Елена Цунаева о неизвестном подвиге и о поисковых работах, которые ведутся в разных уголках страны
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/elena-cunaeva-o-neizvestnom-podvige-i-o-poiskovyh-rabotah-kotorye-vedutsya-v-raznyh-ugolkah-strany-60794.html
Павел Давыдов: С нами на связи Елена Цунаева – ответственный секретарь «Поискового движения России».
Елена Моисеевна, здравствуйте!
Елена Цунаева: Здравствуйте!
Павел Давыдов: Сегодня поисковые работы ведутся во всех уголках нашей страны, которую затронула Великая Отечественная война, то есть в 37 субъектах Российской Федерации. А могли бы вы привести пример, как ваша организация делает неизвестный подвиг известным?
Елена Цунаева: «Поисковое движение России» – это в настоящий момент самая крупная организация, поэтому неудивительно, что в нашем плане поисковых работ, который есть на сайте, более 2700 поисковых экспедиций на полях сражений. Не все, конечно, они состоятся, потому что поисковики – это добровольцы, волонтёры, но тем не менее мы к этому стремимся. У нас есть небольшие экспедиции, но есть и большие проекты, тематические проекты. Например, «Заоблачный фронт», эта экспедиция проходит в горах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Есть экспедиции на островах Финского залива, есть «Дальневосточный фронт» – это поисковая экспедиция в Сахалинской области, где проходили бои советско-японской войны. Конечно, главная наша задача – это восстановить имена солдат, поднять их останки, те, которые не захоронены. И уже за весеннюю «Вахту памяти» достаточно много примеров восстановленных имён, конечно, не так много, как хотелось бы, но тем не менее имён тех солдат, которые числились пропавшими без вести. Например, Комков Георгий Максимович погиб, защищая город-герой Ленинград (Санкт-Петербург). Его нашли поисковики во время «Вахты памяти» «Тельмановский рубеж». Он с 1942 года числился пропавшим без вести. С 1941 года числился пропавшим без вести Дмитрий Николаевич Марков, который погиб в Смоленской области, защищая это регион. Иван Григорьевич Дементьев – его нашли поисковики в Старорусском районе Новгородской области тоже весной этого года, и он тоже был пропавшим без вести. Есть ещё особенный проект, посвящённый установлению судеб погибших экипажей самолётов, «Небо Родины» он называется. В этом году ребята в Тверской области установили обстоятельства авиационной катастрофы на самолёте, по ленд-лизу который к нам поступил. Лётчик, к сожалению, не справился с управлением, врезался в землю, но он тоже числился пропавшим без вести, останки его и сам самолёт был найден, и, конечно, родственникам мы сообщим, что он никуда не делся, а погиб, выполняя боевое задание. Если кратко, такая история.
Павел Давыдов: Елена Моисеевна, мы продолжим этот разговор чуть позже и подробнее расскажем о тех людях, которые сегодня пытаются восстановить историческую правду, и о тех местах России, где туристы могут узнать о неизвестных подвигах. А сейчас как раз отправимся в одно из таких мест. Хулхута – небольшой населённый пункт современной Калмыкии, который во времена Великой Отечественной войны стал одним из ключевых участков битвы за Волгу, Астраханским рубежом.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна. Открытие». Далее в нашем эфире: убийственная переправа – как отыскать её в Калужской области и какие страшные страницы истории скрывает; непокорённый город – как Ставрополь выстоял и не сдался. Оставайтесь с нами, мы вернёмся в студию буквально через несколько минут.
В эфире программа «Большая страна. Открытие». Я напомню, вместе с Еленой Цунаевой – ответственным секретарём «Поискового движения России» – говорим о неизвестном подвиге и о тех людях, которые сегодня открывают малоизученные страницы истории в разных регионах России.
Елена Моисеевна, у вас есть такой проект под названием «Без срока давности» – это экспедиции по разным регионам, а вот скажите, какие открытия удалось сделать с его помощью? Я знаю, что вы сами участвуете во всевозможных экспедициях.
Елена Цунаева: Действительно, это очень интересный проект, он необычный проект. Родился он не как поисковый, а даже больше просветительский, потому что посвящён не бойцам и командирам Красной армии, а посвящён гражданскому населению, которое пострадало от рук нацистских преступников на временно оккупированной территории. Благодаря этому проекту нам удалось не только совместно с партнёрами рассекретить огромное количество документов и сдать эти документы, и каждая страница каждого сборника, сейчас их уже 25, это приговор нацистам и их пособникам, которые совершали преступления против наших советских людей. Ещё мы проводили поисковые экспедиции. Первая из них проходила в Новгородской области в районе деревни Жестяная Горка, были поисковиками в ходе «Вахты памяти» обнаружены останки более 500 людей, среди них были дети. И, поскольку это гражданские, мы привлекли следственный комитет, проведена была судмедэкспертиза. И по итогам обнаруженных результатов и архивных данных свидетелей следственный комитет возбудил уголовное дело. Это было первое в современной истории России уголовное дело, которое закончилось судом и признанием факта геноцида против советского народа в деревне Жестяная Горка. Я сама участвовала недолгое время на территории тоже Новгородской области в деревне Вдицко, выезжала на место, в Псковскую область и видела, каким образом лежат эти погибшие, видела сама останки этих детей, которые лежат без видимых повреждений. Как подтвердила судмедэкспертиза, скорей всего, они либо заживо были погребены вместе с родителями, либо погибли по неизвестной причине. В настоящий момент уже состоялось несколько судов: это Псковский, Ростовский, совсем последний Орловский суд, которые подтвердили факты геноцида на временно оккупированной территории. Это очень серьёзная работа, очень необычная работа, но, на самом деле, она как никогда актуальна и современна, потому что, к сожалению, уроки Нюрнбергского процесса, который тогда обнародовал тему военных преступлений, но ещё не использовал понятие «геноцид», эти уроки были забыты. И поэтому в современной юридической практике то, что по инициативе нашей общественной организации вместе с нашими партнёрами по итогам поисковых экспедиций получилось восстановить эту историческую справедливость, мы считаем это очень важным достижением нашего проекта.
Павел Давыдов: Туристы, которые едут по местам памяти, для себя воскрешают героические времена, однако узнать о неизвестных подвигах рядовому путешественнику очень сложно, ведь об этом нет информации в путеводителях. А как можно проложить такой маршрут самостоятельно? Какой совет вы бы дали наши зрителям?
Елена Цунаева: Вы подняли очень интересную тему. На самом деле, действительно, даже в стенах Государственной Думы теперь задумались о том, что необходимо специально разрабатывать такие мемориальные маршруты, которые позволили бы нашим гражданам знакомиться с героическим прошлым и с трагическими станицами нашей истории. Если вы хотите познакомиться с местами массовой гибели, местами памяти именно гражданского населения в рамках проекта «Без срока давности», есть сайт проекта «Без срока давности», и мы там рассказываем в том числе о тех местах, которые можно посетить. Вот деревня Жестяная Горка при поддержке губернатора Новгородской области, Российского военно-исторического общества поисковикам удалось всем вместе создать замечательный мемориал. И там уже есть имена, фамилии, могилы тех, кого мы подняли во время экспедиции. Это очень трогательное место, оно будет развиваться дальше, там есть информационные стенды, и сейчас ребята из поисковой экспедиции «Долина» даже запустили аудиоэкскурсию, которую можно послушать. Деревня Хацунь в Псковской области – это, наверно, наша российская Хатынь, один из первых мемориалов, он ещё в 2011 году был открыт, тоже можно её посетить. Но вообще, если вы хотите посетить места воинских захоронений, то можно обратиться на сайт «Память народа» министерства обороны, там есть паспорта воинских захоронений. И если вы именно самостоятельно продвигаетесь, проложите этот маршрут. В паспортах есть геоинформационные привязки, и вы сможете попасть не на самые известные мемориалы, которые в центре города, а можете попасть на лесные какие-то воинские захоронения, но в паспорте вы прочитаете информацию: кто сражался, сколько человек там похоронено, и если известны имена, то, конечно, и эти имена тоже. Мы будем очень рады, если найдутся такие туристы, которые будут путешествовать по этим местам памяти.
Павел Давыдов: Мы сейчас посмотрим расследование моего коллеги Александра Беззубцева из Калужской области, где поисковики попросили не указывать конкретную точку на карте, где проходили бои, так как там ещё многое предстоит изучить. Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу у вас уточнить: а как часто в вашей практике приходится, что называется, скрывать место положение места, которое ещё не указано на карте боевых сражений того времени?
Елена Цунаева: Я не могу посчитать, часто или редко, но, как правило, если работа не закончена в силу разных причин – массовое какое-то захоронение санитарное или траншея и так далее, мы стараемся не афишировать это место, потому что ту работу, которую мы проводим, мы её проводим по определённой методике с максимальным уважением к останкам погибших, используем археологические методы подъёма, сейчас практикуем даже забор ДНК на перспективу возможности идентификации наших погибших солдат, а это всё требует чистоты, и поэтому туристические туда поездки или, не дай бог, каких-то мародёров, конечно, нами не приветствуются.
Павел Давыдов: Елена Моисеевна, спасибо большое за это уточнение. Как я и обещал, сейчас мы покажем расследование моего коллеги Александра Беззубцева, отправляемся в Калужскую область к месту убийственной переправы.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: В эфире программа «Большая страна. Открытие». Тема выпуска – «Неизвестный подвиг», на прямой связи со студией – ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева.
Елена Моисеевна, а куда бы вы ещё посоветовали поехать тем людям, которые хотят больше узнать о неизвестных подвигах?
Елена Цунаева: Вы знаете, в Петрозаводске нашими поисковиками при поддержке Фонда президентских грантов очень добрая и хорошая история произошла: ребята музеефицировали место боя. Это недалеко от Петрозаводска, они даже смогли сделать такую небольшую лесную дорогу. Если вы хотите посмотреть, как именно место боя выглядело, там природные условия таковы, что оно сохранилось, не заплыло, пройти по этим окопам, посмотреть, где располагалась кухня, там есть информационные билборды, там есть поминальный крест, то есть можно поклониться памяти погибших, строится часовня. Вот можно посмотреть это место, оно ещё не такое известное в туристических маршрутах, но тем не менее такое достаточно необычное. Вообще таких мест памяти очень много, мы стараемся о них рассказывать на сайте, и я думаю, что, наверно, будем даже предлагать и прокладывать такие маршруты, потому что сейчас эта тема, наверно, очень актуальная, и многие граждане нашей страны решатся наконец-то, может быть, посмотреть конкретно нашу страну, потому что другой возможности у них, может быть, не будет, но это и к лучшему.
Павел Давыдов: Действительно. А скажите, пожалуйста, вот в этой ситуации как сами туристы могут помогать вашему поисковому движению? Может быть, участвовать в ваших акциях или сообщать какие-то ценные данные, например, делиться информацией?
Елена Цунаева: Было бы здорово, если наши уважаемые граждане путешествуют на автомобиле по таким каким-то не центральным трассам, а просто по лесу, и натыкаются на воинское захоронение, которое, может быть, не в слишком хорошем состоянии в силу разных причин, мы были бы благодарны, если бы вы писали на адрес «Поискового движения России», в нашу группу во «Вконтакте» или на наш сайт (www.rf-poisk.ru), rfpoisk@mail.ru – наша почта, и мы вместе с вами могли либо с помощью местной администрации, либо с помощью наших волонтёров-добровольцев приводить в порядок это воинское захоронение. У нас достаточно много есть таких могил на территории Ленинградской, Новгородской областей, Смоленской, которые далеко от населённого пункта или от магистрали центральной, и если вдруг наше внимание будет привлечено вашей информацией, то нам удастся исправить то, что, может быть, по какой-то причине не получилось сделать.
Павел Давыдов: Мы не раз в наших программах затрагивали тему социально ответственного туризма, а у вас есть понимание, как сделать так, чтобы больше было людей, которые не только интересуются историей, но и помогают её восстанавливать?
Елена Цунаева: Я думаю, что нам нужно всем вместе запускать какие-то такие проекты-акции, действительно, идея теперь благодаря нашему общению пришла, особенно летом, и в этом смысле мы могли бы говорить не только о благоустройстве воинских захоронений, но и, например, с точки зрения экологической ситуации, когда наши граждане в лесу, там недалеко видят какие-то неучтённые свалки, когда вывозят, есть такая история, поэтому можно было бы во время пути совмещать и эту тему тоже. То есть какие-то мини-свалки, которые мы – поисковики – встречаем и по мере возможности убираем непосредственно и какие-то в не совсем хорошем состоянии воинские захоронения. А уж если нашим уважаемым туристам найдётся возможность в перчатках в мусорный мешок самим что-то убрать, зафиксировать и вывезти из леса, то это вообще было бы здорово и чудесно, мне кажется, правильно очень.
Павел Давыдов: Елена Моисеевна, спасибо вам большое! Вы и ваши коллеги воссоздаёте нашу историческую память, открываете неизвестные подвиги. Я хочу пожелать, чтобы у вашей организации было ещё больше последователей, а, возможно, и кто-то из наших телезрителей присоединится к вам или отправится в путешествие по тем местам, о которых мы сегодня с вами говорили, благодарю вас!
Елена Цунаева: Спасибо, пусть так и будет!