С 1 февраля в России – очередная массовая отмена электричек
По всей стране с 1 февраля отменяют электрички. Контракты
администраций областей с компаниями-перевозчиками заканчиваются, но продлевать
договоры предприятия не хотят.
Сегодня с железнодорожного вокзала Ртищево в Пензу отъезжает
последняя электричка. Сейчас она почти
пустая, но по пути поезд делает 27 остановок в селах и городах Саратовской и
Пензенской областей. На конечную станцию состав прибывает уже переполненный
пассажирами. В глубинке работы нет, поэтому люди едут на заработки в крупные
города.
«Люди у нас ездят каждый день во все смены, утром, вечером.
Многие ездят на сутки – утром потом возвращаются. Нам нельзя эту электричку
отменять. В деревнях работы нет. На электричке ездят до города», – говорит
Елена Дурнайкина, житель Пензенской области.
Однако пассажиров пока никто не услышал. С начала нового
года по всей России отменили 162 пригородных маршрута. Почти столько же
перестанут ходить с завтрашнего дня, но и это еще не все. В мае планируется следующее
сокращение поездов, насколько – пока еще не известно. По Липецкой области еще
недавно ходило 60 электричек, сейчас – лишь 20.
«Я думаю, что наши пассажиры сильно не пострадали. Я сказал бы,
даже совсем не пострадали, дело в том, что мы значительный период времени
работали над развитием маршрутной автомобильной сети, то есть мы людей
перевозим автобусами», – говорит Валерий Елфимов, начальник управления дорог и
транспорта Липецкой области.
Жители Владимирской области сегодня в последний раз смогли
проехать на электричках в некоторые районы региона. Количество поездов с
завтрашнего дня сократят. Например, из Коврова в Муром будут курсировать не
десять, как раньше, а всего пять электричек. Благодаря этому, регион планирует
сэкономить 30 миллионов рублей в год. Вместо сокращенных составов на этом
маршруте будут ходить междугородние автобусы. Стоимость проезда и время в
дороге не будут существенно отличаться – четыре часа поездки на автобусе
обойдутся пассажирам в те же 260 рублей.
«Дорожные условия обследованы и разработано совместно с
перевозчиками расписание движения автобусов. Таким образом были разработаны
расписания движения автобусов, чтобы не вызвать неудобства для жителей
городских и сельских населенных пунктов», – говорит Алексей Федяшин, начальник
отдела финансирования дорожно-транспортного комплекса Департамента транспорта и
дорожного хозяйства администрации Владимирской области.
Неудобства из-за отмены электричек коснутся в первую очередь
льготников. Часть рейсов будут выполнять пригородные автобусы, а часть –
междугородние. На эти автобусы при покупке билетов скидки не действуют.
Руководители Российских железных дорог утверждают, их вины
нет. РЖД не занимается пригородными перевозками уже три года. В каждом регионе
это делает местная компания, услуги которой должны оплачиваться из бюджета
области.
«Весь прошлый год, весь 2013 год, пригородные компании
предупреждали регионы о том, что они находятся в крайне бедственном положении
по той причине, что регионы не оплачивают свой заказ», – говорит Максим
Шнейдер, начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом
ОАО «РЖД».
Главная причина отмены поездов – отсутствие средств. Пригородные
электрички, по словам специалистов по транспорту, были убыточны всегда.
Компании-перевозчики не могут существовать исключительно на прибыль от продажи
билетов. Немало и тех пассажиров, кто их не покупает и ездит зайцем. Если цены
поднять, на другие виды транспорта пересядут и те, кто честно привык покупать
посадочные талоны.
«Если у нас полторы тысячи человек откажутся от поездки в
поезде, в электричке, они сядут в автомобиль. Это не только экологическая
составляющая, это загруженность наших дорог. Вопрос не будет решен – и дорог
нет, и автобусов хватать не будет», – говорит Владимир Белозеров, руководитель
рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным
проектам Общественной палаты РФ.
В странах Европы, власти делают все, чтобы люди пересели с
машин на электричку. Это решает сразу несколько проблем: сокращаются пробки на
автодорогах, улучшается экология, да и рабочие места появляются для
обслуживания пригородных перевозок. Россия, по словам специалистов, должна идти
по такому же пути.
«Я уверен, что на 2015 год та острота, которая возникла
сейчас с вопросом пригородных сообщений, будет решена через федеральный бюджет,
другого варианта нет», – Михаил Брячак, первый заместитель председателя
комитета Госдумы РФ по транспорту.
Власти регионов не хотят платить за убыточные перевозки. В
большинстве компаний пригородный поезд состоит из одного обычного вагона и
локомотива, который расходует слишком много солярки. Гораздо экономнее рельсовые
автобусы. Расход топлива у них меньше, да и пассажирам в них гораздо
комфортнее, поэтому они так популярны в западных странах. В России их делают в Подмосковье.
За 10 лет, там сдали в эксплуатацию 265 рельсовых автобусов. Большую часть из
них отправили на экспорт в Европу.