Деревянный кузов, колёса или полозья, а также оглобли, чтобы запрягать лошадь. Отец и сын Нуржановы из Челябинской области заканчивают собирать свою сотую телегу. Такие транспортные средства на Южном Урале делают только они. Тележных дел мастера живут в Челябинской области. Отец и сын Нуржановы единственные на Южном Урале занимаются изготовлением телег, саней и повозок ручной работы. Мастера заканчивают изготовление своей сотой телеги. Февраль в семье Нуржановых - самое хлопотное время. Они сдают заказчикам сделанные за зиму повозки. Эти сани - для свадьбы. В ближайшее время мастера установят на них украшенное резьбой сиденье и передадут покупателю. Жанабай Нуржанов, мастер по изготовлению телег: «Телегу делал мой отец, помогал ему я… Подушки вырезаны очень сложным узором и необычным. Шестидрожечная, как я говорил. Все выточено и измерено до мелочей, как я говорил, подгоняли». Летние телеги - кошевки и зимние сани - ходки в семье Нуржановых делают больше полувека. Секреты мастерства передают из поколения в поколение. В мае начинают заготавливать сухие и ровные побеги березы, все лето их сушат, а с сентября берутся за сборку. Оптимальная длина готовой телеги - 2 метра 20 сантиметров. Сделаешь меньше - ход будет жесткий. Больше - телегой будет неудобно управлять. Хамид Нуржанов, мастер по изготовлению телег: «Кошевка - это на лошади ездить, кататься, на праздники. На свадьбу, красота, красивые, их украшали узорами. Ходовка тоже так же - налегке ездить, на свадьбу, кататься, по поселку проехать семьей, легкая». Хамиду Нуржанову недавно исполнилось восемьдесят лет. Он заканчивает последнюю партию повозок в этом году, а после этого планирует полностью передать дело сыну. Хамид Нуржанов, мастер по изготовлению телег: «Сейчас спрос большой, а я сам старый, теперь все, вот внукам сделаю и все. Вот последние 5 пар осталось кошевок, и больше не буду делать». Их кошевки и ходки - полностью ручная работа. Даже болты и гайки мастера не покупают - нарезают сами. Основные детали для повозок вырезают и выпиливают из дерева. Делят их на кривульки и головяшки. Кривульки - основа для саней. Из головяшек собирают сиденья и поручни. Хамид Нуржанов, мастер по изготовлению телег: «Вот два передних - это головяшки. Вот вторая поперек идет, вот третья, тут еще долбить надо, вот так…». После того, как повозка готова, ее обшивают натуральной кожей или ковром – по желанию заказчика. Кожа – материал более прочный, зато ковер хорошо сохраняет тепло. Чтобы протестировать новые сани, мастера запрягают в них своих лошадей и делают несколько кругов вокруг села. Заказы у Нуржановых расписаны на год вперед. Стоимость готовой кошевки начинается от 30 тысяч рублей и доходит до 100 тысяч. Самые дорогие – повозки для конных скачек во время Сабантуя. Они должны быть не только красивыми, но и максимально прочными, чтобы выдержать гонку на высокой скорости по неровной дороге.