Ирина Сулина: Липецк был курортным городом, сдавалось много помещений. И лучше всего сдавались те, где был самовар
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/irina-sulina-64810.html
Ангелина Грохольская: Законодателями чайной моды в прошлом были москвичи, даже выражение такое существовало – «москвичи-чаёвники». Описание чаепития в XIX веке оставил писатель Вьюрков в своём произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так». Но мода эта быстро распространилась и на другие регионы. Как пили чай в Липецке? Об этом мы попросили рассказать Ирину Силину – заведующую филиалом Липецкого историко-культурного музея «Городская управа». Ирина с нами на связи.
Здравствуйте, Ирина!
Ирина Сулина: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Какой у вас стол шикарный! Я хочу сразу тоже чайку взять. Что надо сказать, кстати, когда начинается чаепитие? Есть какая-то традиционная фраза?
Ирина Сулина: Для липчан, наверное, она такая же, как и у всех: «Прошу к столу!». И вообще Липецк отличался, может быть, от других городов тем, что это был курортный город, что это один из старейших городских курортов России, что практически в каждом доме сдавалось помещение приезжающим на липецкий курорт, большая часть из которых были москвичи, были приезжие из Санкт-Петербурга, Воронежа, Тамбова – это большой процент приезжающих. Например, в 1915 году приехал один человек из Лондона. К слову сказать, лучше сдавались те помещения, которые сдавались с самоварами.
Ангелина Грохольская: То есть самовар – это был такой признак престижа, да? Как сейчас бы сказали: «Звёздочка ещё одна была бы добавлена». Я смотрю, рядом с вами самовар такой. Это той семьи, которая жила в этом доме, или откуда он? Потому что, я вижу, он старинный.
Ирина Сулина: У нас коллекция самоваров. Справа от меня как раз самовар для холостяка, для человека одного или для небольшой семьи, которая приехала на липецкий курорт. Его можно было заварить и днём, и вечером, как говорится, на небольшую семью. Для большой семьи необходим был, конечно, самовар уже побольше. Самовар – это даже не традиция. Как таковой чайной традиции не существовало, наверно, как китайская церемония, но за чаем можно было долго беседовать. Чем заниматься в тёплый весенний летний вечер, как не обсуждать какие-то новости, общаться друг с другом? Если даже люди незнакомы и пригласили в гости курортников, то спрашивать, как дела происходят в других городах. Ведь новости доходили не так, как сейчас, поэтому всегда приезжий человек был интересен для липчан и можно было с ним побеседовать.
Ангелина Грохольская: Ирина, скажите, пожалуйста, а откуда чай в Липецк привозили?
Ирина Сулина: Вообще если говорить о чае, то чай продавали в колониальных товарах. По сути дела, «колониальные» в то время было равно «импортные товары», которые привозили, как говорится, из колоний, первоначально это Китай, Индия. Чай покупали в Москве, то есть таких купцов у нас крупных, которые бы сами торговали чаем, у нас не было, потому что купечество всё-таки делилось на сословия. Если говорить о середине XIX века, в Липецке было всего два купца первой гильдии. Привозился чай, торговался на ярмарках, на базарах. Конечно, чай был достаточно дорогим, то есть не такой дешёвый, даже в конце XIX века. Хотя, знаете, когда уже пошли массовые самовары – вот эти банки баташёвские, когда уже в большей степени на наш рынок начал поступать чай различного качества, кстати, качество чая тоже было разным, то тогда пели частушки: «Самовары, самовары, самовары медные, из-за вас-то, самовары, люди стали бедные!». Потому что, собственно, чай хотелось пить и хотелось вот такой образ жизни – поговорить, пообщаться, не будешь не за пустым столом сидеть общаться, а всё это должно быть размеренно, а по цене это было, конечно, не так дёшево. Поэтому, если говорить о купеческом сословии, они себе могли это позволить; если мы говорим о крестьянском сословии, то не каждый мог в крестьянском сословии. Ещё, знаете, как: «Ух-ты, самовар-то горит, значит у него деньги есть. А откуда у него деньги, если он у меня занял?».
Ангелина Грохольская: Сразу подозрение возникало, да.
Ирина Сулина: Сразу подозрение.
Ангелина Грохольская: Вот так по самовару, по качеству чая можно было определить, что там в истории этой семьи, у этого человека, и о достатке судили, конечно. К липецким историям мы ещё вернёмся, а сейчас отправимся в Краснодарский край, вместе с моей коллегой Ольгой Камчатовой, узнаем о чайных традиция и истории создания первого русского чая.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: А сейчас прервёмся ненадолго. Смотрите во второй части нашей программы: «Ловля на калач: кто разгадает тайну старинного рецепта?», «Сладкая жизнь: когда сахар из лекарства превратился в запретное лакомство?».
В эфире программа «Большая страна. Открытие». Существует 6 основных сортов чая: зелёный, белый, жёлтый, улун, чёрный и пуэр. Но любой из них лучше употреблять в хорошей компании, что мы сегодня и делаем с вами, нашими зрителями, и нашей гостьей Ириной Сулиной – заведующей филиалом Липецкого историко-культурного музея «Городская управа». Ирина с нами на связи, сегодня чай пьём виртуально. Вот видите, как в XXI веке можно. Конечно, хорошо бы собраться за одним столом, но, если нет такой возможности, чай можно выпить и на расстоянии: я в Москве, Ирина в Липецке.
Ирина, скажите, пожалуйста, а как вы предпочитаете чай пить? С чем вы его пьёте: с лимоном, с молоком, с вареньем?
Ирина Сулина: Я люблю чай с мятой и, по сути, делаю вот такие травы, душистые травы. Они использовались тоже в чае, потому что мята очень хорошо успокаивает. В Липецке мы ещё любим липовый чай, хотя он является лечебным, жаропонижающим, но тем не менее липовый чай – это тоже наш липецкий напиток в том числе. Когда наступает июнь, у нас такой сладкий аромат над городом, и Липецк оправдывает своё название.
Ангелина Грохольская: Мне кажется, я даже почувствовала сейчас этот сладкий, очень приятный медовый запах липы. Есть всегда вокруг чайных церемоний и вокруг чаепития, даже нашего, русского, понятно, что вы уже сравнили с китайским, там больше какой-то, может быть, театральности, у нас, действительно, главное, наверно, собраться за столом и побеседовать, но всё равно так или иначе это такой обряд такой, действие. Вот есть спорные моменты, я сейчас у вас спрошу, может быть, вы знаете и, возможно, чьи-то споры сейчас разрешите. Что в чашку наливать нужно сначала: заварку, а потом кипяток, или сначала кипяток, потом заварку?
Ирина Сулина: У меня нет таких исторических сведений, что наливали сначала. Я бы наливала сначала кипяток.
Ангелина Грохольская: О, как интересно!
Ирина Сулина: Потому что заварка может быть разной. Чай всё-таки очень бодрящий напиток и пить его постоянно с 6 вечера до 12 вечера, в общем-то, будет, наверно, не очень хорошо для здоровья. Сейчас всё-таки мы чай употребляем, может быть, не тот, который был в XIX веке, а в XIX веке чай был очень крепкий. Во-первых, пили горячий чай с достаточно крутым кипятком и никогда не добавляли в него холодную воду, как мы подчас делаем сейчас, то есть чай должен быть горячим и крепким, остальное это уже не чай. Дело в том, что заварка, сам чай был достаточно дорогим и даже прятался в сени. Вот у нас здесь есть такая шкатулочка, конечно, может, не для этого такая шкатулочка, она на замочке. Дело в том, что чай мог взять не каждый член семьи, то есть чаепитие должно быть в определённое время и, собственно, с согласия хозяйки дома в том числе, потому что во многих источниках говорится, что русская чайная церемония – это как раз, когда хозяйка наливает всем чай. Принять из рук хозяйки чай – это тоже особое доверие к гостю. Это тоже прекрасно, потому что, на самом деле, не все семьи были такие хлебосольные, не все усаживали за чай, и, собственно, когда человека усаживали за чай, значит было особое отношение к нему членов семьи, в основном хозяйки и хозяина.
Ангелина Грохольская: Ирина, говорят, что есть такие выражения «чай вприкуску» и «чай вприглядку». Не совсем понимаю сейчас и, наверно, многие наши зрители тоже не знают, что это такое. Как это: чай вприкуску или чай вприглядку? Что это?
Ирина Сулина: Есть ещё чай вдогонку.
Ангелина Грохольская: Чай вдогонку?
Ирина Сулина: Это в большей степени относится к первой половине XIX века, когда сахар был привозной и очень дорогой, в середине XIX века, и тогда вот у нас такой символ сладкой жизни – «сахарная голова», потому что это был сахар колотый в основном, вот такую голову кололи щипцами, щипцы были мощные, и это был кусковой сахар. То есть это не рафинад, который у нас сейчас в вазочке, а это был вот такой кусковой, он был неровной формы и, чтобы сэкономить сахар, чай пили вприкуску, откусывая небольшой кусочек от достаточно плотного куска сахара, пусть и небольшого, и запивали его вот так чаем. Таким образом сахар экономился. Если вы сахар кидаете в чашку, то необходимо было на большую много кусков, он плохо растворялся, он был такой плотный кусковой и затем потом оставался осадок. Это было, конечно, не очень экономно. А вот что касается чая вдогонку, знаете, как иногда говорят, что посмотришь на сахар и во рту становится сладко?
Ангелина Грохольская: Да-да.
Ирина Сулина: Это такая же история, что на кусочек хлеба клали маленький кусочек сахара и, глядя на него, ели хлеб, таким образом догоняя этот сахар, – такое чаепитие вдогонку. Наверно, это было такое лакомство в достаточно бедных семьях, а может быть, и развлечение. А так я ещё застала в свою очередь, у бабушки моей была «сахарная голова», и дедушка колол сахар. Это ещё было в 70-х годах XX века. Вообще чай, конечно, хорошо пить со сладостями, поэтому в определённые дни, в праздничные, это были пирожные, и, конечно, если мы ели пирожное, то сахар мы уже не добавляли, и так было очень сладко.
Ангелина Грохольская: И так сладко. Вы знаете, вы сейчас так «сладко» рассказываете, я жалею, что у нас нет липецких пирожных здесь, но у нас есть вишнёвое варенье и сахар у нас есть, кстати.
Ирина Сулина: У нас под Липецком были сахарные заводы уже с 60-х годов XIX века. У нас в принципе сахар наш, липецкий сахар. У нас сахарную свеклу начали делать. Мы не привозили импортный сахар, у нас был свой. А вообще, конечно, чай желательно было подавать с сахаром.
Ангелина Грохольская: Ирина, спасибо вам огромное за эти истории, научили нас правильно пить чай, мы много сегодня узнали. Спасибо вам большое и хорошего вам, приятного чаепития!
Ирина Сулина: Хорошо, спасибо!