Павел Давыдов: Вообще дача для русского человека – это не просто загородный домик с землёй, это целая субкультура, я бы даже сказал, философия жизни. А для многих творческих людей – поэтов, художников, писателей, музыкантов, учёных – жизнь на любимых дачах вдали от суеты крупных городов и великосветской тусовки становилась настоящим источником творческой энергии и вдохновения. Об этом мы сегодня вспомним с моими коллегами из разных регионов, а ещё поможет раскрыть эту тему наша гостья. На связь со студией выходит Мария Белявцева – автор проекта «Литературное ралли». Мария, здравствуйте! Мария Белявцева: Здравствуйте! Павел Давыдов: Прежде чем начнём беседовать, я хочу привести небольшую справку: дача в России как самостоятельное явление появилось ещё при Петре I, когда чиновникам, тогда их называли «сановниками», давали загородные участки, чтобы они могли отдыхать по-европейски. Вообще считается, что слово «дача» происходит от глагола «дати» – «давать». А одной из самых первых знаменитых дач было имение, подаренное будущим императором Николаем I своей супруге Александре Фёдоровне в далёком 1821 году. Мария, хочу у вас уточнить: а когда понятие «дача» появилось для творческой интеллигенции? Мария Белявцева: В нашем литературно-культурном контексте понятие «дача» в первую очередь ассоциируется с культурой XX века, но вы правильно подметили, что вот этот генетический код, предрасположенный к дачному стилю жизни, действительно у нас существовал давно. И такими предшественниками дач, «прабабушками», «прадедушками» можно назвать усадьбы и имения, которые существовали в XIX веке. Это был, конечно, для наших писателей огромный пласт культурной жизни. Из самых, может быть, таких моих любимых и красивых можно вспомнить имение Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Орловской области, окружённое замечательными изумрудными холмами, чудесной совершенно природой, и Михайловское – это имение Пушкина в «Пушкиногорье», в таком литературном кластере в Псковской области. Это безумно красивые места, И, конечно, наши писатели, у которых были имения, которые, как правило, передавались из поколения в поколение, они вдохновлялись природой, они купались, катались на лошадях, ходили на охоту. Мы вспомним, например, замечательный цикл охотничьих рассказов Тургенева, и все эти литературные произведения неспроста появились. Например, «Бежин луг» – это конкретное совершенно географическое мест, сейчас это Тульская область, но близко к Орловской области, и наши зрители могут просто-напросто туда даже поехать и увидеть его своими глазами. То есть, да, нам кажется что это просто какое-то название книги, которую мы читали где-то в школе, но это конкретные места, где проводили лето наши писатели. А в XX веке уже появляется понятие «дача». Они доставались по самым разным как бы формам, то есть кто-то получал дачи от государства, кто-то снимал за свой счёт. И вот тогда появляются самые разные писательские дачи. Павел Давыдов: Об этом мы ещё обязательно поговорим, но хочу у вас уточнить: Мария, скажите, пожалуйста, а чья дача того времени и в каком месте, на ваш взгляд, лучше всего сохранилась до наших дней? Мария Белявцева: Я вам хочу сказать про одну дачу, это дача Пришвина в Подмосковье во Звенигородском районе. Помимо того, что там очень много мемориальных вещей, связанных с увлечениями Пришвина, с охотой и, конечно, визитная карточка этой усадьбы – это кресло-качалка, которая стоит на веранде, где сидел Пришвин, слушал дождь, слушал музыку Шопена. Это, конечно, потрясающее погружение в эту атмосферу, но там есть главный экспонат, который передаёт дух присутствия автора, – это его автомобиль, лупоглазый «Москвич», такой синего цвета с круглыми фарами. И Пришвин был одним из, можно сказать, первых шофёров, который получил действительно удостоверение, права, как бы мы сейчас сказали, на управление автомобилем. И, вы знаете, вот там возникает ощущение, что он приехал и только что припарковался, и пошёл заниматься своими делами. Павел Давыдов: А сейчас, Мария, мы расскажем истории сочинских дач, поскольку каждая из них заслуживает отдельного внимания, ведь Сочи – настоящее дачное место. Об этом – моя коллега Ольга Камчатова. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна. Открытие». Далее в нашем эфире: «Источник вдохновения» – почему Крымский посёлок Гурзуф был так популярен среди творческом интеллигенции? На недельку в Комарово: «Будка» Ахматовой и другие литераторские дачи под Петербургом. Мы продолжим через несколько минут, оставайтесь с нами. На выходные дни можно поехать на свою дачу, к друзьям или в какой-нибудь небольшой город неподалёку, но есть ещё один приятный вариант – отправиться на дачу любимого писателя, где он пил чай из самовара, сажал артишоки и писал своим произведения, устроившись в кресле на веранде. Продолжаем рассказ о дачной жизни вместе с автором проекта «Литературное ралли» Марии Белявцевой. Мария, а вот скажите, чья дача больше всего разочаровывает, например, с точки зрения того, что мы не можем увидеть того великолепия, которое вдохновляло автора на его творчество? Мария Белявцева: Здесь можно сказать, что разным дачам просто по-разному повезло: есть более везучие, которые оказались отделениями музея, есть менее везучие, которые, например, находятся в частной собственности и, к сожалению, пока не являются музеями, и в них трудно попасть. Например, домик Заболоцкого в Тарусе. Тарус – это город замечательный на берегу Оки в Калужской области, и там жил несколько лет уже в коне своей жизни Николай Заболоцкий, он написал там стихотворение знаменитое про девочку Марусю в Тарусе. И его дом сейчас, к сожалению, закрыт, то есть туда невозможно попасть экскурсантам, туристам. Такая же судьба, например, у домика Пришвина в Усолье – это недалеко от Переяславля-Залесского. Павел Давыдов: А как ваш проект «Литературное ралли» помогает открыть для себя интересные дачи, скажем, того же Подмосковья? Мария Белявцева: Мы ездим действительно по усадьбам, по писательским дачам, литературным местам, но всегда привносим в этот экскурсионный формат какие-то необычные фишки, форматы. Например, мы можем кататься на велосипедах по тем тропинкам, где ездил на велосипеде Лев Толстой, или устроить литературный пикник в Коломне возле дома, который посещала Анна Ахматова, или вот буквально в этом сезоне у нас будет литературное ралли в Переделкино, где участникам предложено надеть какие-то ретроаксессуары, элементы ретроодежы, чтобы погрузиться в эпоху шестидесятников, или будет, например, ралли в Мещёру, где снимал летом домик Константин Паустовский, и мы будем купаться в озере и участникам также будет такое дано задание – вести свой трэвел-дневник, то есть мы чуть-чуть попробуем и самих себя в роли авторов, научимся красиво писать о тех местах, которые мы проезжаем. Павел Давыдов: Очень интересно! Мария, скажите, а чьё произведение наиболее ярко иллюстрирует и погружает нас в дачную атмосферу прошлого? Мы сегодня уже, правда, вспоминали некоторых авторов, но хотелось бы эту тему ещё продолжить. Мария Белявцева: Конечно, самым таким автором, который воспевал дачный лайфстайл, дачный стиль, дачный быт, был Антон Павлович Чехов, он был увлечённым огородником. И как раз в его произведениях прослеживается та трансформация, которая происходит с усадьбами на рубеже XIX и XX веков, когда они превращаются как раз в дачи. Конечно же, это «Вишнёвый сад», это «Чайка», где описана очень колоритная атмосфера дачных летних театров. Эта пьеса была написана в его подмосковном имении «Мелехово», и сейчас там сохранился домик – такое гнездо «Чайки», где было написано это произведение. И, кроме того, у Чехова есть огромное количество дачных рассказов, это, например, «Дачные правила», «Дачный муж», «Дачники», «На даче», то есть даже по названию рассказов уже понятно, о чём там идёт речь. Это всегда с таким очень ироничным, юмористическим акцентом, очень рекомендую почитать и взять с собой на дачу или в путешествие. Павел Давыдов: Вообще дачная жизнь – это действительно источник вдохновения для многих творческих людей. И за очередными примерами вместе с моей коллегой Дарьей Берг отправляемся в Республику Крым. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Акулова гора в городе Пушкине Московской области занимает особое место среди ценителей творчества Владимира Маяковского. Здесь он снимал дачу на летние месяце несколько лет подряд. Дача Маяковского – это не традиционный музей со стеклянными витринами и табличками «Руками не трогать», это, скорее, арт-пространство. О дачной жизни говорим с автором проекта «Литературное ралли» Марией Белявцевой. Мария, а чем сегодня интересно место, арт-пространство, куда когда-то на дачу ездил сам Маяковский? Давайте подробней об этом поговорим, расскажем нашим зрителям. Мария Белявцева: Действительно Акулова гора – такое культовое место в творчестве Маяковского. Самое главное стоит сказать о том, что там было написано его знаменитое стихотворение «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», то есть, в общем-то, уже в названии стихотворения нам понятна топонимика, то есть место, где происходит этот разговор, где он беседует с солнцем, где он пьёт чай из самовара. Маяковский там играл в бильярд, рисовал плакаты РОСТА, писал, конечно же, стихотворения. И сейчас этот музей интересен тем, что это не классический мемориальный музей, а это действительно арт-пространство, созданное очень увлечённым человеком, священником, который сделал такую больше, наверное, где можно приехать посидеть на веранде, попить чай в лучах летнего солнца и даже можно попробовать какие-то блюда из дачного меню Маяковского, поэтому тоже рекомендую очень зрителям отправиться туда в летний погожий денёк. Павел Давыдов: Мария, говоря об арт-пространствах и творческих людях, о дачах, но уже через призму современности, мы сталкиваемся с таким интересным явлениям, как «арт-резиденции». А вот, на ваш взгляд, они смогут прийти на замену дачной жизни как новое место для вдохновения, творчества и созидания? Мария Белявцева: Мы с вами говорили уже о том, что сначала были усадьбы, потом – дачи. И, действительно, сейчас мы видим некий новый виток на пути развития вот этой дачной тенденции. Дело в том, что, конечно, современному поколению не всегда хочется иметь свою дачу, не всегда есть на это время на то, чтобы заниматься обустройством этого гнезда. И, конечно, творческой интеллигенции, представителям креативных индустрий гораздо проще забронировать себе номер в каком-то отеле, в арт-резиденции, уехать туда на уикенд, на несколько дней, сейчас очень много таких резиденций. Конечно, переживает буквально второе рождение Переделкино, где вновь возрождается дачно-литературная жизнь, куда можно приехать на несколько дней, посетить книжный клуб, посмотреть какие-то выставки, где такой, знаете, просто бурлящий котёл, где съезжаются литераторы, поклонники их творчества, переводчики, экскурсоводы, то есть это действительно такой новый формат, где объединяются люди творческих профессий. Мне кажется, это, конечно, в ритме XXI века, это очень классная альтернатива дачи. Павел Давыдов: Мария, вы очень много знаете про дачи знаменитых людей, а скажите, у вас есть своя дача, которая вас вдохновляет, или вам достаточно – съездить в то же Мелехово, прогуляться в гостях у Антона Павловича? Мария Белявцева: Вы знаете, я очень люблю ездить в гости и к Пришвину, и к Блоку, и к Маяковскому, но также очень люблю ездить в гости к своей маме, у которой тоже есть маленькая дача – 6 соток, классика жанра. И, действительно, она купила её специально для меня, когда я была маленькой, чтобы вывозить ребёнка на воздух. И там, я помню, я читала всегда, всё лето всю школьную программу, готовилась к экзаменам. И, действительно, для нас, для нашей культуры дача – это действительно место, где ты можешь сосредоточиться, остаться наедине с собой, с природой и получить невероятный источник вдохновения для будущих свершений. Павел Давыдов: Мария, спасибо вам большое! Сегодня для многих наших зрителей, а я в этом абсолютно уверен, вы открыли интересные места, где дачная жизнь и сейчас имеет особое звучание, благодаря тем, кто когда-то там творил. Спасибо!