Ангелина Грохольская: С нами на связи меценат, предприниматель, писатель Евгений Федоров. В 2010 году он вернулся на свою малую родину, город Киржач, и выкупил долю в местной типографии, одной из старейших в стране, сделав ее успешным предприятием. А еще Евгений твердо верит: его родной 30-тысячный Киржач, что на границе с Подмосковьем, – это целая вселенная, которую можно сделать туристическим центром, только для этого нужно создать новые достопримечательности. Что удалось сделать за эти 15 лет? Как город изменился? И зачем это Евгению Федорову? Сейчас у него самого и узнаем. Евгений Сергеевич, здравствуйте. Евгений Федоров: Здравствуйте все. Ангелина Грохольская: Вы ведь учились в Москве, вы работали в Москве, занимали неплохую должность. Но однажды было принято решение вернуться в Киржач и начать бизнес там. Это было такое больше предпринимательское решение или чем-то еще руководствовались? Почему? Евгений Федоров: Здесь история немножко гораздо проще, чем обычно. Я вырос в Киржаче, потом ушел в армию и после армии, отучившись в Москве, сначала в педагогическом институте, а потом в Академии государственной службы, действительно пошел на очень хорошую, интереснейшую работу. Я работал в типографии Министерства внутренних дел, то есть не по моему прямому профилю, но так получилось, потом – защита диссертации, и меня, в общем-то, так заметили в одном из аффилированных лиц Гознака, где я успешно поработал 9 лет. А потом так же успешно меня взяли в один прекрасный день и уволили. То есть вот такая обычная история, знаете, когда ты уже с красивым домом в Подмосковье, с машинами, с замечательными детишками, которые каждый день ходят в лицей, то есть у тебя все хорошо. И вот в один момент так все это схлопывается. Ангелина Грохольская: Просто кто-то в такие моменты опускает руки, а кто-то начинает действовать. Евгений Федоров: Да, и здесь еще один очень важный момент. Работая в Москве, я подготовил команду из жителей своего собственного города. То есть у меня была компетенция по трудоустройству, как у заместителя директора. И я подумал, что мало ли, бывает же такая ситуация, то есть редут всегда нужно готовить на всякий случай, такой отходной путь. И вот так и получилось, я, собственно говоря, 30 киржачан трудоустроил в своей компании, в которой я работал. И когда все это произошло, то нельзя сказать, что я был без ресурса. Самый главный ресурс, которым я обладал, – это замечательные люди, команда, и они все мои земляки. И само по себе, такая была подсказка, а не поехать ли в родной город, потому что стены, как правило, помогают, что, собственно, я и сделал. И вот этот процесс становления уже на родной киржачской земле произошел исключительно благодаря той команде, которая у меня была. Ангелина Грохольская: Очень ценный совет сейчас вы дали, что всегда должен быть план Б. В Киржач давайте уже вернемся, вы туда приехали, и первое, что восстановили, – это типография. Евгений Федоров: Конечно, киржачская типография, которая была основана в 1931 году. Для меня, конечно, очень важно было сохранить в первую очередь историю. Ангелина Грохольская: Евгений Сергеевич, шестнадцать объектов, почему было решено, откуда вообще появилась такая цифра, что нужно именно шестнадцать каких-то туристических объектов, чтобы город стал развиваться. Теперь их больше, естественно, но изначально вот был такой проект, он так звучал. Евгений Федоров: Шестнадцать, она как-то больше такая полумистическая цифра, потому что я 16 августа родился, вот подумал, что шестнадцать было бы …, но в ней все равно есть математика, в ней есть логистика в каком плане, то есть я подумал о том, что для того, чтобы было хорошее впечатление у наших гостей, для того, чтобы гости не натыкались друг на друга, потому что город маленький, поэтому и решено было сделать не менее шестнадцати. Сейчас их, конечно, уже гораздо больше. Ангелина Грохольская: Жители Краснодара все очень гордятся и всегда, если приезжаешь в Краснодар, все говорят, надо обязательно в парк Галицкого пойти. Сергей Галицкий, предприниматель, тоже сделал там абсолютно уникальное место. Какое место, не знаю, может быть, уже называют, что-то вашим именем, парк Федорова или, не знаю, кинотеатр Федорова, есть что-нибудь такое? Если нет, то, может быть, какое-то место или какой-то объект, которым вы особенно гордитесь, который, знаете, ваш прям по сердцу. Евгений Федоров: Где Сергей Галицкий, а где мы простые сермяжные полиграфисты. Слава богу, нет никаких новых топонимов, достаточно того, что мы сами их создаем. Мы подарили городу такие прекрасные места, как «Музей ледниковых камней, это все опен-эйр, смотровую площадку «Зайчушка». Мы подарили городу самый популярный на сегодняшний день «Типографский» мост, самый длинный в России деревянный пешеходный мост. Ангелина Грохольская: 555 метров, по-моему, да? Он в Книгу рекордов занесен. Евгений Федоров: Не менее, да. Он находится в Книге рекордов России, да. И сейчас мы еще продолжаем строить эти мосты, открывать какие-то новые места, которые обязательно привязаны к какой-то истории. Вот у нас есть потрясающий плодовый сад Киржэль. Но называть сейчас что-то там Федоровым... В первую очередь, мы все-таки полиграфисты. И если уж говорить про мою фамилию, то сейчас один из таких, может быть, амбициозных и, может быть, слишком демонстративных проектов, которые я бы, например, сделал, не знаю, на свое 60-летие, которые мне через пару лет стукнет, я например, взял бы и подумал, как взаимосвязать первопечатника Ивана Федорова и всю ту команду, так скажем, первых печатников Руси, а это и Петр Мстиславец, его соратник, это и Андроник Невежа, который печатал во время опричнины в Александровской слободе, это и Кондратий Иванов. И я сейчас причисляю эти фамилии, могу сказать о том, что у киржевской типографии на сегодняшний день есть оригинальные экспонаты, которых в мире осталось четыре-пять, каких-то осталось всего девять, то есть это экспонаты мирового уровня. И вот взаимосвязать историю с Иваном Федоровым, с современным печатником Евгением Федоровым, я, наверное, об этом подумал. Ангелина Грохольская: А что за экспонаты? Вы сказали, есть уникальные экспонаты. Это что такое? Расскажите об этом. Евгений Федоров: На Руси печаталось немного литературы, в основном все книги были по богослужению. Это «Псалтырь», «Триодь», всем известный «Апостол». Скажем, «Апостола» Ивана Федорова сейчас уже не найти, но Петр Мстиславец, который с ним вместе был, условно говоря, был его зам, замдиректора, то есть его работа у нас есть. Ангелина Грохольская: Говоря об уникальных экспонатах, я знаю, что какая-то история с иконой была, которая вернулась в Киржач. Евгений Федоров: Однажды мне позвонила женщина из соседней деревни и говорит: «Я нашла у себя на чердаке икону, а на ней, на обороте, написано “Вернусь в Киржач”, еще и с ятью». То есть понятно, что эта икона, она рубежная, «Отечество» называется, и достаточно большая. И я понял, что это какой-то такой толчок, не надо ничего придумывать, вот мне ее дали, и вот с нее можно начать. И достаточно быстро мы собрали фантастическую, с моей точки зрения, не очень капитализированную, то есть у нас нет Византии, у нас нет XIII, XIV, XV, XVI веков, у нас нет такого большого. У нас есть простая русская народная икона, которую писали обыкновенные христиане, обыкновенные люди, такие, как мы. Вот и получился такой музей иконописи и реставрации. Ангелина Грохольская: В одном интервью несколько лет назад вы сказали: «Для меня это все в некотором смысле социально-психологический эксперимент над родным городом». Это что значит? Евгений Федоров: У меня все-таки психологическое образование. Когда я приехал в город, просто начал разговаривать с людьми, а вы должны понимать, что город, он увеличивается в 10 раз летом за счет дачников, то отношение к дачникам было совершенно иное, то есть сформировать психологическую готовность к тому, что город из какого-то такого дачного придатка Московской области будет превращаться в город туристический, это, конечно, серьезная работа психологов, и я формировал эту психологическую готовность, когда начал делать «Типографский» мост. Мне все говорили: «Да ты что, там будут вандалить. Давай не будем ставить уровни, потому что их будут разбивать». Я говорю: «Будут разбивать – мы будем ставить новые. Будут ломать – мы будем чинить. И никогда никому не говорить в социальных сетях об этом, что вот вы такие все растакие». Но в основном, потому что это еще и дети делают. Разговариваем с родителями: «Вот ваш ребенок. Отремонтируйте, родители». Потому что везде видеокамеры уже, у нас все уже современно. Но я просто к тому, что это тоже элемент формирования этой готовности. Понадобилось даже два-три года, когда мы вот этими своими деяниями, мы просто, как говорили, делаем и все. Делаем: отмываем, красим, делаем красиво, делаем для людей, и люди поймут. А теперь все нормально, теперь люди поняли, что тот объект, который мы покупаем и берем под свою опеку, в свои руки, то он обязательно будет приносить пользу. Ангелина Грохольская: И финальный вопрос. Вот в первую очередь, если мы соберемся и обязательно приедем в Киржач, с чего нужно начать? Евгений Федоров: Все начинают с «Типографского» моста, потому что он не заканчивается. За ним идет совершенно великолепный «Восточный» мост. Потому что это такой круговой маршрут из пяти мостов, то есть «Школьный», «Типографский», «Восточный», «Железный». И сейчас в этом году мы еще сделаем финальный мост на 2,5-километровом маршруте, он будет называться «Вещим», который будет приходить в интереснейший музей, который будет посвящен истории нашего города, истории местности. Он будет называться «Кержи Ачи», это музей финно-угорской культуры. У нас для этого есть тоже фантастические экспонаты. Потому что Киржач – это финно-угорское слово «левый берег». Вот пройдясь по этому маршруту, уверяю вас, у вас сложится, во-первых, полная картина, а потом уже можно, конечно же, по святым местам, потом, конечно же, можно по нашим музеям. Ангелина Грохольская: Евгений Сергеевич, спасибо вам огромное. Привет Киржачу, всем жителям вашего удивительного города. Спасибо вам большое. И пусть все мечты и планы сбываются. Евгений Федоров: Пусть наша большая страна будет хорошей, доброй и замечательной, лучше всех. Ангелина Грохольская: Спасибо. Евгений Федоров: Всего доброго. Ангелина Грохольская: До свидания.