Светлое Воскресение Христово, которое в 2024 году отмечают 5 мая, в Советском Союзе было в немилости. Начиная с 1918 года, большевики всячески пытались отвлечь внимание от Пасхи и Бога. Что для этого делали и как людям удалось сохранить веру вопреки обстоятельствам, расскажет ОТР.
Сразу после Октябрьской революции, в 1918 году большевики сократили праздничные дни и отменили премии, которые в Российской империи рабочие обычно получали к Пасхе. Для этого даже создали специальный декрет «о невыплате наградных», а основанием для него стало то, что трудящиеся якобы и так много получают. В то же время в крупных городах уже были перебои с поставкой продуктов, а к концу 1918 года начался голод, напомнил Life.ru.
Среда Страстной недели в том году выпала на 1 мая, и Поместный собор Русской православной церкви запретил верующим участвовать в шествиях, которые оскорбляют чувства православных. Ведь веками в Великую неделю нельзя было шуметь и что-то праздновать. 1 мая большевики готовились отметить первый государственный праздник — День Интернационала.
Они приняли декрет о красном флаге и о памятниках Республики: последний предписывал свергнуть все монументы царской России и заменить их на памятники героев революции. Однако далеко не везде исполнили этот декрет. Например, в Екатеринбурге сохранили памятники. Там отметили, что монументы — это народное достояние и часть истории. Тех же, кто пытался их уничтожить, в городе назвали хулиганами и грабителями.
День Интернационала в Петрограде провели на Марсовом поле, а в Москве — на Ходынском. Оно больше всего ассоциировалось с «кровавым царизмом» из-за жуткой давки с погибшими на коронации Николая II. На закупку красной ткани в Москве выделили 200 тысяч рублей и утвердили к празднику лозунги «Да здравствует Советская власть — диктатура рабочих и крестьян над буржуазией!», «Кто не трудится — тот не ест!». Во всех крупных городах состоялись шествия и манифестации, а в Петрограде прошел парад судов с флагами на Неве. Над Петропавловской крепостью гремели салюты и весь город освещали прожекторы.
Многие священники отнеслись к перевороту 1917 года с воодушевлением, но быстро изменили свое мнение. На это повлияли приход к власти Льва Троцкого, Владимира Ленина и других, а также расстрел царской семьи. Вся государственная машина развернулась против религии, не оставив священнослужителям даже призрачного шанса на победу в войне за людские души.
Иван Бунин писал о том дне в своем дневнике. Он отметил, что во всем остальном мире тогда была Пасха, а в Петербурге стояла дивная весна.
«Весна, пасхальные колокола звали к чувствам радостным, воскресным. Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование», — гласят его записи.
Рабочим раздали по булочке и половине сельди по случаю маевки. Ленин хотел показать всему миру, что государство наконец идет не против трудящихся, а заодно с ними. Но даже в тот год рабочие все равно отметили Пасху. Они праздновали ее пять дней, несмотря на враждебное отношение власти к религии, писал немецкий журналист Карл Ботмер.
В борьбе с религией применялись разные способы: слово «Пасха» писали с маленькой буквы, проводили антихристианские лекции и создавали брошюры с насмешками над священниками и верующими. Чтобы не дать людям молиться, в последний день недели проводили «Воскресники» с обязательной явкой. А в 1920-х годах на юге в Первомай раздавали табак и сахар. Но даже после этого на Кубани осталось много верующих. Тогда запретили богослужения, христосования, походы в гости и закрыли церкви.
Пасхе противопоставляли демонстрации, митинги и карнавалы, а в прессе подробно освещали конфликты и драки, случившиеся в Светлую неделю. В селах с 1923 года появилась «комсомольская пасха» — шествие с чучелами священников и антирелигиозной пропагандой. На таких сборищах даже топтали и сжигали крест с распятым Христом.
Но самые разгульные бесчинства устраивали, когда Светлое Воскресение Христово выпадало на Первомай. В 1921 году дни с 1 по 3 мая сделали выходными и под завязку забили их шествиями и праздниками, чтобы рабочим некогда было думать о душе. А с 1929 года, наоборот, ввели непрерывную работу, чтобы люди не могли отметить Пасху с семьей. В тот же момент начали разрушать храмы: в небытие ушло примерно 50 тысяч строений, более 40 тысяч священников убили, еще около 200 тысяч человек пострадали за веру. Среди них были церковные старосты, семинаристы и богословы. Приходить в уцелевшие храмы на Пасху стало небезопасно для жизни.
Во время Великой Отечественной войны Иосиф Сталин потребовал открыть уцелевшие церкви: он понял, что в такое время людям необходима опора. Но после его кончины к власти пришел Никита Хрущев, который вернулся к гонениям на религию и возродил Первомай, сделав его еще более важным праздником.
Во времена застоя 1 мая стало, скорее, поводом собраться на пикник с семьей, а с парадами дата уже ассоциировалась меньше. На людей перестали сильно давить и они смогли сами решать, возвращаться ли к Богу. Кто-то даже умудрялся совмещать религию и походы на демонстрации.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
Отнять веру не вышло. Как большевики пытались отменить Пасху после 1917 года
Светлое Воскресение Христово, которое в 2024 году отмечают 5 мая, в Советском Союзе было в немилости. Начиная с 1918 года, большевики всячески пытались отвлечь внимание от Пасхи и Бога. Что для этого делали и как людям удалось сохранить веру вопреки обстоятельствам, расскажет ОТР.
Сразу после Октябрьской революции, в 1918 году большевики сократили праздничные дни и отменили премии, которые в Российской империи рабочие обычно получали к Пасхе. Для этого даже создали специальный декрет «о невыплате наградных», а основанием для него стало то, что трудящиеся якобы и так много получают. В то же время в крупных городах уже были перебои с поставкой продуктов, а к концу 1918 года начался голод, напомнил Life.ru.
Среда Страстной недели в том году выпала на 1 мая, и Поместный собор Русской православной церкви запретил верующим участвовать в шествиях, которые оскорбляют чувства православных. Ведь веками в Великую неделю нельзя было шуметь и что-то праздновать. 1 мая большевики готовились отметить первый государственный праздник — День Интернационала.
Они приняли декрет о красном флаге и о памятниках Республики: последний предписывал свергнуть все монументы царской России и заменить их на памятники героев революции. Однако далеко не везде исполнили этот декрет. Например, в Екатеринбурге сохранили памятники. Там отметили, что монументы — это народное достояние и часть истории. Тех же, кто пытался их уничтожить, в городе назвали хулиганами и грабителями.
День Интернационала в Петрограде провели на Марсовом поле, а в Москве — на Ходынском. Оно больше всего ассоциировалось с «кровавым царизмом» из-за жуткой давки с погибшими на коронации Николая II. На закупку красной ткани в Москве выделили 200 тысяч рублей и утвердили к празднику лозунги «Да здравствует Советская власть — диктатура рабочих и крестьян над буржуазией!», «Кто не трудится — тот не ест!». Во всех крупных городах состоялись шествия и манифестации, а в Петрограде прошел парад судов с флагами на Неве. Над Петропавловской крепостью гремели салюты и весь город освещали прожекторы.
Многие священники отнеслись к перевороту 1917 года с воодушевлением, но быстро изменили свое мнение. На это повлияли приход к власти Льва Троцкого, Владимира Ленина и других, а также расстрел царской семьи. Вся государственная машина развернулась против религии, не оставив священнослужителям даже призрачного шанса на победу в войне за людские души.
Иван Бунин писал о том дне в своем дневнике. Он отметил, что во всем остальном мире тогда была Пасха, а в Петербурге стояла дивная весна.
«Весна, пасхальные колокола звали к чувствам радостным, воскресным. Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование», — гласят его записи.
Рабочим раздали по булочке и половине сельди по случаю маевки. Ленин хотел показать всему миру, что государство наконец идет не против трудящихся, а заодно с ними. Но даже в тот год рабочие все равно отметили Пасху. Они праздновали ее пять дней, несмотря на враждебное отношение власти к религии, писал немецкий журналист Карл Ботмер.
В борьбе с религией применялись разные способы: слово «Пасха» писали с маленькой буквы, проводили антихристианские лекции и создавали брошюры с насмешками над священниками и верующими. Чтобы не дать людям молиться, в последний день недели проводили «Воскресники» с обязательной явкой. А в 1920-х годах на юге в Первомай раздавали табак и сахар. Но даже после этого на Кубани осталось много верующих. Тогда запретили богослужения, христосования, походы в гости и закрыли церкви.
Пасхе противопоставляли демонстрации, митинги и карнавалы, а в прессе подробно освещали конфликты и драки, случившиеся в Светлую неделю. В селах с 1923 года появилась «комсомольская пасха» — шествие с чучелами священников и антирелигиозной пропагандой. На таких сборищах даже топтали и сжигали крест с распятым Христом.
Но самые разгульные бесчинства устраивали, когда Светлое Воскресение Христово выпадало на Первомай. В 1921 году дни с 1 по 3 мая сделали выходными и под завязку забили их шествиями и праздниками, чтобы рабочим некогда было думать о душе. А с 1929 года, наоборот, ввели непрерывную работу, чтобы люди не могли отметить Пасху с семьей. В тот же момент начали разрушать храмы: в небытие ушло примерно 50 тысяч строений, более 40 тысяч священников убили, еще около 200 тысяч человек пострадали за веру. Среди них были церковные старосты, семинаристы и богословы. Приходить в уцелевшие храмы на Пасху стало небезопасно для жизни.
Во время Великой Отечественной войны Иосиф Сталин потребовал открыть уцелевшие церкви: он понял, что в такое время людям необходима опора. Но после его кончины к власти пришел Никита Хрущев, который вернулся к гонениям на религию и возродил Первомай, сделав его еще более важным праздником.
Во времена застоя 1 мая стало, скорее, поводом собраться на пикник с семьей, а с парадами дата уже ассоциировалась меньше. На людей перестали сильно давить и они смогли сами решать, возвращаться ли к Богу. Кто-то даже умудрялся совмещать религию и походы на демонстрации.
Светлое Воскресение Христово, которое в 2024 году отмечают 5 мая, в Советском Союзе было в немилости. Начиная с 1918 года, большевики всячески пытались отвлечь внимание от Пасхи и Бога. Что для этого делали и как людям удалось сохранить веру вопреки обстоятельствам, расскажет ОТР.
Сразу после Октябрьской революции, в 1918 году большевики сократили праздничные дни и отменили премии, которые в Российской империи рабочие обычно получали к Пасхе. Для этого даже создали специальный декрет «о невыплате наградных», а основанием для него стало то, что трудящиеся якобы и так много получают. В то же время в крупных городах уже были перебои с поставкой продуктов, а к концу 1918 года начался голод, напомнил Life.ru.
Среда Страстной недели в том году выпала на 1 мая, и Поместный собор Русской православной церкви запретил верующим участвовать в шествиях, которые оскорбляют чувства православных. Ведь веками в Великую неделю нельзя было шуметь и что-то праздновать. 1 мая большевики готовились отметить первый государственный праздник — День Интернационала.
Они приняли декрет о красном флаге и о памятниках Республики: последний предписывал свергнуть все монументы царской России и заменить их на памятники героев революции. Однако далеко не везде исполнили этот декрет. Например, в Екатеринбурге сохранили памятники. Там отметили, что монументы — это народное достояние и часть истории. Тех же, кто пытался их уничтожить, в городе назвали хулиганами и грабителями.
День Интернационала в Петрограде провели на Марсовом поле, а в Москве — на Ходынском. Оно больше всего ассоциировалось с «кровавым царизмом» из-за жуткой давки с погибшими на коронации Николая II. На закупку красной ткани в Москве выделили 200 тысяч рублей и утвердили к празднику лозунги «Да здравствует Советская власть — диктатура рабочих и крестьян над буржуазией!», «Кто не трудится — тот не ест!». Во всех крупных городах состоялись шествия и манифестации, а в Петрограде прошел парад судов с флагами на Неве. Над Петропавловской крепостью гремели салюты и весь город освещали прожекторы.
Многие священники отнеслись к перевороту 1917 года с воодушевлением, но быстро изменили свое мнение. На это повлияли приход к власти Льва Троцкого, Владимира Ленина и других, а также расстрел царской семьи. Вся государственная машина развернулась против религии, не оставив священнослужителям даже призрачного шанса на победу в войне за людские души.
Иван Бунин писал о том дне в своем дневнике. Он отметил, что во всем остальном мире тогда была Пасха, а в Петербурге стояла дивная весна.
«Весна, пасхальные колокола звали к чувствам радостным, воскресным. Но зияла в мире необъятная могила. Смерть была в этой весне, последнее целование», — гласят его записи.
Рабочим раздали по булочке и половине сельди по случаю маевки. Ленин хотел показать всему миру, что государство наконец идет не против трудящихся, а заодно с ними. Но даже в тот год рабочие все равно отметили Пасху. Они праздновали ее пять дней, несмотря на враждебное отношение власти к религии, писал немецкий журналист Карл Ботмер.
В борьбе с религией применялись разные способы: слово «Пасха» писали с маленькой буквы, проводили антихристианские лекции и создавали брошюры с насмешками над священниками и верующими. Чтобы не дать людям молиться, в последний день недели проводили «Воскресники» с обязательной явкой. А в 1920-х годах на юге в Первомай раздавали табак и сахар. Но даже после этого на Кубани осталось много верующих. Тогда запретили богослужения, христосования, походы в гости и закрыли церкви.
Пасхе противопоставляли демонстрации, митинги и карнавалы, а в прессе подробно освещали конфликты и драки, случившиеся в Светлую неделю. В селах с 1923 года появилась «комсомольская пасха» — шествие с чучелами священников и антирелигиозной пропагандой. На таких сборищах даже топтали и сжигали крест с распятым Христом.
Но самые разгульные бесчинства устраивали, когда Светлое Воскресение Христово выпадало на Первомай. В 1921 году дни с 1 по 3 мая сделали выходными и под завязку забили их шествиями и праздниками, чтобы рабочим некогда было думать о душе. А с 1929 года, наоборот, ввели непрерывную работу, чтобы люди не могли отметить Пасху с семьей. В тот же момент начали разрушать храмы: в небытие ушло примерно 50 тысяч строений, более 40 тысяч священников убили, еще около 200 тысяч человек пострадали за веру. Среди них были церковные старосты, семинаристы и богословы. Приходить в уцелевшие храмы на Пасху стало небезопасно для жизни.
Во время Великой Отечественной войны Иосиф Сталин потребовал открыть уцелевшие церкви: он понял, что в такое время людям необходима опора. Но после его кончины к власти пришел Никита Хрущев, который вернулся к гонениям на религию и возродил Первомай, сделав его еще более важным праздником.
Во времена застоя 1 мая стало, скорее, поводом собраться на пикник с семьей, а с парадами дата уже ассоциировалась меньше. На людей перестали сильно давить и они смогли сами решать, возвращаться ли к Богу. Кто-то даже умудрялся совмещать религию и походы на демонстрации.