Врач Федяй: участников симуляции миссии на Луну ждут 30 испытаний в изоляции
Огромный астероид, мегаураган и мощнейший шторм чреваты разрушительными последствиями для человечества. Но тогда зачем ученые сами создают этих «монстров» и для чего запирают людей в замкнутом помещении на долгие месяцы? Ответ нашел телеканал ОТР. Каждый год на Землю падает до 16 тонн метеоритов. Обычно это сравнительно небольшие небесные тела, которые не наносят серьезного урона нашей планете. Но сценарий, при котором мир атакует метеорит внушительных размеров, нельзя списывать со счетов. Последствия визита такого «гостя» могут быть очень неприятными. Программист из Нью-Йорка создал симулятор, который моделирует подобные катастрофы. В нем можно изменять массу метеорита, угол падения и скорость, с которой он несется к цифровому двойнику Земли. Основываясь на этих данных, программа рассчитывает возможные последствия: сколько будет жертв и какие стихийные бедствия произойдут из-за столкновения с космическим телом, передал РЕН ТВ слова научного обозревателя Саймона Уистлера. Симулятор показал, что от падения астероида диаметром 500 метров на центр Нью-Йорка погибнут около 40 тысяч жителей. А от ударной волны, пожаров, землетрясений и цунами, которые начнутся после, население может сократиться еще на пять миллионов человек. В Москве проходит международный эксперимент «Сириус», во время которого люди имитируют полет на Луну. Двух мужчин и четырех женщин заперли в ограниченном пространстве на целый год. Именно столько времени, по мнению ученых, займет полет до спутника, высадка, обустройство и возвращение на Землю. Вся информация из изолированного комплекса попадает в центр управления полетами. Оттуда можно в реальном времени наблюдать за всем, что делает экипаж, рассказала координатор научной программы, заместитель главного врача проекта «Сириус» Стефания Федяй. За время изоляции участники эксперимента пройдут около 30 испытаний. Они отработают разные нештатные ситуации на космическом борту и преодолеют психологические ловушки. Чтобы все получилось максимально реалистично, в симуляции используют роботов и технологию виртуальной реальности. Результаты эксперимента пригодятся специалистам, которые будут планировать настоящие межпланетные миссии. Единственное, что нельзя смоделировать на Земле, это невесомость. Поэтому исследование больше касается поведения людей в изоляции, их психологического состояния и взаимоотношений. «Сейчас мы находимся на стадии планирования межпланетных полетов. И еще не совсем понятно, в каком составе они будут проходить, как долго они будут длиться. Соответственно, чем больше различных моделей сценариев мы сможем отработать, тем лучше», — отметила Федяй. Ураган «Катрина», который бушевал в США в 2005 году, унес сотни жизней. Ученые из Университета Флориды создали рукотворный ветер такой же силы, собрав «Стену ветра» из 12 гигантских вентиляторов. Установка разгоняет потоки воздуха до 72 метров в секунду — именно такая скорость была у «Катрины». «Стена ветра» работает на двух электрических двигателях мощностью по 500 лошадиных сил. В ее раму вмонтировали систему впрыска воды, которая имитирует сильный горизонтальный ливень. С помощью установки ученые стараются понять, как лучше защитить здания от стихии. Они уже выяснили, что основной удар урагана приходится на крышу дома, даже если она усилена металлическими конструкциями. Выходит, что крыши нужно укреплять еще лучше, отметил директор лаборатории исследований в области ветротехники Международного университета Флориды Ариндам Ган Чоудхури. Разгул стихии имитируют и с помощью аэродинамической трубы. Она позволяет тестировать копии высотных домов, которые только собираются строить. Ученые обращают внимание на то, как нагрузка влияет на стены: фиксируются даже малейшие трещины. В этом помогают специальные лазерные датчики. Исследователи создали специального робота, который постоянно «плюхается» на диван и ерзает по обивке. Разработку оснастили диском, обтянутым грубым хлопковым сукном, которое крутится и трет мебель. Во время эксперимента, названного «тест Визенбека», исследователи постоянно проверяют обивку на износ. Все заканчивается, когда на тканях появляются первые видимые повреждения — три рваные нити для гладкой ткани и нарушения структуры для ворсовой. Если материал выдержал восемь тысяч оборотов, его признают годным для обивки домашнего кресла. А вот для кафе подходят только экземпляры, пережившие не менее 90 тысяч оборотов. В Италии построили огромный бассейн, который имитирует море. Ученые разгоняют волны до 12-балльного шторма и создают мощные водовороты. Все для того, чтобы проверить на прочность корабли и самолеты, которым иногда нужно приводняться. Суда в искусственном море перемещают с помощью специальных установок, а каждое колебание фиксируют датчиками. Так ученые тестируют маневренность кораблей в разных условиях. Химикам тоже есть чем заняться: они проверяют, как разные составы воды влияют на винты, двигатели и другие детали. В искусственном море испытывают и военные суда, рассказал создатель симулятора Абеле Бруно. Черные дыры обладают настолько сильной гравитацией, что подобравшийся к ним слишком близко превратится в «макаронину» и уже не выберется обратно. Они невероятно «тяжелые», за счет чего замедляют время вокруг себя. Именно это свойство и заинтересовало ученых: специалисты из Израиля считают гравитацию ключом к путешествиям в будущее. Они создали черную дыру из восьми тысяч атомов газообразного рубидия, частицы которого перемещаются на сверхзвуковой скорости. В космосе черные дыры поглощают световые волны, но в эксперименте их заменили на звуковые. Исследователи наблюдали за поведением своего творения 124 дня. Известный популяризатор астрофизики Стивен Хоккинг продвигал теорию о том, что хоть из черной дыры и невозможно выбраться, сама она спонтанно выпускает лучи света. Это подтвердили израильские ученые, которые считают, что оказавшийся в черной дыре объект может попасть в другую вселенную. Если специалисты докажут свое предположение, человечество станет на шаг ближе к возможности путешествовать во времени. Все это говорит о том, что разрушительные эксперименты ученых по всему миру нацелены на пользу для человечества. Часто именно такие тесты приводят к открытиям, которые спасают сотни жизней и упрощают быт людей. ОТР уже рассказывал, какие полезные изобретения российские ученые создали в 2023 году.
Врач Федяй: участников симуляции миссии на Луну ждут 30 испытаний в изоляции