Мир развивается благодаря ученым: они делают жизнь людей проще, безопаснее и технологичнее. В День российской науки телеканал ОТР собрал значимые открытия отечественных специалистов за 2023 год в одном материале. Группа ученых из Балтийского федерального университета имени Канта во главе с кандидатом физико-математических наук Александром Хромовым создала нейросеть, которая находит психические заболевания. Уникальность метода машинного обучения в том, что он помогает не только выявить изменения, но и объяснить, почему они случились. Об этом написали «Ведомости». Изобретение диагностирует большое депрессивное расстройство с точностью до 82%. Ученые не трогали отдельные клетки мозга, а создали модель, которая в динамике воспроизводит его работу. В будущем разработка ляжет в основу более мощных систем, которые смогут глубже исследовать мозг. Похожие технологии используют для изучения вирусов, социальных сетей и психологических особенностей человека. Но в нейрофизиологии их только развивают. Способность объяснить изменения в мозге — важнейшая особенность модели машинного обучения, которую создали в БФУ. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» разработал наноспутник «Святобор-1», который предсказывает стихийные бедствия. Разработку поддержал проект «Дежурный по планете», поэтому в ней участвовали школьники и студенты. Аппарат оснастили тепловизором и цветовой камерой: он может записывать изображение с разрешением 15-17 кадров на пиксель. Спутник летает на плазменном двигателе VERA — это тоже инновационная разработка «МИФИ». «Святобор» будет отслеживать лесные пожары и другие стихийные бедствия. Он заработает летом 2024 года. Российские биологи и врачи вместе с зарубежными коллегами придумали, как с высокой точностью выявлять одну из самых агрессивных форм рака — глиобластому. Исследователи отобрали короткие молекулы ДНК, которые связывались с опухолью, и улучшили их на молекулярном уровне. В этой работе они применили методы машинного обучения. Систему успешно протестировали на животных. Измененные короткие молекулы смогут не только находить опухоль, но и помогут в лечении. Обычно глиобластома требует хирургического вмешательства, но медикам бывает сложно удалить все злокачественные образования сразу, ведь иссекать окружающие ткани в поисках нельзя. Заточенные на нахождение опухолей молекулы помогут лучше и проще обнаруживать участки, которые нужно вырезать. Институт цитологии и генетики СО РАН проанализировал больше 20 тысяч участков генома и нашел уникальные генетические маркеры пшеницы и сои. Они позволят выращивать устойчивые к погодным изменениям культуры с высоким содержанием белка. Помимо этого, ученым удалось найти соединения, которые отвечают за время колошения и созревания пшеницы. Благодаря этому они создадут сорта, способные выживать в засуху или холода. Такой метод геномной селекции довольно точно предсказывает результаты, и уже в этом году исследователи высадят первую опытную партию сои и пшеницы. Создать ее поможет компьютерное моделирование, рассказала руководитель проекта Елена Салина. Эти технологии сделают сельскохозяйственную промышленность России еще более независимой и процветающей, обратила внимание член-корреспондент РАН, заведующая лабораторией главного ботанического сада имени Цицина Ирина Митрофанова. Ученые из «Ростеха» создали не имеющую аналогов систему на управлении с числовым программным обеспечением. Она выполняет сварочные работы в узких пространствах внутри атомных реакторов. Уникальное оборудование очень важно для атомной энергетики, его будут использовать в «Росатоме» и других компаниях отрасли. Робота научили сваривать детали любой толщины и проверять температуру швов с помощью инфракрасного пирометра. Он может работать даже по жаропрочной стали при токах до 500 ампер. Сотрудники Томского научного исследовательского медицинского центра точнее определили причины выкидышей в первом триместре беременности. Как оказалось, в 70% случаев виной всему хромосомные нарушения у эмбрионов. Ученые поняли это, изучив 1,7 тысячи образцов тканей из биобанка. Они определили хромосомный набор у каждого и первыми в мире сравнили разные ткани эмбрионов, сделав полногеномный анализ. Как показал метод, у 35% эмбрионов с нормальным набором хромосом есть аномалии в других тканях, что и привело к выкидышам. А раньше считалось, что спонтанное прерывание беременности в 50% случаев вызывает аномалии именно в хромосомах. Открытие ученых ощутимо улучшит процедуру ЭКО и неинвазивное пренатальное тестирование (НИПТ) — анализ, который проходят беременные женщины. Результаты исследования могут учесть в рекомендациях к этим процедурам, и тогда врачи смогут намного точнее предсказывать выкидыши и находить их причины. Каждый месяц около 10 владельцев смартфонов в России сталкиваются с тем, что их гаджеты загораются или даже взрываются. Эта проблема актуальна для всего мира — виноваты литий-ионные аккумуляторы внутри устройств. Они самовозгораются из-за перегрева. Решение нашли сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета: они создали специальный полимерный защитный слой, сообщил ТАСС. Он перестает проводить электричество после того, как напряжение превышает определенный уровень. Гель уменьшает емкость аккумулятора на 10%, но зато он практически полностью снимает проблему со взрывами смартфонов. Психофизиологи из Нижегородского государственного университета Лобачевского научились настраивать мозг пациентов после инсульта на правильную работу. Прибор, который помогает в этом, назвали «Нейрооптима». Он состоит из очков, наушников, измерителей кислорода в крови и датчиков электроэнцефалограммы. Прибор создает особый аудиовизуальный ряд, где звуки переходят от высоких частот к низким, а цвета картинок – от красного к более холодным оттенкам. Система измеряет амплитуду активности мозга во время изменений. Он полностью восстанавливает свою работу, когда прибор доходит до звука, напоминающего флейту, а картинка светится серебристым сиянием. В октябре 2023 года президент России Владимир Путин поручил кабмину разработать нацпроект по развитию космической сферы. А в этом году глава государства заявил, что в него важно включить создание и запуск малых спутников. Это значит, что в стране появятся новые исследовательские центры на базе школ и институтов. С помощью малых спутников можно удаленно оперировать людей, осваивать космос и решать другие важнейшие задачи. Подробнее об этом ОТР рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ РАН) Натан Эйсмонт.