Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Семь космонавтов, изменивших наш мир

10:49, 12 апреля 2018

РИА Новости Космодром Байконур. Летчик-космонавт Андриян Николаев на стартовой площадке у лифта

12 апреля в России отмечается День Космонавтики. Со дня первого полета в космос прошло 57 лет. Интернет-редакция ОТР вспоминает имена астронавтов, чьи достижения изменили наш взгляд на мир. Поехали!

Юрий Гагарин

Самый известный космонавт на Земле, человек разделивший историю человечества до полета в космос и после. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космическое пространство.

Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин в автобусе по пути на стартовую площадку

Фотохроника ТАСС

В ходе полета на корабле "Восток-1", который продолжался 108 минут, Гагарин провел ряд экспериментов по нахождению человека в космосе: он пил, ел, делал записи карандашом. Сейчас кажется, что в этом нет ничего особенного, но в апреле 1961 года на 100% не было известно, сможет ли он в принципе существовать в космосе. Гагарин, несмотря на огромные сложности, смог. Предположения ученых о том, что человеческая психика может не выдержать испытания невесомостью и удаленностью от Земли не сбылись. Гагарин доказал, что человек имеет необходимые ресурсы для освоения космоса.

Герман Титов

Герман Титов — самый молодой космонавт, побывавший в космосе. На момент полета, совершенного 6 августа 1961 года, ему было 25 лет. В отличие от полета Гагарина, космическое путешествие Титова продлилось 25 часов и 18 минут. За это время корабль "Восток-2" успел совершить 17 витков вокруг Земли и преодолел более чем 700 тысяч километров.

Летчик-космонавт Герман Титов во время космического полета на космическом корабле "Восток-2" ведет киносъемку

РИА Новости

Через час после старта советский космонавт включил ручную ориентацию и впервые в истории стал поворачивать корабль на орбите. Во время нахождения на орбите, Титов проводил фото- и киносъемку поверхности Земли. Порой его мутило, однако он сумел побороть тошноту совершая только спокойные и выверенные движения. После седьмого витка Титову разрешили немного поспать. Через какое-то время он не вышел на связь. На Земле запаниковали, но все было впорядке — космонавт просто проспал на 35 минут - будильника на корабле не было. То, что Титов сумел поспать в космосе, было одним из важнейших экспериментов, необходимых для дальнейшего изучения поведения человека в условиях космоса.

Андриян Николаев

Андриян Николаев стал легендой космонавтики благодаря своей выносливости. Еще во время подготовки к своему первому полету он провел 10 суток в сурдобарокамере, в которой имитировалась полная изоляция от внешнего мира. 11 августа 1962 года состоялся успешный запуск корабля "Восток-3" с Николаевым на борту.

Летчик-космонавт Андриян Григорьевич Николаев во время медицинского обследования

Жихаренко Вера/Фотохроника ТАСС

Продолжительность полета составила четверо суток — это был первый многосуточный полет в истории космонавтики. Кроме того, это был первый парный полет советской космонавтики — одновременно с кораблем Николаева в космосе находился "Восток-4", который пилотировал Павел Попович. За время совместного полета космонавты наладили между собой радиосвязь, а также смогли провести первый военный эксперимент в космосе. Он состоял в перехвате вражеских спутников, где "Восток-4" исполнял роль цели, а "Восток-3" следовал за ним как перехватчик.

Кроме того, оба космонавта провели ряд медицинских и психологических тестов. Режим дня у космонавта был такой же, как и до полета, на Земле. Подобный распорядок позволял изучать суточную периодику основных физиологических функций человека в космосе. Впервые были получены более полные данные об адаптации человека к невесомости и о суточной периодике.

Свой второй полет Андриян Николаев (совместно с Виталием Севастьяновым) совершил 1 июня 1970 года. Он продолжался 18 суток и стал новым абсолютным рекордом. После возвращения космонавты испытывали значительные трудности с реадаптацией: некоторое время космонавты не могли ходить. Это состояние, вызванное тем, что космонавты недостаточно занимались физическими упражнениями во время длительного полета, получило название "эффект Николаева".

Валентина Терешкова

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила свой полет на корабле "Восток-6" 16 июня 1963 года. Она провела в космосе почти трое суток, несмотря на испытываемую тошноту и физический дискомфорт (из-за этого космонавт практически ничего не ела все это время).

Летчик-космонавт Валентина Терешкова

РИА Новости

Терешкова вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. При возвращении Терешковой на Землю выяснилось, что настройки корабля были неверными — команды на снижение воспринимались как команды на подъем орбиты. Центр управления полетами смог передать новые данные для компьютера "Востока", и спуск завершился успешно. Однако долгое время эта история хранилась в тайне.

Джон Янг

Джон Янг — первый и последний человек, летавший на четырех разных типах кораблей. Американский астронавт принимал участие в программах "Аполлон", "Джемини", а также управлял первым многоразовым кораблем "Спейс шаттл".

Американский астронавт Джон Янг на Луне

Zuma\TASS

Его первый полет состоялся в 1965 году и известен в том числе благодаря сэндвичу, который Янг тайком пронес на борт. В мае 1969 года в качестве пилота космического корабля "Аполлон 10" Янг долетел до Луны, чтобы разыскать лучшее место для посадочной площадки. Этот полет стал генеральной репетицией высадки на Луне корабля "Аполлон 11"  — первого появления человека на спутнике.

Сам Янг ступил на поверхность Луны 20 апреля 1972 года. Вместе с другими членами экипажа он исследовал горную местность Луны и собрал более 90 килограммов лунных камней, которые стали ценным материалом для ученых.

Алексей Леонов

Космический корабль "Восход-2" с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года. Главной миссией полета было совершить выход в открытый космос — первый в истории человечества.

Космонавт Алексей Леонов выходит в открытый космос из корабля "Восход-2"

РИА Новости

Эта честь досталась Леонову. Когда корабль делал второй виток, Леонов смог ответить на вопрос волнующий мировую космонавтику: может ли человек находиться и работать в условиях открытого космоса. После того, как Леонов выплыл в безвоздушное пространство, в его физическом состоянии начали происходить изменения: он страдал от тахикардии, учащенное поверхностное дыхание стало выше нормы в два раза, температура тела поднялась до +38 °C, началось повышенное потоотделение.

Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему с помощью фала, длина которого составляла чуть более 5 метров. Последний подъем к кораблю дался космонавту с большим трудом. В открытом космосе вне корабля Леонов провел 12 минут 9 секунд. По итогам эксперимента был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

Брюс Маккэндлесс

Американский астронавт Брюс Маккэндлесс стал великим продолжателем дела Леонова. Во время своего первого полета на корабле "Спейс шаттл", который продолжался с 3 по 11 февраля 1984 года, он дважды выходил в открытый космос. При этом впервые в истории космонавт находился в условиях открытого космоса без привязного фала и без какой-либо связи с кораблем.

Астронавт Брюс Маккэндлесс во время выхода в открытый космос

Zuma\TASS

Одной из главнейших задач астронавта было провести испытания индивидуальной двигательной установки ("летающего кресла"), которая позволяет космонавту перемещаться в невесомости. С его помощью Маккэндлесс удалялся от корабля на расстояние около 100 метров. Запасов кислорода у астронавта было всего лишь на 7-8 часов. Маккэндлесс рисковал погибнуть в космосе при возникновении внештатной ситуации.

К счастью, оба его выхода завершились удачно. После этого астронавты еще не раз использовали "летающее кресло" для замены неработающих агрегатов своих космических кораблей и даже снимали с их помощью с орбиты испорченные спутники. Однако в 1986 году после катастрофы шаттла "Челленджер", использование "летающего кресла" было признано опасным и запрещено.

Алексей Сурин

Написать комментарий

В России выросло количество жалоб на домашнее насилие

11:39, 24 апреля 2018

Из-за декриминализации домашнего насилия россияне стали чаще сообщать в правоохранительные органы о насилии в семье. В прошлом году в суды поступило около 161 тысячи таких дел, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные судебного департамента при Верховном суде.

С 2017 года статья "Побои" была выведена из Уголовного кодекса, за семейное насилие ввели административную ответственность. Среди санкций – штраф до 30 тысяч рублей, административный арест до 15 суток, исправительные работы. Заключение в колонию грозит насильнику при рецидиве.

В прошлом году по 161 тысяче дел наказание получили 113,5 тысячи человек. Среди них 90 тысяч были оштрафованы на сумму 430 миллионов рублей (взыскано только 168 миллионов), 14,4 тысячи человек отправили на исправительные работы, девять тысяч человек отбывали административный арест. Еще 500 человек получили сроки за повторные побои.

В 2015 и 2016 годы до судов дошло по 55 тысяч дел о семейном насилии. В 2015 году по ним осудили 16,2 тысячи человек, в 2016 – 17,8 тысячи.

Накануне всемирный банк Women, BusinessandtheLaw 2018 включил Россию в список стран, законодательство которых не гарантирует женщинам защиту от насилия. В этот список попали также Габон, Гаити, Иран, Кувейт, Либерия, Мали, Конго, Судан, Сирия и Узбекистан.

Анна Романенко

Написать комментарий
В рязанских детсадах проходят уроки финансовой грамотности Детям объясняют, что такое рубли, копейки, какие бывают монеты и как ими пользоваться
23 минуты назад
Всю технику "Амурской авиабазы" задействовали на тушении природных пожаров Внутренние авиарейсы в Амурской области отменены
30 минут назад
Столица Здоровья. Фестиваль “Жизнь со вкусом" Галерея “Смотри сердцем” в Екатеринбурге
Полный выпуск 44 минуты назад

В Госдуме уточнят правила экологического госнадзора за предприятиями

11:36, 24 апреля 2018

Государственная дума рассмотрит законопроект, уточняющий правила надзора над организациями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, передает "Парламентская газета".

В нижнюю палату парламента документ поступил по инициативе российского правительства. Предлагается дополнить статью 65 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Действующее законодательство предполагает, что государственный экологический надзор организуется и проводится пообъектно на федеральном и региональном уровне. При этом нередки ситуации, когда юридическое лицо осуществляет свою деятельность с использованием объектов, подлежащих как федеральному, так и региональному государственному экологическому надзору. В таких случаях предприниматель сталкивается двойным надзором.

Законопроект предлагает исключить дублирования полномочий органов государственной власти, осуществляющих различные уровни государственного экологического надзора, а также устранить излишние проверки в отношении одних и тех же юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Алексей Сурин

Написать комментарий
В Москве прошел вечер, посвящённый французскому хореографу Мариусу Петипа Артисты показали фрагменты из известных постановок Петипа
46 минут назад
В Москве открылся сезон речной навигации Цена за прогулку по Москве-реке с прошлого гола не изменилась
53 минуты назад
На Урале открылся первый капсульный отель К чемпионату мира по футболу строится еще 15 таких гостиниц
час назад

В Уфе задержан директор комбината за невыплату зарплаты сотрудникам

11:35, 24 апреля 2018

В Уфе правоохранители задержали директора фанерно-плитного комбината. Его подозревают в невыплате зарплаты почти тысяче сотрудникам. Об этом сообщили в Следственном комитете по Башкирии.

Речь идёт о сумме в 50 миллионов рублей. По версии следствия, деньги работники предприятия не получали с ноября прошлого года. При этом у владельца компании были все возможности заплатить.

Написать комментарий
В России стартовала акция "Георгиевская ленточка" Получить памятный символ можно будет до 9 мая
час назад
Аграрии Иркутской области приступили к посевной кампании Посевные площади в регионе в этом году увеличили на 39 тысяч гектаров
вчера

Сообщение сайта

СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

Авторизация

Регистрация
Восстановить пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

Редактирование записи