На Ямале один из самых труднодоступных музеев России готовится к работе
На Ямале один из самых труднодоступных музеев России - Ханты-мужи - готовится к новому сезону. Дорог там нет и добраться можно только по реке и только летом, когда растает снег. Поэтому туристов мало. Но музейщики на них очень рассчитывают - этнографическую экспозицию под открытым небом давно пора реставрировать, а власти денег не дают. Подробности - у Владислава Двоеглазова. Все последние дни Алла Конева приводит в порядок экспонаты музея после долгой зимы, строит летний чум. Научилась этому еще в детстве, когда жила с родителями в тундре. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Традиционно каслающее население - строят чумы женщины. Но здесь в нашем коллективе женщина я одна. Поэтому приходится руководить мужским коллективом". Когда-то на этом месте стояла деревня Ханты-Мужи, в которой жили ханты. Но потихоньку жители разъехались, последний уехал отсюда в 90-е. Районные власти решили основать на месте вымершей деревни этнографический музей под открытым небом. Правда, добраться до него нелегко - в этих местах нет дорог, кругом непроходимые леса и болота. И сотрудники музея, и туристы добираются сюда на лодке по реке. В парке-музее воссоздан быт хантов 18 и 19 веков. Здесь - два летних чума и десять деревянных домов, в которых ханты жили зимой. Входная дверь в избах очень низкая - чтобы из дома уходило как можно меньше тепла. Анна Брусницына, директор Шурышкарского районного музейного комплекса: "Наверное, для того музей и был создан. Чтобы эта культура не ушла совсем. Собиралась, аккумулировалась, воспроизводилась. И где-то популяризировалась, не люблю это слово, но тем не менее". В домах - вещи, которые ханты использовали для охоты, рыбалки и в хозяйстве. Часть экспонатов сотрудники музея заказали у местных мастеров или привезли сами из экспедиций по отдаленным деревням. Особое место в парке - кострище и языческое капище в лесу. Такие обязательно были в каждом поселении хантов. Деревья на капище считаются святыми. С их помощью ханты просят у богов удачи и здоровья, повязывая на ветки полоски ярких тканей. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Женщинам нельзя ходить к мужским деревьям. Там только мужчины и мальчики. А у женских деревьев женщины и девочки. Около мужских деревьев можно проводить обряды жертвоприношения. Что и делается у нас в традиционные праздники". Первые туристы до этнографического парка добираются обычно только в июле - после того, как на Оби окончательно сойдет лед. Но на длинный и сложный путь решаются немногие: дорога из Салехарда в одну сторону занимает полдня. А если на реке шторм, то и того больше. За сезон, который длится всего четыре месяца в музее бывает максимум сто посетителей. За два десятка лет экспонаты музея ни разу не реставрировались. Крыши домов прохудились. Восстанавливать их сотрудникам парка приходится своими силами - власти не финансируют комплекс уже несколько лет. В этом году музейные работники собираются привести в порядок хотя бы часть экспонатов. Но где взять на это деньги, пока не придумали. 
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
На Ямале один из самых труднодоступных музеев России готовится к работе
На Ямале один из самых труднодоступных музеев России - Ханты-мужи - готовится к новому сезону. Дорог там нет и добраться можно только по реке и только летом, когда растает снег. Поэтому туристов мало. Но музейщики на них очень рассчитывают - этнографическую экспозицию под открытым небом давно пора реставрировать, а власти денег не дают. Подробности - у Владислава Двоеглазова. Все последние дни Алла Конева приводит в порядок экспонаты музея после долгой зимы, строит летний чум. Научилась этому еще в детстве, когда жила с родителями в тундре. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Традиционно каслающее население - строят чумы женщины. Но здесь в нашем коллективе женщина я одна. Поэтому приходится руководить мужским коллективом". Когда-то на этом месте стояла деревня Ханты-Мужи, в которой жили ханты. Но потихоньку жители разъехались, последний уехал отсюда в 90-е. Районные власти решили основать на месте вымершей деревни этнографический музей под открытым небом. Правда, добраться до него нелегко - в этих местах нет дорог, кругом непроходимые леса и болота. И сотрудники музея, и туристы добираются сюда на лодке по реке. В парке-музее воссоздан быт хантов 18 и 19 веков. Здесь - два летних чума и десять деревянных домов, в которых ханты жили зимой. Входная дверь в избах очень низкая - чтобы из дома уходило как можно меньше тепла. Анна Брусницына, директор Шурышкарского районного музейного комплекса: "Наверное, для того музей и был создан. Чтобы эта культура не ушла совсем. Собиралась, аккумулировалась, воспроизводилась. И где-то популяризировалась, не люблю это слово, но тем не менее". В домах - вещи, которые ханты использовали для охоты, рыбалки и в хозяйстве. Часть экспонатов сотрудники музея заказали у местных мастеров или привезли сами из экспедиций по отдаленным деревням. Особое место в парке - кострище и языческое капище в лесу. Такие обязательно были в каждом поселении хантов. Деревья на капище считаются святыми. С их помощью ханты просят у богов удачи и здоровья, повязывая на ветки полоски ярких тканей. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Женщинам нельзя ходить к мужским деревьям. Там только мужчины и мальчики. А у женских деревьев женщины и девочки. Около мужских деревьев можно проводить обряды жертвоприношения. Что и делается у нас в традиционные праздники". Первые туристы до этнографического парка добираются обычно только в июле - после того, как на Оби окончательно сойдет лед. Но на длинный и сложный путь решаются немногие: дорога из Салехарда в одну сторону занимает полдня. А если на реке шторм, то и того больше. За сезон, который длится всего четыре месяца в музее бывает максимум сто посетителей. За два десятка лет экспонаты музея ни разу не реставрировались. Крыши домов прохудились. Восстанавливать их сотрудникам парка приходится своими силами - власти не финансируют комплекс уже несколько лет. В этом году музейные работники собираются привести в порядок хотя бы часть экспонатов. Но где взять на это деньги, пока не придумали. 
На Ямале один из самых труднодоступных музеев России - Ханты-мужи - готовится к новому сезону. Дорог там нет и добраться можно только по реке и только летом, когда растает снег. Поэтому туристов мало. Но музейщики на них очень рассчитывают - этнографическую экспозицию под открытым небом давно пора реставрировать, а власти денег не дают. Подробности - у Владислава Двоеглазова. Все последние дни Алла Конева приводит в порядок экспонаты музея после долгой зимы, строит летний чум. Научилась этому еще в детстве, когда жила с родителями в тундре. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Традиционно каслающее население - строят чумы женщины. Но здесь в нашем коллективе женщина я одна. Поэтому приходится руководить мужским коллективом". Когда-то на этом месте стояла деревня Ханты-Мужи, в которой жили ханты. Но потихоньку жители разъехались, последний уехал отсюда в 90-е. Районные власти решили основать на месте вымершей деревни этнографический музей под открытым небом. Правда, добраться до него нелегко - в этих местах нет дорог, кругом непроходимые леса и болота. И сотрудники музея, и туристы добираются сюда на лодке по реке. В парке-музее воссоздан быт хантов 18 и 19 веков. Здесь - два летних чума и десять деревянных домов, в которых ханты жили зимой. Входная дверь в избах очень низкая - чтобы из дома уходило как можно меньше тепла. Анна Брусницына, директор Шурышкарского районного музейного комплекса: "Наверное, для того музей и был создан. Чтобы эта культура не ушла совсем. Собиралась, аккумулировалась, воспроизводилась. И где-то популяризировалась, не люблю это слово, но тем не менее". В домах - вещи, которые ханты использовали для охоты, рыбалки и в хозяйстве. Часть экспонатов сотрудники музея заказали у местных мастеров или привезли сами из экспедиций по отдаленным деревням. Особое место в парке - кострище и языческое капище в лесу. Такие обязательно были в каждом поселении хантов. Деревья на капище считаются святыми. С их помощью ханты просят у богов удачи и здоровья, повязывая на ветки полоски ярких тканей. Алла Конева, заведующая природно-этнографическим парком-музеем "Живун": "Женщинам нельзя ходить к мужским деревьям. Там только мужчины и мальчики. А у женских деревьев женщины и девочки. Около мужских деревьев можно проводить обряды жертвоприношения. Что и делается у нас в традиционные праздники". Первые туристы до этнографического парка добираются обычно только в июле - после того, как на Оби окончательно сойдет лед. Но на длинный и сложный путь решаются немногие: дорога из Салехарда в одну сторону занимает полдня. А если на реке шторм, то и того больше. За сезон, который длится всего четыре месяца в музее бывает максимум сто посетителей. За два десятка лет экспонаты музея ни разу не реставрировались. Крыши домов прохудились. Восстанавливать их сотрудникам парка приходится своими силами - власти не финансируют комплекс уже несколько лет. В этом году музейные работники собираются привести в порядок хотя бы часть экспонатов. Но где взять на это деньги, пока не придумали.