Минкульт оставляет без внимания просьбы хакасских шаманов о национальной юрте
Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение. Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам. Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», – поведал он. Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты. Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько даст», – рассказала Людмила Кобежикова. Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою культуру им порой непросто. Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство эти требования пока оставило без ответа. К концу XIX века все население Хакасии приняло православие. Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего 12%.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Минкульт оставляет без внимания просьбы хакасских шаманов о национальной юрте
Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение. Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам. Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», – поведал он. Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты. Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько даст», – рассказала Людмила Кобежикова. Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою культуру им порой непросто. Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство эти требования пока оставило без ответа. К концу XIX века все население Хакасии приняло православие. Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего 12%.
Сегодня в Хакасии отмечают День республики. В Абакане проходят праздничные гуляния, концерты и салют. По своему поддержали праздник местные шаманы, вызвав хорошую погоду. Однако настроение у народных знахарей не совсем праздничное: их уникальной культуре грозит исчезновение. Шаманы у народов Сибири считаются проводниками между человеком и духами. В их традиции вся природа – живая. Например, огонь перед началом обряда нужно покормить: в него кладут мясо, выпечку и молочные продукты. Ждут, когда костер насытится, а уже потом обращаются к духам. Ученик шамана Анатолий Инкижеков рассказал о том, что у него уничтожили полрода. «Когда пришла советская власть, им не нравилось, что тут колдуют. Они уничтожали, убивали, расстреливали и рассылали по всей Сибири», – поведал он. Помогает шаманке Людмиле Кобежиковой проводить обряд тувинский шаман Адыгжи. У него три класса образования: читать умеет, но пишет с трудом, зато о его способностях знают за пределами России: у него клиенты в Европе, Америке и Азии. Поприветствовать шамана приезжают христиане, мусульмане и будисты. Цены на свои услуги настоящие шаманы не устанавливают. «У нас у хакасов есть такое выражение Алас – Пирес, берешь – отдаешь. Часто спрашивают: а сколько будет стоить? У меня прейскуранта цен нет. Кто сколько даст», – рассказала Людмила Кобежикова. Максимальная сумма, которую Людмила получала за обряд 20 тысяч рублей, минимальная – 5 копеек. Впрочем, финансовая нестабильность шаманов не останавливает: они вышли из кочевого народа, ко многому привыкли. Беспокоит современных колдунов другое: хотя сейчас шаманов не уничтожают, сохранить свою культуру им порой непросто. Уже несколько лет шаманское общество просит у министерства культуры Хакасии поставить помещение или хотя бы юрту в Абакане. Там народные знахари могли бы принимать клиентов, совещаться и проводить обряды. Но министерство эти требования пока оставило без ответа. К концу XIX века все население Хакасии приняло православие. Однако основная масса населения продолжало исповедовать веру предков, придерживаясь только внешней стороны христианства. Испытание урбанизацией оказалось страшнее смены веры: выезжающие в города хакасы забывают о шаманизме и быстро ассимилируются. Сейчас доля коренного населения в республике составляет всего 12%.