В Ростовской области более 400 учеников Батайской школы добираются на учебу на общественном транспорте. Школьные автобусы встали из-за поломок. Каждое утро на остановках очередь. По нужному маршруту ходит только одна машина. А пешком школьники преодолевают 4 перекрестка - некоторые уже стали жертвами ДТП. 6 часов 20 минут утра. На остановочной площадке темно - в поселке Наливная проблемы с уличным освещением. До прибытия автобуса №2, следующего в Батайск еще сорок минут. Но школьники уже выстраиваются в очередь. Наталья Сагаманян, житель Батайска: "Это "ДНТ "Труд", а там еще конечная есть. И поворачивает там. А когда автобус подходит - уже не влезешь! Чисто на ступеньках висят все". От Наливной до 3-й батайской гимназии, ближайшего к поселку учебного заведения - 6 километров. Семичасовая "двойка" - первый и единственный утренний автобус, на котором дети успевают к началу занятий. Следующий только через час. Татьяна Черник, житель Батайска: "Если мы на этот не сядем, то на следующем мы опоздаем, поздно приедем. Соответственно, ребенок возвращается уже вечером. Вот она ехала в последний раз, в ту пятницу - ее стукнула машина на переходе на Сальском". Раньше 440 детей из Наливной и села Залесье ездили в гимназию в Батайск на школьных автобусах. Но все три машины сейчас простаивают на территории одного из городских автохозяйств. Две их них выработали пятилетний ресурс и требуют капитального ремонта. Третья, более новая, ждет очереди на ремонт текущий. Наталья Погорелова, директор гимназии №3 Батайска: "У нас договор с "Русавтопромом" в Ростове пока это единственное предприятие, которое имеет лицензию на ремонт школьных автобусов. В обычных мастерских мы не можем ремонтировать. За качество там гарантий не дают". С этого года, по правительственным нормативам, срок службы школьного транспорта увеличен до десяти лет. Соответственно, выросли и расходы на содержание автобусов, а лишние деньги по этой статье в местных бюджетах не заложены. Власти Батайска каждый день сообщают об этом горожанам в ответ на их жалобы об отмене школьных автобусов. Но родителей ответ не устраивает: за два месяца уже несколько детей получили травмы по пути в школу или обратно. Нина Долгополова, житель Батайска: "Влад, почему у тебя рука поломана? - В автобусе! - Как поломали? - Автобус резко затормозил, и сзади дядька стоял, говорит. И проходят они в школу четыре перекрестка. Я им говорила, вы ждете очередного случая несчастного!" На днях в Батайске под машину попал ученик второго класса - он спешил на автобус после уроков. ДТП обошлось недолгой госпитализацией пострадавшего. На дороге к знаниям для ученика 3-й гимназии автобус останавливается с противоположной стороны перекрестка - перейти на эту сторону по правилам можно только минуя два пешеходных перехода. Ещё до школы 300 метров, еще два светофора. Обратный путь после занятий - минус один переход, но надо как-то втиснуться в автобус, переполненный взрослыми, которые возвращаются после работы. Батайское управление образование обнадеживает родителей - "город" в ближайшее попросит у "области" четыре новых автобуса для учащихся 3-й гимназии, но заявка будет ходить по инстанциям не один месяц. Кроме того, есть предложение снять школьный транспорт с баланса учебного заведения и передать автотранспортному предприятию - это решит проблемы с техобслуживанием. А в самой отдаленной перспективе власти планируют построить школу в Наливной. С начала 2018 года согласно постановлению правительства, автобусы, которые используются для перевозки школьников должны быть не старше десяти лет. Сейчас машин, которые превышают этот возраст в стране насчитывается около 2000 - это примерно 7% от автопарка образовательных учреждений. Всего же сейчас в стране более 27 тысяч школьных автобусов.