Торговля против инноваций. Как «умные остановки» оставят людей без работы

В Новосибирске уже готовятся сносить киоски через суд
ОТР

В рамках модернизации городской транспортной системы власти Новосибирска планируют установить на улицах технологичные «умные остановки». Эти павильоны будут снабжены wi-fi, электронными устройствами, видеокамерами и прочими инновационными разработками.

Стремление мэрии к урбанизации столкнулось с протестом местных предпринимателей, передает ОТР. Дело в том, что «умные остановки» не смогут вместить в себя торговые киоски. Городские власти уже перестали продлевать арендные соглашения на землю под такими торговыми точками. В итоге их владельцы лишатся своего бизнеса, а около тысячи горожан просто останутся без работы.

Вице-президент ассоциации малоформатной торговли Наталия Кошелева обращает внимание: обновление остановок с такими негативными социальными последствиями задумано в разгар пандемии, когда государство декларирует необходимость сохранения рабочих мест.

«Все же поддерживают предпринимателей, но почему-то наша мэрия остается непреклонна. Мы будем продолжать отстаивать права предпринимателей. Рабочие места, субъекты предпринимательской деятельности – это то, на что сейчас направлено все внимание федеральных властей», - говорит Кошелева.

Конкурс на установку 250 «умных остановок» уже объявлен, но участник там всего один. Мэрия предупреждает – если до конца года владельцы добровольно не ликвидируют свои киоски, их снесут по решению суда.

Первая «умная остановка» появилась еще в 2013 году в Москве на Тверской улице. На торце павильона тогда была огромная сенсорная панель, она по запросу показывала расположенные поблизости банки, рестораны, салоны связи и торговые центры. Интерактивное меню показывало время, оставшееся до прибытия автобусов, и маршруты их движения. Но панель работала плохо, на нажатия пальцами реагировала нестабильно, а на пальцы в перчатках не реагировала вовсе. В Департаменте информационных технологий тогда оправдывались, что такие остановки работают в тестовом режиме и их обязательно будут совершенствовать.

В следующем году вариант «умной остановки» показали на выставке II Международного форума технологического развития «Технопром - 2014», который проходил по иронии судьбы именно в Новосибирске.

ФОТО: Александр Кряжев/РИА "Новости"

В 2016 году смарт остановки появились в Санкт-Петербурге и в Крыму. На них были электронное табло с временем ожидания транспорта, точка доступа к сети Wi-Fi, USB-розетки для подзарядки мобильных гаджетов.

В ноябре прошлого года пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев объявил о пилотном запуске «умных остановок» в Самарской, Волгоградской и Курской областях. Эти павильоны должны автоматически вызывать автобус, если на остановке собирается десять и более человек – количество отслеживает видеофиксатор. Правда, Федоссев уточнил, что полноценно сервис должен заработать лишь в 2021 году.

Еще в прошлом году «умные остановки» попробовали внедрить на улицах Оренбурга. И даже установили одну на улице Чкалова. Она обошлась городскому бюджету в 2 млн рублей, очень скоро её разрисовали вандалы, возникли вопросы у прокуратуры и спустя месяц администрация города отменила закупку «умных остановок».

ФОТО: Алексей Даничев/РИА "Новости"

В Екатеринбурге от обновления остановочных пунктов по последнему слову техники пока отказываться не спешат, несмотря на неудачный опыт соседнего Оренбурга. Администрация столицы Урала накануне объявила конкурс на оформление «умных остановок». Организаторы подчеркивают – новые павильоны должны быть не только красивыми, но и доступными для маломобильных граждан, а еще нужно придумать защиту от вандалов. В городе уже действуют три «умные остановки» на улице Ленина.

ФОТО: Макс Ветров/РИА "Новости"

На сегодняшний день производством «умных остановок» в России занимается несколько компаний. И, судя по прайс-страницам сайтов этих фирм, инновационный павильон для ожидания автобуса вовсе не должен стоить 2 млн рублей, как в Оренбурге. Цена начинается от 640 тыс. и растет в зависимости от начинки и функциональности. Максимальные возможности «умной остановки» сегодня выглядят так:

  • «Умное» освещение;
  • «Умное» видеонаблюдение с видеоаналитикой и функцией передачи тревожных сообщений в Диспетчерский пункт;
  • Вызов 112;
  • Оповещение о прибытии транспорта, как в текстовом, так и в звуковом режиме;
  • Вызов такси, бронь отеля, возможность бесплатного звонка по региону, бесплатный wi-fi;
  • Подбор наиболее удобного маршрута с учетом пробок, с пересадками и без, ознакомление с достопримечательностями, пополнение транспортной карты;
  • Возможность отправки сообщения о потерявшемся ребенке, близком человеке или пропаже ценных вещей на улицах города в полицию и также бесплатный вывод на экранах;
  • Получение любой справочной информации, запись на прием в больницу, ознакомление с кино афишами и другой информации о досуге с дублированием на нескольких языках на интерактивных киосках и панелях;
  • Комфортные скамейки из прочного и морозостойкого материала, который не гниёт и не нуждается в регулярной покраске;

Практически все производители «умных остановок» и их заказчики отдельно указывают на необходимость защиты от вандалов, однако в чем конкретно она может заключаться, пока не очень ясно.

Материал опубликовал: Степан Черепенников
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Иванов
У нас предприниматели занимаются посредничеством и навязыванием услуг — это паразиты. Альтернатива предпринимательскому террору должна быть.