Банки вскоре будут получать новые черные списки клиентов, с
которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание, и которым было
отказано в проведении операций. Эти сведения банки будут получать от
Центробанка, а тот — от Росфинмониторинга. Как сообщают "Известия", в
настоящее время ЦБ и финразведка разрабатывают соответствующие нормативные акты.
По мнению экспертов, новация поможет в борьбе с миграцией подозрительных
клиентов в крупнейшие банки, которая усилилась в кризис.
Изначально данные о клиентах-"отказниках"
поступают в Росфинмониторинг от самих участников финрынка — банков и
некредитных финансовых организаций (негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний, брокеров, ломбардов, микрофинансовых организаций,
управляющих компаний и др). Участники финрынка неохотно делятся подобными
сведениями друг с другом, а отсутствие информационного обмена создает почву для
злоупотреблений. В то же время финансовые организации сообщают в
Росфинмониторинг о фактах отказа в обслуживании по действующему "антиотмывочному"
закону (115-ФЗ). Теперь финразведка будет оперативно информировать ЦБ обо всех
клиентах-"отказниках". А тот — поднадзорные организации, в первую
очередь — банки.
В проекте положений говорится, что информация о клиентах,
которым было отказано в обслуживании или с которыми был расторгнут действующий
договор, будет включать: сведения об организации, которая отказала клиенту в
проведении трансакции или расторгла с ним договор, дата принятия решения об
отказе, информация о клиенте. Сообщения с этими данными будут защищены с
помощью криптографии (специального шифрования).
Банки и некредитные организации вправе отказать клиенту в
проведении транзакции, заключении договора на обслуживание, а также расторгнуть
действующее соглашение, если клиент вызывает подозрение по "антиотмывочному"
закону (есть риски, что он вовлечен в проведение сомнительных операций).
"Несмотря на
совместные усилия ЦБ и Росфинмониоринга, наблюдается миграция недобросовестных
клиентов в крупнейшие банки с целью «затеряться» в разветвленных филиальных
сетях, больших клиентских базах и объемах операций, — говорится в отчете
Рофинмониторинга за 2015 год. — В прошлом
году было выявлено 96 тыс. фактов миграции".
В отчете финразведки также указано, что банки отказали в
заключении договоров 142 тыс. клиентам (рост в три раза по сравнению с 2014
годом). Отказ в проведении транзакций получили 94 тыс. граждан (рост более чем
в три раза по сравнению с 2014-м). Также в 2015 году было расторгнуто 2,3 тыс.
договоров банковского счета (рост более чем вдвое по сравнению с годом ранее).
Официальные представители ЦБ и Росфинмониторинга
подтвердили, что регулятор совместно с финразведкой ведет работу над проектами
нормативных актов, определяющих механизм доведения сведений об отказах
клиентам.
По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка
Дины Багатовой, новация,
регламентирующая составление и направление по всем банкам так называемых черных
списков клиентов, которым ранее какая-либо кредитная организация отказала в
открытии счета или в проведении платежа, безусловно, является кардинальной и
глобальной мерой предотвращения операций, конечная цель которых — отмывание
денежных средств, и борьбы с недобросовестными клиентами.
"Задача новации—
не допустить принятия их на обслуживание во все остальные кредитные организации
РФ, — поясняет Дина Багатова. — Но и у такой меры, как у медали, есть две стороны.
Для банков такой черный список — это облегчение работы: не нужно до приема на
обслуживание проводить глубокий анализ клиента, изучать документы и открытые
источники информации, за тебя это уже сделала другая кредитная организация и
пришла к выводу, что клиент ненадежный; банку остается только реализовать свое
право отказа в приеме на обслуживание, также снижаются риски того, что банк
вовремя не сделает выводы о ненадежности клиента и будет вовлечен в
сомнительные операции".
С другой стороны, никто не застрахован от ошибок.
"В этот черный
список «отказников» может попасть и нормальный, работающий клиент, которому по
причине необъективной оценки его деятельности одной кредитной организацией пути
к дальнейшему существованию будут перекрыты ввиду того, что ни один банк более
не примет его на обслуживание", — уточняет представитель Бинбанка.
По словам зампредседателя Национального совета финансового
рынка Александра Наумова, основания,
по которым финансовая организация отказала клиенту, в сообщениях не
указываются.
"Кредитная
организация, получившая такие сведения, не может быть уверена, что основания
были весомые, но с учетом рисков банку придется всегда отказывать клиенту из
списка в обслуживании, — рассуждает зампред НСФР. — Любой банк должен иметь право оспорить признание клиента нежелательным.
Возможно, такая процедура должна быть в ЦБ или в Росфинмониторинге, которые
могли бы выступать в качестве арбитров в этом вопросе".
Банки вскоре будут получать новые черные списки клиентов, с
которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание, и которым было
отказано в проведении операций. Эти сведения банки будут получать от
Центробанка, а тот — от Росфинмониторинга. Как сообщают "Известия", в
настоящее время ЦБ и финразведка разрабатывают соответствующие нормативные акты.
По мнению экспертов, новация поможет в борьбе с миграцией подозрительных
клиентов в крупнейшие банки, которая усилилась в кризис.
Изначально данные о клиентах-"отказниках"
поступают в Росфинмониторинг от самих участников финрынка — банков и
некредитных финансовых организаций (негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний, брокеров, ломбардов, микрофинансовых организаций,
управляющих компаний и др). Участники финрынка неохотно делятся подобными
сведениями друг с другом, а отсутствие информационного обмена создает почву для
злоупотреблений. В то же время финансовые организации сообщают в
Росфинмониторинг о фактах отказа в обслуживании по действующему "антиотмывочному"
закону (115-ФЗ). Теперь финразведка будет оперативно информировать ЦБ обо всех
клиентах-"отказниках". А тот — поднадзорные организации, в первую
очередь — банки.
В проекте положений говорится, что информация о клиентах,
которым было отказано в обслуживании или с которыми был расторгнут действующий
договор, будет включать: сведения об организации, которая отказала клиенту в
проведении трансакции или расторгла с ним договор, дата принятия решения об
отказе, информация о клиенте. Сообщения с этими данными будут защищены с
помощью криптографии (специального шифрования).
Банки и некредитные организации вправе отказать клиенту в
проведении транзакции, заключении договора на обслуживание, а также расторгнуть
действующее соглашение, если клиент вызывает подозрение по "антиотмывочному"
закону (есть риски, что он вовлечен в проведение сомнительных операций).
"Несмотря на
совместные усилия ЦБ и Росфинмониоринга, наблюдается миграция недобросовестных
клиентов в крупнейшие банки с целью «затеряться» в разветвленных филиальных
сетях, больших клиентских базах и объемах операций, — говорится в отчете
Рофинмониторинга за 2015 год. — В прошлом
году было выявлено 96 тыс. фактов миграции".
В отчете финразведки также указано, что банки отказали в
заключении договоров 142 тыс. клиентам (рост в три раза по сравнению с 2014
годом). Отказ в проведении транзакций получили 94 тыс. граждан (рост более чем
в три раза по сравнению с 2014-м). Также в 2015 году было расторгнуто 2,3 тыс.
договоров банковского счета (рост более чем вдвое по сравнению с годом ранее).
Официальные представители ЦБ и Росфинмониторинга
подтвердили, что регулятор совместно с финразведкой ведет работу над проектами
нормативных актов, определяющих механизм доведения сведений об отказах
клиентам.
По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка
Дины Багатовой, новация,
регламентирующая составление и направление по всем банкам так называемых черных
списков клиентов, которым ранее какая-либо кредитная организация отказала в
открытии счета или в проведении платежа, безусловно, является кардинальной и
глобальной мерой предотвращения операций, конечная цель которых — отмывание
денежных средств, и борьбы с недобросовестными клиентами.
"Задача новации—
не допустить принятия их на обслуживание во все остальные кредитные организации
РФ, — поясняет Дина Багатова. — Но и у такой меры, как у медали, есть две стороны.
Для банков такой черный список — это облегчение работы: не нужно до приема на
обслуживание проводить глубокий анализ клиента, изучать документы и открытые
источники информации, за тебя это уже сделала другая кредитная организация и
пришла к выводу, что клиент ненадежный; банку остается только реализовать свое
право отказа в приеме на обслуживание, также снижаются риски того, что банк
вовремя не сделает выводы о ненадежности клиента и будет вовлечен в
сомнительные операции".
С другой стороны, никто не застрахован от ошибок.
"В этот черный
список «отказников» может попасть и нормальный, работающий клиент, которому по
причине необъективной оценки его деятельности одной кредитной организацией пути
к дальнейшему существованию будут перекрыты ввиду того, что ни один банк более
не примет его на обслуживание", — уточняет представитель Бинбанка.
По словам зампредседателя Национального совета финансового
рынка Александра Наумова, основания,
по которым финансовая организация отказала клиенту, в сообщениях не
указываются.
"Кредитная
организация, получившая такие сведения, не может быть уверена, что основания
были весомые, но с учетом рисков банку придется всегда отказывать клиенту из
списка в обслуживании, — рассуждает зампред НСФР. — Любой банк должен иметь право оспорить признание клиента нежелательным.
Возможно, такая процедура должна быть в ЦБ или в Росфинмониторинге, которые
могли бы выступать в качестве арбитров в этом вопросе".
Банки вскоре будут получать новые черные списки клиентов, с
которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание, и которым было
отказано в проведении операций. Эти сведения банки будут получать от
Центробанка, а тот — от Росфинмониторинга. Как сообщают "Известия", в
настоящее время ЦБ и финразведка разрабатывают соответствующие нормативные акты.
По мнению экспертов, новация поможет в борьбе с миграцией подозрительных
клиентов в крупнейшие банки, которая усилилась в кризис.
Изначально данные о клиентах-"отказниках"
поступают в Росфинмониторинг от самих участников финрынка — банков и
некредитных финансовых организаций (негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний, брокеров, ломбардов, микрофинансовых организаций,
управляющих компаний и др). Участники финрынка неохотно делятся подобными
сведениями друг с другом, а отсутствие информационного обмена создает почву для
злоупотреблений. В то же время финансовые организации сообщают в
Росфинмониторинг о фактах отказа в обслуживании по действующему "антиотмывочному"
закону (115-ФЗ). Теперь финразведка будет оперативно информировать ЦБ обо всех
клиентах-"отказниках". А тот — поднадзорные организации, в первую
очередь — банки.
В проекте положений говорится, что информация о клиентах,
которым было отказано в обслуживании или с которыми был расторгнут действующий
договор, будет включать: сведения об организации, которая отказала клиенту в
проведении трансакции или расторгла с ним договор, дата принятия решения об
отказе, информация о клиенте. Сообщения с этими данными будут защищены с
помощью криптографии (специального шифрования).
Банки и некредитные организации вправе отказать клиенту в
проведении транзакции, заключении договора на обслуживание, а также расторгнуть
действующее соглашение, если клиент вызывает подозрение по "антиотмывочному"
закону (есть риски, что он вовлечен в проведение сомнительных операций).
"Несмотря на
совместные усилия ЦБ и Росфинмониоринга, наблюдается миграция недобросовестных
клиентов в крупнейшие банки с целью «затеряться» в разветвленных филиальных
сетях, больших клиентских базах и объемах операций, — говорится в отчете
Рофинмониторинга за 2015 год. — В прошлом
году было выявлено 96 тыс. фактов миграции".
В отчете финразведки также указано, что банки отказали в
заключении договоров 142 тыс. клиентам (рост в три раза по сравнению с 2014
годом). Отказ в проведении транзакций получили 94 тыс. граждан (рост более чем
в три раза по сравнению с 2014-м). Также в 2015 году было расторгнуто 2,3 тыс.
договоров банковского счета (рост более чем вдвое по сравнению с годом ранее).
Официальные представители ЦБ и Росфинмониторинга
подтвердили, что регулятор совместно с финразведкой ведет работу над проектами
нормативных актов, определяющих механизм доведения сведений об отказах
клиентам.
По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка
Дины Багатовой, новация,
регламентирующая составление и направление по всем банкам так называемых черных
списков клиентов, которым ранее какая-либо кредитная организация отказала в
открытии счета или в проведении платежа, безусловно, является кардинальной и
глобальной мерой предотвращения операций, конечная цель которых — отмывание
денежных средств, и борьбы с недобросовестными клиентами.
"Задача новации—
не допустить принятия их на обслуживание во все остальные кредитные организации
РФ, — поясняет Дина Багатова. — Но и у такой меры, как у медали, есть две стороны.
Для банков такой черный список — это облегчение работы: не нужно до приема на
обслуживание проводить глубокий анализ клиента, изучать документы и открытые
источники информации, за тебя это уже сделала другая кредитная организация и
пришла к выводу, что клиент ненадежный; банку остается только реализовать свое
право отказа в приеме на обслуживание, также снижаются риски того, что банк
вовремя не сделает выводы о ненадежности клиента и будет вовлечен в
сомнительные операции".
С другой стороны, никто не застрахован от ошибок.
"В этот черный
список «отказников» может попасть и нормальный, работающий клиент, которому по
причине необъективной оценки его деятельности одной кредитной организацией пути
к дальнейшему существованию будут перекрыты ввиду того, что ни один банк более
не примет его на обслуживание", — уточняет представитель Бинбанка.
По словам зампредседателя Национального совета финансового
рынка Александра Наумова, основания,
по которым финансовая организация отказала клиенту, в сообщениях не
указываются.
"Кредитная
организация, получившая такие сведения, не может быть уверена, что основания
были весомые, но с учетом рисков банку придется всегда отказывать клиенту из
списка в обслуживании, — рассуждает зампред НСФР. — Любой банк должен иметь право оспорить признание клиента нежелательным.
Возможно, такая процедура должна быть в ЦБ или в Росфинмониторинге, которые
могли бы выступать в качестве арбитров в этом вопросе".