Противооползневый контроль. Ростовские ученые придумали, как обезопасить поезда от сходов оползней

В Ростове-на-Дону ученые придумали, как обезопасить поезда от возможных сходов оползней. В местном университете путей сообщения разработали специальную сигнализацию, которая предупредит машиниста в случае угрозы. Причем сделает это еще до того, как оползень сойдет. Как работает эта система - разбирался Дмитрий Андреянов.

Тектоническую картину ученые пока пишут по слою песка - примерно так же будет утыкана датчиками реальная местность на проблемном участке железной дороги.

"Сейчас меняем положение датчика - это имитация оползневого процесса", - объясняет ученый.

Соседний датчик следит за воздействием на дорожное полотно самих поездов. Этот - вилочкой - реагирует на осадки и грунтовые воды, то есть на погодные условия. Еще один - по натяжению струны определяет смещение элементов пути - рельсов и шпал. И сразу сигнализирует об этом.

Александр Кругликов, доцент кафедры "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог" РГУПС: "Произошел сам отрыв нагорной части оползня опасного склона. И у нас появился сигнал тревоги, который говорит о том, что движение подвижного состава должно быть приостановлено".

Ноу-хау разработчиков - это сложнейшая компьютерная программа, анализирующая по показаниям датчиков "здоровье" железнодорожного пути. В памяти компьютера множество вариантов: от естественного износа дороги - до глобальных тектонических сдвигов. Задача - автоматики не только включить сигнал "Опасно!", но и в реальном времени сообщать о реальном состоянии полотна.

Виктор Явна, заведующий кафедрой физики РГУПС, руководитель проекта: "На самом деле, это работа, полученная на стыке геофизики, компьютерного моделирования. Использована теория обработки сигналов, информатика, связь, компьютерные методы вычислений".

Комплект противооползневой сигнализации разработчики испытали на сложном участке сочинской дистанции пути: между горами и морем чаще всего и развиваются опасные процессы - оползни, обвалы и разломы.

Зелимхан Хакиев, доцент кафедры физики РГУПС: "Наработанные методики в части создания этой системы использованы нами уже были именно по предотвращению схода в районе Лазаревской".

Над проектом работали не только ученые университета путей сообщения. В изобретении используются наработки электронщиков и программистов других ВУЗов Ростова-на-Дону Активно участвовали в создании изобретения и автодорожники: для них дрожь земли - тоже острая проблема. 
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)