На острове Кижи реставрируют знаменитый собор, построенный без гвоздей

Сегодня в Карелии реставраторы, которые восстанавливают знаменитый Преображенский храм, получили рекомендации специальной комиссии ЮНЕСКО.

Международные эксперты проверили памятник деревянного зодчества и подтвердили, что российские мастера выбрали правильную технологию.

Строителям пришлось пойти на хитрость, иначе Преображенскую церковь проще было бы снести. Сосновые бревна начали гнить, храм проваливаться.

Сейчас Преображенская церковь буквально парит в воздухе. На весу ее держит хитрая металлическая конструкция. Каждый из сотни таких домкратов рассчитан на нагрузку в 5 тонн.

Инженер Александр Куусела рассказывает, что церковь перебирают буквально по бревнышку. Для этого ее разделили на пояса.

«На самом деле, это шедевр мировой архитектуры, потому что если начать его глубоко изучать, как это сделано, и пытаться повторить, то повторить практически невозможно», – говорит Александр Куусела, ведущий инженер.

Реставрационные пояса отвозят в плотницкий центр. Это что-то вроде больницы для дерева.

Бревна темного цвета – старые, светлого – новые. Просто выкинуть подпорченное дерево нельзя – не по технологии. Мастера удаляют больной участок и заменяют его свежим материалом.

«Это как с картинами, как с иконами. Все хорошее старое остается. А где нельзя, что не сохранилось, то дополняется новым», – говорит Андрей Ковальчук, начальник плотницкого центра.

Правда, бревна условно новые. Прежде чем занять свое место они несколько лет дозревают на складе. Деревья для Кижского памятника подбирают особенные. Климат на планете изменился, и подходящие сосны приходится буквально выискивать в северных лесах.

Именно поэтому реставраторы не успевают к юбилею Преображенской церкви – в будущем году ей 300 лет. Впрочем, когда речь о шедевре, спешка – последнее, о чем думают мастера.

Но все-таки без гвоздей при строительстве не обошлось, как бы ни была красива легенда. Нестор прибивал с их помощью осиновые лемеха к куполам Преображенской церкви. Но вот сам храм – да, срубил без единого гвоздя.

Пять лет для реставрации, судя по мировой практике, не очень большой срок. В Швеции, например, на основные работы по восстановлению единственного в мире корабля 16 века «Густав Васа» специалисты потратили 18 лет. Впрочем, незначительные реставрационные работы там не прекращаются и поныне. 

Комментарии