Екатерина Баконина: Многие регионы делали пряники, но в Туле внесли своё маленькое новшество, изюминку, которая помогла им отделиться
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/ekaterina-bakonina-mnogie-regiony-delali-pryaniki-no-v-tule-vnesli-svoyo-malenkoe-novshestvo-izyuminku-kotoraya-pomogla-im-otdelitsya-57976.html
Ангелина Грохольская: Помочь нам создать уникальный гастрономический маршрут мы попросили победителя всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» платформы «Россия – страна возможностей» Екатерину Баконину.
Екатерина, здравствуйте!
Екатерина Баконина: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Какими качествами должен обладать мастер гостеприимства?
Екатерина Баконина: Радушие, искренность, открытость и всегда накрытый стол.
Ангелина Грохольская: Вот это мне, последнее особенно, нравится. Сейчас будем об этом говорить подробнее – о вкусных брендах. У нас есть, допустим, «сырный регион», Кострому обычно так называют, во всяком случае, среди нас – обывателей, Астрахань – это арбузы или рыба. А вот мне что подумалось: остальные регионы могли бы получить какие-то такие поэтические гастрономические названия? Какой регион, например, можно было бы назвать «регионом мёда и вина»? Или какой регион можно было бы назвать – «регион ароматного окорока»? С какого региона начнём? Кому бы вы сразу дали такое брендированное название?
Екатерина Баконина: Мне про мёд очень понравилось.
Ангелина Грохольская: Да?
Екатерина Баконина: Да, я думаю, что такой регион, наверно, самый уникальный – это у нас бортевой мёд в Башкортостане, вот его можно было бы назвать самым сладким в этом вопросе, медовый край. Про «ароматный окорок» не знаю, но вот Татарстан: одна из визитных карточек там есть не только чак-чак и бишбармак, а вяленый гусь – одна из визитных карточек, которая была представлена «Вкусы России» в 2021 году.
Ангелина Грохольская: Вот это очень интересно и неожиданно, потому что действительно у нас Татарстан, Казань – это чак-чак в первую очередь, тоже сладкий, медовый. Вяленый гусь – как интересно!
Екатерина Баконина: Да, это давняя история. И когда молодые женились, им всегда дарили пару вяленых гусей, оказывается, я это узнала недавно.
Ангелина Грохольская: Екатерина, правильно ли я понимаю, что любой бренд кулинарный, некулинарный, неважно, не может родиться на пустом месте, то есть вот раз решили: этот регион будет у нас рыбным или в этом регионе будет бренд – гусь, в основе всегда лежит какая-то традиция, какая-то легенда, то есть это на ментальном уровне складывается из поколения в поколение, а уже потом, где-то в веке XXI, мы называем это «брендом»?
Екатерина Баконина: Если мы говорим о более современных брендах нынешних, в любом случае, наверно, чтобы получить массовый охват, любой бренд, любой производитель должен заслужить какую-то народную любовь. Это достигается с помощью производства хорошего качественного продукта в первую очередь с уникальным каким-то своим отпечатком, отпечатком местности, либо с использованием локальных продуктов – это, наверное, самое важное, что отделяет. В пример могу поставить тульский пряник: многие регионы делали пряники, но в Туле внесли своё маленькое новшество, изюминку, которая помогла им отделиться, как сейчас говорят маркетологи, от конкурентов и сделать свой уникальный продукт, они сделали печатные пряники, то есть специальные были резные дощечки, которые в зеркальном виде отпечатывали либо фигурные какие-то элементы, либо текст. История стала вирусной и, таким образом, пряники стали дарить, вывозить куда-то в подарок, они более нарядный вид приобрели, при том, что качество и вкус остались теми же.
Ангелина Грохольская: Это был спойлер, практически подводка к нашему следующему материалу, потому что именно сейчас мы отправимся в Тулу. Наталья Калгина не только попробовала те самые печатные пряники, но и научилась их печатать, а ещё узнала, почему тульский пряник отправляют в тираж. Давайте смотреть.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: Мы снова в студии программы «Большая страна. Открытие». Сегодня говорим о вкусных брендах и с нами на связи Екатерина Баконина – победитель всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства».
Итак, Екатерина, продолжаем наше вкусное путешествие сегодня. Я обожаю вообще эту тему – вкусные бренды, гастрономический туризм, моя любимая, сейчас бы из студии куда-нибудь отправиться… Вот куда вы бы меня и наших телезрителей отправили в первую очередь? Вы знаете, хочется что-то такое нетрадиционное. Тульский пряник – хорошо, но всем известно. Куда поехать, чего мы, может быть, не знали и не пробовали? Удивите нас сейчас чем-нибудь.
Екатерина Баконина: Удивлю. Тогда отправляйтесь на Чукотку.
Ангелина Грохольская: Так… Уж послала, так послала, называется.
Екатерина Баконина: На Чукотке, вы очень удивитесь, наверное, не знаю, слышали вы или не слышали, но есть такое блюдо – «мантак». Это китовое сало и кожа в разном его виде: его и варят, и ферментируют, закапывая в лёд, и что с ним только ни делают, и даже едят сырым. Но, наверно, этот гастрономический бренд можно попробовать только на Чукотке, потому что вылов китов разрешён только коренному населению и угоститься этими яствами можно на месте, с собой вывозить нельзя.
Ангелина Грохольская: Это уникальный бренд, это действительно уникальный, вы нас, правда, сейчас удивили. Я вообще не представляю, как это, что это на вкус и с чем это можно сравнить, и сразу спрошу: вот такой уникальностью пользуются?
Екатерина Баконина: Это удалённый регион и, конечно, делать туристический трафик туда достаточно тяжело, но тем не менее в последние годы на тех выставках, которые я посещаю – гастрономические выставки, всегда Чукотка представляет свои яства. Это не только мантак, это и копальхен – тоже очень своеобразное мясо, скажем так. Если мантак в более копчёном виде, сыром виде, то копальхен закапывается в вечную мерзлоту и там ферментируется без какой-либо дополнительной обработки, либо, поговаривают, честно говоря, не знаю, помещают в болото и накрывают торфом, и таким образом тоже ферментируется. Оно с душком, это изящество и этот продукт, и он, конечно, не всем подходит. Икра бесподобная, то есть очень много всего, чего мы не знаем. Опять же, видимо, это не самый популярный регион для туризма, поэтому, конечно, для нас открываются с большим удивлением все эти гастрономические изыски, о которые мы узнаём.
Ангелина Грохольская: Но ведь это подчёркивает уникальность и нашей страны…
Екатерина Баконина: Конечно.
Ангелина Грохольская: И масштабы большой страны, что действительно есть Чукотка – единственный регион, где можно попробовать такие блюда из китов. «Китовый регион» – назовём его так сегодня.
Екатерина Баконина: Не только Чукотка, а Ямал. Я была в прошлом году на Ямале, я просто была в восторге. Там тоже есть не просто визитные карточки, о которых мы знаем – это строганина, например, строганина из щёкур, строганина из рыбы, строганина из оленины. Олень является не только обедом, мясом и едой, он является другом, он является одеждой для оленеводов и домом в том числе. И там тоже очень много удивительных открытий, это не только строганина, для сладкоежек есть десерт «нодя», который с немецкого переводится как «ягода», очень простой, но при этом очень вкусный. Это кедровые орешки, брусника и сгущёнка – классическое сочетание кислого и сладкого. Кстати, по поводу ягеля, сейчас про оленя вспомнила: ягель сейчас брендируют, и, по-моему, Мурманская область запустила. То есть его сейчас сушат и продают в качестве закусочки такой, потому что в нём очень много микроэлементов. Рестораторы уже давно начали декорировать блюда ягелем, он очень красиво ложится в сервировку блюд.
Ангелина Грохольская: Да-да.
Екатерина Баконина: А сейчас предприимчивые господа производители стали его даже продавать в качестве чипсов таких. Да, серьёзно, поэтому в любом регионе есть чему удивиться и что попробовать.
Ангелина Грохольская: Я хочу эти прекрасные блюда чем-нибудь запить вкусным. В какой регион отправимся?
Екатерина Баконина: Отправимся с вами, например, в Краснодарский край. Краснодарский край – это не только у нас черноморская кухня, уникальные улиточные фермы, которые не так давно появились и удивляют нас своим изобилием, улиточное мороженое, кстати, тоже рекомендую попробовать, кто будет там рядышком. А ещё, безусловно, это винодельческий регион, и хочу отметить, что качество виноделия в России за последние несколько лет действительно шагнуло далеко вперёд и очень серьёзно конкурирует с европейскими производителями, и завоёвывает высокие рейтинги на международных конкурсах.
Ангелина Грохольская: Ох, как вкусно вы сейчас рассказываете, Екатерина, как хочется сразу путешествовать! Кстати, про Торжок и про котлеты: почему пот там это укоренилось, это действительно стало брендом? Пожарские котлеты известны, мне кажется, далеко за пределами нашей страны. Вот что нужно, чтобы действительно гастрономический бренд раскрутить, сделать популярным, и чтобы регион ассоциировался, допустим, конкретно с этим брендом?
Екатерина Баконина: Ноу-хау, новшество, мы это посмотрели на примере Тулы. Концепция, стратегия, хороший маркетинг – это естественно, обязательно, без этого никуда, но кроме этого есть ещё немаловажный фактор, какие-то регионы уделяют этому внимание, а какие-то нет, это поиск интересных старинных рецептов и адаптация их непосредственно в ресторанное меню. Это очень важный момент, не всем рестораторам эта история интересна, но дело в том, что те, кто действительно немножечко уделил этому время и настолько разнообразил своё меню, у них туристический траффик гораздо выше на самом деле.
Ангелина Грохольская: Что делать регионам, у которых похожие бренды? Допустим, калач возьмём: ведь сразу несколько регионов претендуют на этот бренд.
Екатерина Баконина: Вы знаете, есть ещё такой момент: бренд может быть брендом, но есть ещё сервировка, подача и момент театрализованности, наверно, потому что некоторые регионы, например, вводят иммерсивный театр. Есть регионы, где вроде бы и, казалось, ничего и нет, но это всё обыгрывается так красиво, что туристу интересно, то есть во всём нужно креативить, во всём нужно креативить обязательно, поэтому, если нет гастрономического бренда, его нужно либо придумать, либо обыграть в какую-то повседневную пищу, как вариант.
Ангелина Грохольская: Вот мы нашим телезрителям предлагаем это сделать: пишите в наши социальные сети – аккаунт в «Инстаграм», предлагайте, как бы вы назвали свой регион? Мы уже предложили сегодня, у нас «медовый край» появился, конечно, у нас «винный край», свой регион или свой город как бы вы назвали? Давайте покреативим, придумайте, мы обязательно расскажем об этом в одной из наших программ. А я к калачам сейчас вернусь: Екатерина, вот есть муромский, есть московский, есть саратовский калач – в каждом регионе свой. Что посоветуете тогда, чтобы каждый калач всё равно был узнаваемым?
Екатерина Баконина: Тут нужно думать, потом что всё-таки калач, какие-то старинные блюда – это всё-таки классическая рецептура, если мы говорим об этом. А если мы говорим о том, чтобы выделиться среди конкурентов и показать своё лицо, и украсить его как-то особенно и необычно, то, конечно, это либо что-то немножко добавить, приукрасить само изделие, либо опять же возвращаемся к сервировке, упаковке и какой-то интересной такой истории, это уже маркетинг.
Ангелина Грохольская: Мы сейчас отправимся в Саратовскую область. Кстати, как бы вы её назвали?
Екатерина Баконина: Я знаю саратовские вафли, конфеты, а ещё пиво. Говорят, очень классное крафтовое пиво в Саратове.
Ангелина Грохольская: И всё-таки самый узнаваемый кулинарный бренд Саратовской области – это калач. Мы сейчас узнаем рецепт, оригинальный рецепт саратовского калача. А вас, Екатерина, я благодарю от всей души, спасибо вам огромное! Очень захотелось путешествовать прямо сейчас и пробовать-пробовать-пробовать, потому что в нашей стране действительно есть не только что посмотреть, но и что попробовать, это здорово!
Екатерина Баконина: Абсолютно верно, да. Путешествуйте, расширяйте свой гастрономический кругозор, открывайте для себя новые вкусы и чувствуйте регион через вкусовую палитру – это очень важно!