В Ростовской области музейщики и монахи нашли общий язык

В Старочеркасске Ростовской области монахи стали гидами для туристов. Они водят экскурсии по архитектурному заповеднику, одна часть которого – это действующие храмы, а другая – это музеи. Священникам помогают светские гиды.

Не секрет, что музейные работники и монахи частенько недолюбливают друг друга. Первые уверены – именно они в советское время сохранили уникальные церковные экспонаты.

«Эта церковь – она ж была восстановлена практически с нуля. И все это сделали музейные работники. Когда сюда пришел монастырь – здесь уже все готово было. Страна должна сказать спасибо музейным работникам, потому что всю эту церковную утварь и интерес к церкви поддерживали мы. Мы водили экскурсию, мы рассказывали обо всей этой красоте», – говорит Татьяна Ямнова, научный сотрудник музея.

Монахи считают: монастырь не музей. Это их жизнь и их служение Богу.

«Мирянин эту жизнь, историю видит снаружи. Монашествующий, в особенности, кто в постриге и приняли священный сан, в монастыре, кто живут, они тонкости этой жизни знают изнутри. Сейчас-то жизнь в монастырях – это не музейный экспонат. Жизнь в монастыре – это жизнь реальная. С теми традициями, с соблюдением святоотеческих правил, всех правил монашеской жизни, монастырских уставов, богослужения», – говорит Игумен Макарий, наместник Святодонского Старочеркасского мужского монастыря.

В Старочеркасском музее-заповеднике решили искоренить давнюю неприязнь мирян – музейщиков и монахов.

«Есть такая поговорка, старая русская: «Лучше плохой мир, чем хорошая ссора», – говорит Татьяна Ямнова.

Экскурсии проводят парами – светский экскурсовод и экскурсовод-монах. Экскурсоводы дополняют друг друга. Светские гиды книжно-формальны – как и положено экскурсоводам. Монахи вкладывают в экскурсию душу, ведь они рассказывают про свой дом.

«Когда я нашим же музейным работникам, скажем, в очередной раз напрямую говорю: «Мы-то здесь живем все время. Мы сюда не на работу приходим. Мы в монастыре живем. Они на нас смотрят: «Как? Вы здесь постоянно живете? И ночуете здесь?» – говорит Игумен Макарий.

Игумен Макарий возглавил Свято-Донской Старочеркасский монастырь восемь лет назад. В 1933 году. До этого были профтехучилище, работа на Новочеркасской ГРЭС теплотехником, служба на флоте. Тогда же – увлечение ДДТ, «Аквариумом», «Наутилусом», The Beatles и Pink Floyd. Сейчас отец Макарий заочно учится в Московской семинарии – получает второе духовное образование. И изучает английский язык. Английский нужен, чтобы водить экскурсии для иностранцев. Пока же все экскурсии – на русском языке

Татьяна Ивановна всю жизнь посвятила поиску раритетов. Ездила по отдаленным деревням, искала старинную утварь, одежду, иконы. Тогдашняя недавняя выпускница Университета отличница Таня Емнова считала – советская власть принесла людям счастье.

«Мы одну нашу жительницу местную спрашиваем: вот как тут было в период гражданской войны? Она нам рассказывает: «Вот, – говорит, – дело было так. Наши отступают, а энти наступают!» Я говорю: «Бабушка, Вы мне по-русски: «Кто наши, кто энти?» Она говорит: «Да не морочь мне голову! «Наши» – это белые, а «энти» – это красные».

Старочеркасский музей-заповедник в рамках закона о реституции, то есть возврате церковного имущества, реквизированного после революции, уже передал Свято-Донскому монастырю больше десятка своих помещений. Сейчас очередь за главным музейным зданием – Дворцом атаманов Ефремовых. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий пообещал, что если здание музея будет передано в собственность РПЦ, музей продолжит свое существование.

Сегодня Свято-Донской мужской монастырь, пожалуй, самый известный монастырь на Дону. Хотя в обители вместе со священнослужителями, иноками, послушниками всего 22 человека. За год его посещает больше ста тысяч туристов.

Подобных музеев в России несколько. Среди них – Александровская слобода, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. 


Сделать ОТР моим основным источником новостей в Яндексе


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии