«За талант - дорогая цена». Татьяна Черниговская рассказала, как вырастить гения
Талантливым и гениальным человеком можно родиться, но этого недостаточно, считает директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская. В эфире программы «ОТРажение» она рассказала, какие факторы влияют на становление талантливых людей и вундеркиндов. «Если бы, условно скажем, Моцарт и Бах не оказались в музыкальной среде, то, возможно, никто бы и не узнал про то, кто они такие, кто родился. Понимаете, должно повезти», - отметила она. Эксперт подчеркнула: чтобы вырастить гениального ребенка, близкие должны обращать внимание на его интересы, наблюдать за ним, вовремя предоставлять возможности для развития. Тем не менее генетика играет здесь не последнюю роль. «Я неоднократно была свидетелем того, как эти дети облегченно вздыхают, попав в среду таких же, как они. Им очень трудно, они отличаются от других, если это сверхспособные дети. За все идет плата, за талант - дорогая цена: тяжелая жизнь, ты не такой как все, ты, возможно, умнее своих учителей, тебя не понимают, заставляют заниматься тем, что тебе совсем не нужно. К таким детям нужно относиться особенно внимательно и трогательно… А с другой стороны, они не должны вдруг почувствовать, что они абсолютные гении, что им все можно», - пояснила Татьяна Черниговская. По ее словам, в обществе сейчас наблюдается социальный регресс: героями становятся «абсолютно незначительные личности», шкала ценностей изменилась. На этом фоне не так просто достучаться до детей и заложить в них какие-то этические основы. «Все общество кричит «Ведь я этого достойна», «Разбивай всех локтями и иди вперед несмотря ни на какие препятствия». Понимаете, тут либо Толстой и Достоевский, либо локти, вот одно из двух. Все общество говорит о том, что нужно быть богатым, успешным, быстрым. Если мы не переделаем шкалу ценностей, у нас плохие перспективы. У нас не будет открытий, у нас не будет этих гениальных прорывов», - заключила она. Татьяна Черниговская также отрицательно высказалась в отношении родителей, специально отправляющих детей на олимпиады, дополнительные занятия. По ее словам, они просто удовлетворяют собственные амбиции и часто ставят детей в такие условия, когда те просто не могут реализоваться. В результате дети испытывают стресс, к ним предъявляют повышенные требования, которые вызывают психоз. «Родителей почему никто не учит? Вот родители вообще знают, что им предстоит? Когда, в каком возрасте у ребенка созревают какие части мозга, что когда ребенок должен уметь, а чего еще и не должен, и предъявлять к нему таких требований нельзя? Сейчас такой сложный мир, я думаю, должны быть разработаны программы. Ведь согласитесь, воспитание детей – это куда более сложная вещь, почему к этому не готовят?» - высказалась она. Напомним, российские школьники завоевали пять золотых медалей на международной олимпиаде по физике в Вильнюсском университете в Литве. Участвовали в олимпиаде более 350 детей из 76 стран мира. Россию представляли Матвей Князев, Николай Кононенко, Артемий Новиков, Денис Исмагилов и Данила Самоделкин. Все участники проявили себя на Всероссийской олимпиаде по физике, готовились участники на базе МФТИ, а также в образовательном центре «Сириус». А на прошлой неделе школьники из РФ заняли второе место на международной олимпиаде по математике. В этом году там участвовали более 600 школьников из 109 стран.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
1920
1080
«За талант - дорогая цена». Татьяна Черниговская рассказала, как вырастить гения
Талантливым и гениальным человеком можно родиться, но этого недостаточно, считает директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская. В эфире программы «ОТРажение» она рассказала, какие факторы влияют на становление талантливых людей и вундеркиндов. «Если бы, условно скажем, Моцарт и Бах не оказались в музыкальной среде, то, возможно, никто бы и не узнал про то, кто они такие, кто родился. Понимаете, должно повезти», - отметила она. Эксперт подчеркнула: чтобы вырастить гениального ребенка, близкие должны обращать внимание на его интересы, наблюдать за ним, вовремя предоставлять возможности для развития. Тем не менее генетика играет здесь не последнюю роль. «Я неоднократно была свидетелем того, как эти дети облегченно вздыхают, попав в среду таких же, как они. Им очень трудно, они отличаются от других, если это сверхспособные дети. За все идет плата, за талант - дорогая цена: тяжелая жизнь, ты не такой как все, ты, возможно, умнее своих учителей, тебя не понимают, заставляют заниматься тем, что тебе совсем не нужно. К таким детям нужно относиться особенно внимательно и трогательно… А с другой стороны, они не должны вдруг почувствовать, что они абсолютные гении, что им все можно», - пояснила Татьяна Черниговская. По ее словам, в обществе сейчас наблюдается социальный регресс: героями становятся «абсолютно незначительные личности», шкала ценностей изменилась. На этом фоне не так просто достучаться до детей и заложить в них какие-то этические основы. «Все общество кричит «Ведь я этого достойна», «Разбивай всех локтями и иди вперед несмотря ни на какие препятствия». Понимаете, тут либо Толстой и Достоевский, либо локти, вот одно из двух. Все общество говорит о том, что нужно быть богатым, успешным, быстрым. Если мы не переделаем шкалу ценностей, у нас плохие перспективы. У нас не будет открытий, у нас не будет этих гениальных прорывов», - заключила она. Татьяна Черниговская также отрицательно высказалась в отношении родителей, специально отправляющих детей на олимпиады, дополнительные занятия. По ее словам, они просто удовлетворяют собственные амбиции и часто ставят детей в такие условия, когда те просто не могут реализоваться. В результате дети испытывают стресс, к ним предъявляют повышенные требования, которые вызывают психоз. «Родителей почему никто не учит? Вот родители вообще знают, что им предстоит? Когда, в каком возрасте у ребенка созревают какие части мозга, что когда ребенок должен уметь, а чего еще и не должен, и предъявлять к нему таких требований нельзя? Сейчас такой сложный мир, я думаю, должны быть разработаны программы. Ведь согласитесь, воспитание детей – это куда более сложная вещь, почему к этому не готовят?» - высказалась она. Напомним, российские школьники завоевали пять золотых медалей на международной олимпиаде по физике в Вильнюсском университете в Литве. Участвовали в олимпиаде более 350 детей из 76 стран мира. Россию представляли Матвей Князев, Николай Кононенко, Артемий Новиков, Денис Исмагилов и Данила Самоделкин. Все участники проявили себя на Всероссийской олимпиаде по физике, готовились участники на базе МФТИ, а также в образовательном центре «Сириус». А на прошлой неделе школьники из РФ заняли второе место на международной олимпиаде по математике. В этом году там участвовали более 600 школьников из 109 стран.
Талантливым и гениальным человеком можно родиться, но этого недостаточно, считает директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская. В эфире программы «ОТРажение» она рассказала, какие факторы влияют на становление талантливых людей и вундеркиндов. «Если бы, условно скажем, Моцарт и Бах не оказались в музыкальной среде, то, возможно, никто бы и не узнал про то, кто они такие, кто родился. Понимаете, должно повезти», - отметила она. Эксперт подчеркнула: чтобы вырастить гениального ребенка, близкие должны обращать внимание на его интересы, наблюдать за ним, вовремя предоставлять возможности для развития. Тем не менее генетика играет здесь не последнюю роль. «Я неоднократно была свидетелем того, как эти дети облегченно вздыхают, попав в среду таких же, как они. Им очень трудно, они отличаются от других, если это сверхспособные дети. За все идет плата, за талант - дорогая цена: тяжелая жизнь, ты не такой как все, ты, возможно, умнее своих учителей, тебя не понимают, заставляют заниматься тем, что тебе совсем не нужно. К таким детям нужно относиться особенно внимательно и трогательно… А с другой стороны, они не должны вдруг почувствовать, что они абсолютные гении, что им все можно», - пояснила Татьяна Черниговская. По ее словам, в обществе сейчас наблюдается социальный регресс: героями становятся «абсолютно незначительные личности», шкала ценностей изменилась. На этом фоне не так просто достучаться до детей и заложить в них какие-то этические основы. «Все общество кричит «Ведь я этого достойна», «Разбивай всех локтями и иди вперед несмотря ни на какие препятствия». Понимаете, тут либо Толстой и Достоевский, либо локти, вот одно из двух. Все общество говорит о том, что нужно быть богатым, успешным, быстрым. Если мы не переделаем шкалу ценностей, у нас плохие перспективы. У нас не будет открытий, у нас не будет этих гениальных прорывов», - заключила она. Татьяна Черниговская также отрицательно высказалась в отношении родителей, специально отправляющих детей на олимпиады, дополнительные занятия. По ее словам, они просто удовлетворяют собственные амбиции и часто ставят детей в такие условия, когда те просто не могут реализоваться. В результате дети испытывают стресс, к ним предъявляют повышенные требования, которые вызывают психоз. «Родителей почему никто не учит? Вот родители вообще знают, что им предстоит? Когда, в каком возрасте у ребенка созревают какие части мозга, что когда ребенок должен уметь, а чего еще и не должен, и предъявлять к нему таких требований нельзя? Сейчас такой сложный мир, я думаю, должны быть разработаны программы. Ведь согласитесь, воспитание детей – это куда более сложная вещь, почему к этому не готовят?» - высказалась она. Напомним, российские школьники завоевали пять золотых медалей на международной олимпиаде по физике в Вильнюсском университете в Литве. Участвовали в олимпиаде более 350 детей из 76 стран мира. Россию представляли Матвей Князев, Николай Кононенко, Артемий Новиков, Денис Исмагилов и Данила Самоделкин. Все участники проявили себя на Всероссийской олимпиаде по физике, готовились участники на базе МФТИ, а также в образовательном центре «Сириус». А на прошлой неделе школьники из РФ заняли второе место на международной олимпиаде по математике. В этом году там участвовали более 600 школьников из 109 стран.