Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане
проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник
местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не
совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение.
Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между
человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед
началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные
продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам.
Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него
уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут
колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», –
поведал он.
Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский
шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато
о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке
и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты.
Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У
нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто
спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько
даст», – рассказала Людмила Кобежикова.
Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч
рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не
останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит
современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою
культуру им порой непросто.
Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства
культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные
знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство
эти требования пока оставило без ответа.
К концу XIX века все население Хакасии приняло православие.
Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь
только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее
смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро
ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего
12%.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Минкульт оставляет без внимания просьбы хакасских шаманов о национальной юрте
Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане
проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник
местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не
совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение.
Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между
человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед
началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные
продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам.
Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него
уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут
колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», –
поведал он.
Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский
шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато
о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке
и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты.
Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У
нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто
спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько
даст», – рассказала Людмила Кобежикова.
Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч
рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не
останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит
современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою
культуру им порой непросто.
Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства
культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные
знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство
эти требования пока оставило без ответа.
К концу XIX века все население Хакасии приняло православие.
Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь
только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее
смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро
ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего
12%.
Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане
проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник
местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не
совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение.
Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между
человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед
началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные
продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам.
Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него
уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут
колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», –
поведал он.
Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский
шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато
о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке
и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты.
Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У
нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто
спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько
даст», – рассказала Людмила Кобежикова.
Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч
рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не
останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит
современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою
культуру им порой непросто.
Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства
культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные
знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство
эти требования пока оставило без ответа.
К концу XIX века все население Хакасии приняло православие.
Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь
только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее
смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро
ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего
12%.