В Новгородской области рыбаки строят по старинным образцам деревянный парусник

В Новгородской области рыбаки-энтузиасты строят по старинным образцам деревянный парусник, так называемую, "сойму". Такими пользовались с XII века и до конца прошлого. Сейчас ничего подобного не встретишь. На деревенской верфи побывала Екатерина Якунова.

Рыбаки-энтузиасты хотят ходить на нем на промысел по озеру Ильмень. Сейчас софмы делают в основном из металла. Но жители деревни Устрека нашли мастера-корабела, который еще в молодости строил деревянные соймы. С его помощью они заложили первый парусник.

Строительные работы идут совсем рядом с домом рыбака Сергея Демешева. Деревянная основа парусника уже готова. Сейчас плотники формируют нос и корму.

Секреты строительства деревянных парусников, которые здесь называют соймы, столетиями передавались в деревнях по берегам Ильмень-озера из поколения в поколение. Но в конце прошлого века местные рыбаки пересели на парусники, сделанные из металла. И деревянные соймы постепенно исчезли из обихода. Александр Мякошин - сегодня единственный на всю округу мастер, который умеет строить парусники из дерева. Правда, последний раз он делал сойму почти четверть века назад.

Александр Мякошин, корабельный мастер: "Вспоминаешь, как будто заново начинаешь ходить. Я уже думал, что это ремесло все, ушло, потому что пошло все железо кругом и думал, что доски мы не увидим уже".

Построить деревянную сойму Александру предложил сотрудник Московской навигацкой школы Владимир Щетанов. Старинными русскими парусниками он увлекается много лет. Три года назад в журнале для путешественников прочитал статью о новгородских соймах. Поехал на озеро Ильмень, обнаружил там несколько сохранившихся деревянных лодок - таких же как на картинках в журнале. Познакомился с Александром Мякошиным и Сергеем Демешевым. Все вместе они взялись построить рыбацкую сойму по старинным образцам.

Сергей Демешев, рыбак: "Дожила до такого времени, до этих вот ваших вертолетов, камер ваших, она это заслужила своим вот этим, что она пережила пароходы, теплоходы и прочие железные вещи". 

К началу работ участники проекта готовились три года: копили деньги, делали чертежи. 13-метровые доски для корпуса лодки найти не удалось. Пришлось делать спецзаказ местной пилораме. С самого начала строительства каждый этап работы Владимир Щетанов снимает на видео, а затем подробно описывает в дневнике.

Владимир Щетанов, сотрудник Московской навигацкой школы: "Может, я ошибаюсь, народных парусников не сохранилось у нас в стране. Ведь, если мы сейчас это все не опишем, то потом, через сто лет будут историки с укором говорить: эх, что ж не нашелся тот, кто вот это все взял бы и зафиксировал".

Спустить парусник на воду строители планируют в конце августа - если только не подведет погода. Сергей Демешев собирается отправиться на новой лодке на промысел. А Владимир Щетанов после этого вернется в Москву - будет показывать фильм о строительстве парусника студентам и коллегам по школе.

Материал опубликовала: Валерия Маганова
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)