Жители Горной Шории выступают против разработки угольного разреза

В Кемеровской области шорцы, малый народ Сибири, выступают против разработки угля рядом с их селами.

В поселке Казас, где собираются разрабатывать угольный карьер, старики и женщины вышли на улицу, не дав тяжелой технике разрушить дома. В итоге все ограничилось сносом нескольких сараев.

Из-за разработки угольного разреза «Сибиргинский», в 70-е годы шорцев выселили из поселка Курья за одну ночь. Сейчас в окрестностях еще одного шорского села, Чувашки, строят очередной разрез. Шорцы против. Идти им отсюда некуда.

Вся жизнь поселка проходит рядом с местным магазинчиком: здесь чипсы, консервы и богатый выбор дешевой водки. В этом же одноэтажном доме расположены почта и сельсовет. Правда, они давно закрыты.

С утра на пятачке перед магазином собираются местные жители. Работы нет почти ни у кого. Те, кому повезло, работают на местных шахтах. И эти же самые шахты ругают.

«Шахта забирает здоровье! Я ведь горел в шахте – был взрыв метана», - возмущается житель села Чувашка Александр Бельчегешев.

Село Чувашка - чуть ли не центр шорской цивилизации. Здесь представителей этой национальности больше всего - почти 60 дворов. В соседнем поселке Березовый их всего 7 человек. Местные жители признаются, что молодежь уходит в города. В поселке давно не работает школа, детей возят в соседний город Мыски, до него километров 20.

На поселок со всех сторон наступают угольные разрезы. В местных реках появились рыбы-мутанты. Правда, шорцы их все равно ловят - есть что-то надо.

«Вот тебе и шорцы - коренное население, аборигены! Шорцев надо занести в Красную книгу!», считает местный житель Александр.

Когда строили разрез, местным жителям обещали провести дорогу, отремонтировать школу, обеспечить работой. Однако, по словам местных, обещаний не выполнили – ни одного шорца не взяли на работу.

От отчаяния, шорцы, уже забывающие родной язык и обычаи, вспомнили о своих шаманах. И провели обряд «шачиг», прося защиты у предков.

«Когда мы проводим «шачиг» - разжигаем обрядный костер «тагал» и приносим жертву богам земли, воды и леса. Жертва - это добавить немного молока в костер или водки. Это делается, чтобы лесных богов не прогневать - должно помочь», - рассказал житель села Чувашка Владимир Бекренев.

Духи предков пока не смогли остановить вырубку леса: там, где несколько лет назадл была тайга, сейчас угольные отвалы. Теперь шорцы решили написать письмо в ООН. Может, там помогут.

В ООН, куда шорцы собираются направить просьбу о помощи, уже подсчитали - к 2020 году две трети из нынешних сельских поселений исчезнут с карты России. По последним данным, в стране 17 тысяч заброшенных поселков. Они значатся в кадастрах, но существуют только на бумаге.

Умирают поселки по разным причинам - экологические катастрофы и пожары, закрытие предприятий и расформирование военных гарнизонов. Но зачастую выживание деревень зависит только от наличия электричества и состояния дорог. 

Комментарии