Поклонные кресты, чудотворные иконы и картины, рассказывающие о последних днях жизни Спасителя. В музее имени Андрея Рублёва открылась выставка «Страсти Христовы», передает ОТР. С уникальными памятниками церковного искусства познакомилась Наталья Зарубина. Новая экспозиция в музее Андрея Рублёва посвящена последним дням земной жизни Спасителя. Здесь более 100 экспонатов - каменные кресты, резьба по перламутру, мозаика и, конечно, древние иконы, некоторые датируются XIV веком. Двухметровое изображение XVII века «Распятие Христово» реставраторы восстанавливали почти два года. По миллиметру укрепляли оригинальное покрытие. Искусствоведам удалось установить и авторов - это тверские иконописцы Фома и Василий Потаповы. Оксана Смирнова, хранитель музея имени Андрея Рублёва: «Когда мы говорим об авторстве в иконе. Это всегда очень редко. Памятники, подписные иконы - это большая редкость. Но вот здесь удивительно так получилось, что здесь широчайший спектр подписных икон». Взятие под стражу, страшный суд и казнь Христа - центральные события новозаветной истории. Однако до определенного времени иконописцы в своих работах этого сюжета намеренно избегали. Светлана Кирьянова, заведующий отделом учёта и комплектования Музея имени Андрея Рублёва: «Возможно, как считают исследователи, на тот момент ещё не прошла память о том, что распятие - это ужасный и жестокий вид казни, и признать орудие казни, наводящее страх и ужас на людей, символом спасения было не так просто, и должно было пройти время». Тема диалога между иконописцами и светскими художниками на выставке представлена картиной Михаила Нестерова. И, если само полотно публике хорошо известно, то эскиз к ней экспонируется впервые. По нему видно, что автор изначально планировал разместить возле распятия толпу людей разных сословий, но в итоге оставил только несколько фигур. Светлана Кирьянова, заведующий отделом учёта и комплектования Музея имени Андрея Рублёва: «Картина эта называется «Седмица», потому что 7 персонажей при кресте, и среди них очень узнаваемы двое - это образы Николая Васильевича Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского. При этом автор апеллирует к иконе. Потому что само распятие очень иконное и бесплотное, как писали в XVI веке. А около креста у подножия его он изобразил череп. А это устойчивая деталь иконографии распятия - череп Адама». Особое место на выставке занимают памятники церковного искусства, почитающиеся как чудотворные. Это список с иконы «Целование Иуды» и двуцветное изображение Иисуса Христа, получившее в народе название «Спас беленький». Согласно летописям, возле гипсового барельефа, с которого писалась эта картина, люди находили покой и исцеление.