Группа южно-сахалинских учителей сейчас проходит переподготовку – в их школе номер 7, где вместе с обычными учатся дети-инвалиды, не хватает психологов и реабилитологов. На спецкурсах и директор – она дополнительно получает специализацию тифлопедагога, чтобы работать со слепыми детьми. С подробностями корреспондент ОТР Юлия Чайкина. У третьеклассницы Сони индивидуальное занятие – вместе с педагогом она учится печатать шрифтом Брайля. В этой школе Соня учится с первого класса. Но только с третьего класса – по индивидуальной программе. Год назад в автокатастрофе она потеряла зрение. Первое время учителя занимались с ней на дому, потом Соня снова стала ходить в школу. Говорит, пришлось заново учиться писать, читать, рисовать и пользоваться компьютером в полной темноте. Соня Кордюкова, ученица 3 класса: «Было интересно, хотелось узнать, как это работает, и не сложно!» Освоиться в новых условиях Соне очень помогли ее школьные учителя. Шесть лет назад, еще до введения закона об инклюзивном образовании, директор Инна Герасимович приняла в свою школу несколько глухих детей. Сама разработала программу обучения, отправила педагогов на специализированные курсы, закупила пособия и оборудование. Потом здесь стали учиться дети с ментальными нарушениями, ДЦП, синдромом Дауна, слабовидящие, и, как Соня – абсолютно слепые. Инна Герасимович, директор начальной школы №7: «Очень приятно смотреть, когда мальчик с проблемами со зрением играет с девчонками в пятнашки, а потом еще отводит за угол пошептаться, какую он книжку прочитал». Инна Николаевна сама воспитывает ребенка, у которого есть проблемы со здоровьем. Она уверена: независимо от особенностей, дети должны учиться вместе. Ее идею со временем поддержали региональные власти. На средства областного бюджета в школе оборудовали тактильные дорожки, пандусы, подъёмные устройства, реконструировали туалеты. Закупили десятки специальных устройств, помогающих адаптироваться в мире здоровых людей. Инна Герасимович, директор начальной школы №7: «Понятие миллиметра у них даётся гораздо проще, они ведь на ощупь ощущают, Пять ноготков, пять миллиметров». Учителя замечают, что совместное обучение помогает не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверстникам – они учатся взаимовыручке и сопереживанию. Основные предметы Соня посещает вместе с другими учениками. Одноклассники стараются помочь ей и на уроках, и на перемене. Катя Святая, ученица школы: «Мы теперь с ней играем немного по-другому, ни как всегда играли, мы, если кидаем мяч, говорим - Соня!» Машу Алдушкину на всех занятиях в школе сопровождает мама: девочке сложно самостоятельно передвигаться, но во всем остальном она ничуть не отстаёт от сверстников. Мама считает, что школьная обстановка идет Маше на пользу. Арина Алдушкина, мама ученицы: «Здесь есть средства, которые ей помогают, даже когда она поднимается по лестнице, она может держаться за поручни, ей удобно здесь». Однако, инклюзивной школе очень не хватает специалистов – психологов и реабилитологов. На Сахалине их пока очень мало. Поэтому директор школы постоянно отправляет педагогов на переподготовку. А сама сейчас учится на тифлопедагога, чтобы работать со слепыми детьми.