«Никто вам конфиденциальность данных не гарантирует». Эксперты ОТР рассказали о методах борьбы с телефонным мошенничеством

Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

В Аналитическом центре НАФИ выяснили, что более половины опрошенных россиян считают, что с мошенничеством в интернете должны бороться правоохранители. А вот 11% уверены, что гражданам самим нужно проявлять бдительность во время онлайн покупок.

По данным аналитиков, за 2020 год столкнулись с мошенниками при покупке товаров в интернете 11% россиян, 7% потеряли деньги. Смогли вернуть свои средства только 4%. В МВД сообщили, что в январе 2021 года число преступлений в сфере высоких технологий увеличилось на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за этот период зарегистрировали свыше 37 тыс. киберпреступлений.

В эфире программы «Отражение» эксперт в области информационной безопасности Виталий Вехов отметил, что ужесточение наказания за телефонное мошенничество поможет решить проблему повторных преступлений.

«Когда люди будут понимать, что за это им грозит до 10 лет лишения свободы, им несколько раз придется задуматься о тех гипотетических денежных средствах, которые они могут похитить с помощью телефонного мошенничества, и о реальных сроках, которые им придется в местах не столь отдаленных отбывать», - заметил он.

Однако этой меры может быть недостаточно. Как объяснил эксперт, чтобы провести качественное расследование и довести дело до суда, необходимы специализированные следственные подразделения. Они существовали в России до 2010 года, а после переаттестации из милиции в полицию были расформированы за ненадобностью.

«Если вы придете и обратитесь к участковому оперуполномоченному либо в следственное подразделение в любом отделе полиции, что у вас украли кошелек, то его худо-бедно найдут. Но если вы скажете, что у вас украли электронный кошелек, то сначала вас не поймут, с чем вы сюда пришли. Далее вас всеми возможными незаконными способами будут уговаривать не подавать заявление», - сообщил Вехов.

По его словам, в случае подачи заявления дело часто приостанавливается за отсутствием лица, совершившего данное преступление. Согласно приведенной экспертом статистике, такое происходит с 86% уголовных дел, возбужденными по этому направлению.

«Занимаются ими единичные специалисты, высококвалифицированные, имеющие, как правило, два высших образования: юридическое по линии следствия, и второе – инженерно-техническое образование по линии IT-технологий. Таких людей чрезвычайно мало, поскольку никто за 43 тысячи рублей в месяц не готов работать», - прокомментировал эксперт.

По его словам, россияне сами предоставляют персональные данные мошенникам, когда заполняют различные бонусные или скидочные карты: телефон, адрес электронной почты, ФИО.

«Никто вам конфиденциальность данных не гарантирует, когда вы в различных сетях заполняете бонусные и скидочные карты. Они идут не персонифицированно… Но ни о какой защите вы не подписываете никакой документ», - добавил он.

В свою очередь, начальник отдела аналитики SearchInform Алексей Парфентьев рассказал о существовании нескольких методик выявления телефонных мошенников. По его словам, первый этап здесь - борьба с утечками информации.

«Наши данные по закону обязаны быть защищены. Проблема заключается в том, что ответственность за утечку, допустим, если вы сотрудник банка с доступом к таким данным, определяется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч рублей для юридических лиц. А вознаграждение в Даркнете на базу персональных данных измеряется в миллионах рублей», - пояснил он.

Специалист в сфере информационной безопасности также отметил недостаточную жесткость законодательства в отношении мошенников.

«Есть много случаев, когда «колл-центры» этих мошенников организовывают прямо в исправительных учреждениях. Мне не очень верится, что закрытое учреждение со специальным регламентом, где каждое действие заключенного подконтрольно, могло не заметить факта, что у них внутри, в камере работает «колл-центр»… Отсутствие желания здесь налицо», - рассказал эксперт.

А зрители передачи «Отражение» придумали собственную схему борьбы с телефонным мошенничеством - «семейный пароль».

«Приняли такое решение – мы сделали семейный пароль. И когда мне с такими вещами звонили, я просто говорю: «Пусть он скажет пароль». – «Да вы понимаете…». – «Пароль! Есть пароль? Нет? Все, до свидания», - пояснил зритель из Ростова-на-Дону Владимир.

Ранее в Центробанке предложили отнести телефонное мошенничество под статью «Мошенничество в сфере компьютерной информации» с наказанием до 10 лет лишения свободы. Регулятор уверен, что необходимо ужесточать меры борьбы с телефонными аферистами. В 2020 году Центробанк направил на блокировку 26 тысяч номеров – на 86% больше, чем в 2019. А потери банковских клиентов выросли в полтора раза и составили около 9 миллиардов рублей.

Материал опубликовала: Валерия Маганова
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)