В Дагестане острый дефицит учителей родной речи. В республике живут представители более чем ста народностей, но язык в школах им преподают от случая к случаю, когда в штате появляется нужный специалист. Причем в дагестанских городах ситуация значительно хуже, чем в сёлах. Почему – об этом в репортаже корреспондента ОТР Севрины Шамхаловой.
На уроках родного языка в этой школе говорят на аварском. Это самый распространенный язык в Дагестане после русского. Хотя среди учеников есть и даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины. Но найти преподавателей языков для них сложно. К примеру, уже два года школа не может найти учителя даргинского – третьего по популярности языка в регионе.
Патимат Алимагомдова, преподаватель аварского языка: «Даргинский был раньше у нас, а сейчас нет учителя и нет уроков, они идут на дагестанскую литературу. Специалистов нет, молодежь не хочет работать, особенно преподавать родной язык».
Молодым преподавателям родных языков не нравятся зарплаты. Выпускник института будет получать в школе не больше 15 тысяч рублей. Прожить на такие деньги в городе невозможно. Поэтому на факультете дагестанской филологии педагогического университета сейчас учатся в основном студенты, приехавшие из сельских районов. Получив диплом, они возвращаются домой – преподавать родные языки в местных школах.
Раджаб Абдусаламов, студент 3 курса факультета дагестанской филологии ДГПУ: «Если мне государство предложило бы остаться в городе, и если они мне предоставляют жилье и зарплату минимум 25 тысяч рублей, я бы без проблем здесь остался».
Впрочем, принять на работу учителей всех родных языков Дагестана школы все равно не смогут. В республике живут представители почти сотни народностей. Поэтому при наличии педагогов в расписание вводят занятия только по нескольким самым распространенным языкам, которые собирают большие классы. Остальные ученики в это время изучают общий предмет – Культура и традиции Дагестана.
Представители республиканского министерства образования прокомментировать ситуацию отказались. Единственное, что мы смогли выяснить, чиновники планируют частично решить проблему нехватки педагогов с помощью системы целевого обучения в вузах.
Сами учителя считают, лучший способ научить детей родному языку – разговаривать на нем дома. Но жители Дагестана все чаще говорят друг с другом в основном на русском. Даргинскую, лакскую или, например, лезгинскую речь уже сейчас можно услышать разве что в горных аулах. Специалисты прогнозируют, через несколько лет языки малочисленных народов региона – агульцев, рутульцев, цахуров – понемногу начнут исчезать.
В Дагестане острый дефицит учителей родной речи. В республике живут представители более чем ста народностей, но язык в школах им преподают от случая к случаю, когда в штате появляется нужный специалист. Причем в дагестанских городах ситуация значительно хуже, чем в сёлах. Почему – об этом в репортаже корреспондента ОТР Севрины Шамхаловой.
На уроках родного языка в этой школе говорят на аварском. Это самый распространенный язык в Дагестане после русского. Хотя среди учеников есть и даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины. Но найти преподавателей языков для них сложно. К примеру, уже два года школа не может найти учителя даргинского – третьего по популярности языка в регионе.
Патимат Алимагомдова, преподаватель аварского языка: «Даргинский был раньше у нас, а сейчас нет учителя и нет уроков, они идут на дагестанскую литературу. Специалистов нет, молодежь не хочет работать, особенно преподавать родной язык».
Молодым преподавателям родных языков не нравятся зарплаты. Выпускник института будет получать в школе не больше 15 тысяч рублей. Прожить на такие деньги в городе невозможно. Поэтому на факультете дагестанской филологии педагогического университета сейчас учатся в основном студенты, приехавшие из сельских районов. Получив диплом, они возвращаются домой – преподавать родные языки в местных школах.
Раджаб Абдусаламов, студент 3 курса факультета дагестанской филологии ДГПУ: «Если мне государство предложило бы остаться в городе, и если они мне предоставляют жилье и зарплату минимум 25 тысяч рублей, я бы без проблем здесь остался».
Впрочем, принять на работу учителей всех родных языков Дагестана школы все равно не смогут. В республике живут представители почти сотни народностей. Поэтому при наличии педагогов в расписание вводят занятия только по нескольким самым распространенным языкам, которые собирают большие классы. Остальные ученики в это время изучают общий предмет – Культура и традиции Дагестана.
Представители республиканского министерства образования прокомментировать ситуацию отказались. Единственное, что мы смогли выяснить, чиновники планируют частично решить проблему нехватки педагогов с помощью системы целевого обучения в вузах.
Сами учителя считают, лучший способ научить детей родному языку – разговаривать на нем дома. Но жители Дагестана все чаще говорят друг с другом в основном на русском. Даргинскую, лакскую или, например, лезгинскую речь уже сейчас можно услышать разве что в горных аулах. Специалисты прогнозируют, через несколько лет языки малочисленных народов региона – агульцев, рутульцев, цахуров – понемногу начнут исчезать.
В Дагестане острый дефицит учителей родной речи. В республике живут представители более чем ста народностей, но язык в школах им преподают от случая к случаю, когда в штате появляется нужный специалист. Причем в дагестанских городах ситуация значительно хуже, чем в сёлах. Почему – об этом в репортаже корреспондента ОТР Севрины Шамхаловой.
На уроках родного языка в этой школе говорят на аварском. Это самый распространенный язык в Дагестане после русского. Хотя среди учеников есть и даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины. Но найти преподавателей языков для них сложно. К примеру, уже два года школа не может найти учителя даргинского – третьего по популярности языка в регионе.
Патимат Алимагомдова, преподаватель аварского языка: «Даргинский был раньше у нас, а сейчас нет учителя и нет уроков, они идут на дагестанскую литературу. Специалистов нет, молодежь не хочет работать, особенно преподавать родной язык».
Молодым преподавателям родных языков не нравятся зарплаты. Выпускник института будет получать в школе не больше 15 тысяч рублей. Прожить на такие деньги в городе невозможно. Поэтому на факультете дагестанской филологии педагогического университета сейчас учатся в основном студенты, приехавшие из сельских районов. Получив диплом, они возвращаются домой – преподавать родные языки в местных школах.
Раджаб Абдусаламов, студент 3 курса факультета дагестанской филологии ДГПУ: «Если мне государство предложило бы остаться в городе, и если они мне предоставляют жилье и зарплату минимум 25 тысяч рублей, я бы без проблем здесь остался».
Впрочем, принять на работу учителей всех родных языков Дагестана школы все равно не смогут. В республике живут представители почти сотни народностей. Поэтому при наличии педагогов в расписание вводят занятия только по нескольким самым распространенным языкам, которые собирают большие классы. Остальные ученики в это время изучают общий предмет – Культура и традиции Дагестана.
Представители республиканского министерства образования прокомментировать ситуацию отказались. Единственное, что мы смогли выяснить, чиновники планируют частично решить проблему нехватки педагогов с помощью системы целевого обучения в вузах.
Сами учителя считают, лучший способ научить детей родному языку – разговаривать на нем дома. Но жители Дагестана все чаще говорят друг с другом в основном на русском. Даргинскую, лакскую или, например, лезгинскую речь уже сейчас можно услышать разве что в горных аулах. Специалисты прогнозируют, через несколько лет языки малочисленных народов региона – агульцев, рутульцев, цахуров – понемногу начнут исчезать.