойдется в несколько сотен миллионов, а крупнейшим кредитным организациям — в несколько миллиардов. Сейчас же за обман россиян банки платят от 20 до 40 тысяч рублей. Новые суммы, уверен специалисты, помогут сделать кредиты прозрачнее. При оформлении займа необходимо обращать внимание на мелкий шрифт и текст под звездочками, порекомендовал Андрей Бархота. Правило «избитое», но тем не менее почему-то все про него забывают. В итоге вместе с кредитом человек покупает еще и страховки, которые обойдутся ему в круглую сумму. Некоторые банки тщательно скрывают в договоре информацию о том, что досрочно закрыть кредит без уплаты комиссии нельзя, из-за чего сэкономить на процентах у клиента не выйдет, добавил собеседник ОТР. «Многие банки хитрят и зашивают внутри договора почти незаметное положение о том, что если клиент гасит кредит досрочно, то он обязан еще и уплатить оставшиеся проценты. И, как правило, это находится внутри какого-то неприметного раздела», – пояснил Бархота. Перед тем, как открыть вклад или оформить кредит, важно тщательно изучить предложения в разных банках, продолжил эксперт. Условия оформления того или иного продукта везде свои, поэтому есть возможность найти место, где он обойдется дешевле. «Когда потребитель выбирает один и тот же продукт в разных банках, сравнивает опции, стоимость, то он добивается более выгодных условий для себя и сразу отсекаются какие-то практики, которые могли бы ввести его в заблуждение», – сказал специалист. Если вы пришли в банк оформить кредитную карту, что занимает около 15 минут, а в итоге сидите уже час, то, вероятно, сотрудники хотят навязать еще кучу ненужных услуг. По словам эксперта, «время в отделении работает не на потребителя». Бархота посоветовал следить за новостями, особенно если они касаются финансовой сферы. Например, все знают, что ставка ЦБ сейчас составляет 16%, а значит кредит обойдется еще дороже, поэтому вестись на предложения, где указывают меньший процент, не стоит. «Если вы видите какие-то противоречия, например, ключевая ставка 20%, а кредит выдается под 5%, то надо понимать, что это маркетинговая акция, которая призвана привлечь клиентов. Но по факту стоимость кредита не будет ниже среднерыночной, а, скорее всего, будет больше. [Такие предложения] чаще всего рассчитаны на неосведомленных граждан», – резюмировал эксперт.