Минкульт оставляет без внимания просьбы хакасских шаманов о национальной юрте

Министерство культуры отказывается предоставить шаманам Хакасии помещение для проведения обрядов.
Минкульт оставляет без внимания просьбы хакасских шаманов о национальной юрте
Четырехлетняя Лера Холопова из Нижегородской области нуждается в дорогостоящем лечении
В Намбии экскурсовод снял на видео сражение двух редчайших черных носорогов
CBS: приказ о нападении на НПЗ в Саудовской Аравии отдал верховный руководитель Ирана
Минздрав назвал безопасные нормы употребления алкоголя
Историкам удалось установить личности более половины защитников Севастополя времен ВОВ
Губернатор Магаданской области предложил в два раза повысить транспортный налог в регионе
Прокуратура Приангарья выявила нехватку стройматериалов для восстановительных работ после паводка
Трудовые инспекторы получат право принуждать работодателей выплачивать долги по зарплате
Новости, 19.09.2019, 10:00. Полный выпуск
В Париже появилось водное такси

Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение.

Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам.

Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», – поведал он.

Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты.

Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько даст», – рассказала Людмила Кобежикова.

Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою культуру им порой непросто.

Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство эти требования пока оставило без ответа.

К концу XIX века все население Хакасии приняло православие. Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего 12%.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)