Ученые нашли способ определять причину дыхательных патологий у новорожденных по анализу мочи

Сотрудники Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова Минздрава РФ и Московского физико-технического института (МФТИ) предложили новый способ уточнения диагноза новорожденного по белковому составу мочи. Новый метод позволит медикам не только диагностировать дыхательные патологии новорожденных, но и контролировать ответ организма ребенка на лечение без болезненных воздействий. Итоги исследования опубликованы в журнале Journal of Proteomics.

Младенцы, родившиеся раньше срока, составляют значительную часть пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Чаще всего дети попадают туда именно с дыхательными патологиями. Чтобы лечение дало результат, важно вовремя понять, что именно стало причиной болезни. Это может быть как инфекция, так и недостаточное развитие.

Раньше для проведения таких исследований была инвазивность большинства методов исследования. Однако разделяя биологические жидкости на определенные порции и измеряя количество и вес белка в этих порциях, а затем и проводя биоинформационную обработку данных, ученым удалось выявить 36 белков, являющихся "маркерами" дыхательных нарушений  инфекционного и неинфекционного происхождения у младенцев.

По словам исследователей, протеомный состав мочи взрослых исследуется уже более трех десятилетий, однако информация по протеомному составу мочи новорожденных только начинает накапливаться. Ученые сравнивали образцы мочи недоношенных детей с образцами трех контрольных групп: здоровые младенцы, здоровые мужчины и беременные женщины.

“В нашем пилотном исследовании нам удалось определить группу белков мочи, специфичных для недоношенных новорожденных с различными дыхательными патологиями. Пока мы пионеры в применении неинвазивных методов поиска биомаркеров к диагностике дыхательных патологий младенцев. Но результаты оптимистичны и на их основе можно двигаться вперед в разработке метода мониторинга за состоянием малышей” – рассказал один из авторов исследования профессор Евгений Николаев, научный руководитель лаборатории ионной и молекулярной физики МФТИ.