Ангелина Грохольская: Скажите на милость: ежели могут быть сказки о всяких человеческих профессиях и ремеслах – о королях, принцах и разбойниках, пастухах, рыцарях и колдунах, вельможах, дровосеках и водяных, – то почему бы не быть сказке о почтальонах? Так начинается «Почтальонская сказка» Карла Чапека. Вот и мы решили посвятить один выпуск почте и проехать по почтовым трактам. В нашей студии специалист по истории почты, коллекционер Михаил Дымшиц. Михаил Наумович, здравствуйте! ПОЧТОВАЯ СКАЗКА Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: У меня первый вопрос. Вот с чего вообще начиналась в нашей стране почта? С чего началась история почты? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты: Для того чтобы обсуждать историю почты, нужно сначала определиться, что мы обсуждаем. Ангелина Грохольская: Так. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты: Почта в том смысле, что есть место, куда любой человек отдает письмо, платит, и его везут в заданном направлении, – она появилась в России сравнительно поздно, в 1666 году. А под почтой часто понимают любые перевозки. И вот, допустим, часто, когда говорят об истории почты в России, начинают с ямщиков. Ангелина Грохольская: Да. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты: Но ямщики не были почтальонами. Ямщики – это была автоколонна, так сказать. То есть приезжали люди, притом что еще по особому разрешению властей им давали лошадей. А вот зачем этот человек ехал – он ехал на новое место службы или он вез царский указ – это в этом смысле ямщиков абсолютно не интересовало. Был период, в котором они осуществляли почтовые функции, но он был уже параллельно с существованием почты как таковой. Почта именно такая, которую мы имеем в виду, притом что, конечно, с ее помощью нельзя было отправить в любом направлении. А первая линия Российской почты – это были заграничные. Первая была в Ригу. В Риге была шведская почтовая контора. И Рижский почтамт – он, это на основании шведской конторы почтовой. Кстати говоря, достаточно много интересных моментов по поводу использования слова «почтамт». Ангелина Грохольская: Да! Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты: Вообще почтамт – это по-шведски почтовая контора переводится. Но в российских документах, в том числе даже в царских указах, почтамты и конторы – это были синонимы очень долго. И первые почтамты как учреждения, управляющие другими почтовыми учреждениями, они в России возникли только уже в 1780 годах, когда сеть стала развиваться, так сказать. И тогда уже вот в Москве подчинили несколько... И тогда вот Москва. А вот то, что пишут везде, что в Москве почтамт существует с 1711 года – это безграмотно. Ангелина Грохольская: А вот в историю тоже погрузилась наш корреспондент Олеся Алексеева. Она как раз в Ярославской области побывала и сейчас подробнее расскажет. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Олеся Алексеева, корреспондент, корреспондент: Анна Рыбникова – дочь знаменитого советского и российского композитора, народного артиста России Алексея Львовича Рыбникова. Это его саундтреки мы слышим в кинофильмах «Приключения Буратино», «Усатый нянь», «Сказки про Красную Шапочку», в рок-опере «Юнона и Авось» и во многих выпусках бессмертного «Ералаша». Его сын Дмитрий тоже стал музыкантом. Анна же по образованию журналист. Но десять лет назад ее жизнь резко изменилась. Она решила оставить мегаполис и переехать в небольшую деревеньку Ярославской области, в которой когда-то ее родители купили дачный домик и проводили в нем семейные выходные, отдыхая от столичной суеты. Анна Рыбникова, фермер, дочь российского композитора А.Л. Рыбникова: Еще в конце 1980 годов, когда родители купили дом здесь, в деревне Мясищево, у нас были с братом лошади, и мы обнаружили, что здесь через лес проходит целая сеть дорог. Это запомнилось. Это впечатление было на всю жизнь, потому что мы чувствовали себя первооткрывателями. Когда вот не знаешь: а вот куда эта дорога поведет? Олеся Алексеева, корреспондент: Дороги не только привели Анну в Ярославскую область, но и стали предметом ее изучения. Переехав с семьей в деревню под Переславлем-Залесским, они открыли свою сыроварню, обзавелись хозяйством, стали разводить лошадей и исследовать исторические пути, пересекающие эту местность. Анна Рыбникова, фермер, дочь российского композитора А.Л. Рыбникова: Мы стали поднимать архивные материалы, разговаривать с краеведами, с местными жителями, собирать местные легенды. С археологами достаточно тесно сотрудничаем. И очень ценный материал дали, конечно, летописные источники. И мы выяснили, что здесь первые сухопутные дороги появились в IX – X веках. Олеся Алексеева, корреспондент: Изучать древние дороги Анне помогают орловские рысаки и арабские мерины. Недавно конюшню пополнили еще две кобылы. Это уже владимирские тяжеловозы. Благодаря им Анна мечтает возродить в этих краях путешествия на гужевом транспорте по тем самым древним дорогам: из Переславля в Углич, Ростов, Калязин и даже в Ярославль. Анна Рыбникова, фермер, дочь российского композитора А.Л. Рыбникова: Сейчас хотим заездить пару владимирских тяжеловозов, которые являются национальным достоянием и которые были на грани исчезновения еще совсем недавно, и открыть здесь гужевое движение. И собираемся здесь построить ямской двор или ямскую станцию. Олеся Алексеева, корреспондент: Анна мечтает открыть ямскую станцию у себя в деревне Мясищево, откуда и будет начинаться гужевое движение. Исторически же Ямская слобода в этих краях находилась при въезде в город – в сельце Федоровское. Сегодня это один из районов Переславля-Залесского. Примечательно, что наиболее старинные дома на этой улице расположены не у привычной нам дороги Москва – Ярославль, а совсем с другой стороны. Путь от Москвы до Сергиева Посада всегда были единым. Его еще называли «богомольным». А вот от Посада до Переславля-Залесского можно было доехать двумя дорогами. Одна из них – это современная трасса М-8, а вторая проходила через город Александров. Все мы помним, что в XVI веке Иван Грозный почти на 20 лет переезжает править в Александровскую слободу. Именно поэтому дорога из Александрова до Переславля становится более востребованной, чем та, что обходит палаты царя. А проходила она именно здесь. Потому и первая ямская станция, а вместе с ней и дома начинают застраиваться именно с этой стороны города. Дорога эта имела очень важное стратегическое значение. Это был единственный путь от Москвы до Архангельска, то есть до Белого моря. До строительства Санкт-Петербурга там находился единственный порт для торговли с Европой. К слову, в самом Переславле-Залесском располагались склады со столь ценным тогда железом, которое закупали в Швеции и везли сюда именно по этому Архангельскому тракту. История так называемой ямской гоньбы, то есть почтовой службы России, официально начинается со времен Ивана III, который утвердил государевы дороги, а на них и ямы, то есть станции для замены лошадей и отдыха ямских охотников – первых на Руси почтальонов. Сергей Киселев, краевед, учитель истории средней школы № 3 г. Гаврилов-Ям: А за основу Иван III взял дороги и систему оповещения, которая служила еще во времена феодальной раздробленности, когда наши князья ездили в Золотую Орду и существовали вот такие станции. А монголо-татары, в свою очередь, заимствовали систему передвижения у древних китайцев. Ям – это слово тюркского происхождения. Иногда говорят, персидского происхождения. Означает ямцы – остановиться, стоять. Олеся Алексеева, корреспондент: Ямские станции на дороге находились на расстоянии 40–60 километров друг от друга. Примерно столько составлял дневной прогон лошади. Содержал станцию ямщик – управляющий. Получив такую должность, ему необходимо было ехать в Москву принимать крестоцеловальную запись – проще говоря, присягу. Ежемесячно из казны ему выделялись средства на содержание станции. Регулировал его работу Ямской приказ – орган государственного управления в допетровской Руси. Примечательно, что некоторое время его возглавлял небезызвестный Дмитрий Пожарский. Сергей Киселев, краевед, учитель истории средней школы № 3 г. Гаврилов-Ям: Ямщик был достаточно, как бы сказать, колоритной фигурой. Во-первых, его избирало все окрестное население. Он должен был быть лично свободным человеком. Он должен был ростом высоким быть, не менее метра семьдесят. Во-вторых, он должен быть женатым человеком, что свидетельствовало о статусном положении этого человека. И, наконец, он должен был иметь детей. И не просто детей, а сыновей, для того чтобы можно было ямщицкое дело передать по наследству. Олеся Алексеева, корреспондент: Небольшое село Гаврилово, расположенное неподалеку от Ярославля, уже в XVI веке имело статус Ямской слободы. Об этом свидетельствует жалованная грамота от самого Ивана Грозного, датированная 1580 годом, которая запрещала местному ямскому сборщику брать на службу охотников из соседних сел и деревень. Соседние села были монастырскими. Архимандриту не понравилось, что его людей забирают на службу при Яме, вот он и нажаловался царю. Гавриловский Ям обслуживал целых три дороги: ту, что шла из Москвы в Архангельск, Суздальский тракт, соединяющий Ростов и Суздаль, и небольшой отрезок между двумя этими важными путями. Из некогда ямской станции сегодня вырос целый город, который, кстати, один из немногих сохранил в своем названии ямскую историю. Свою славную историю современные жители города Гаврилов-Ям не забывают. Они первые в Центральной России создали свой Музей Ямщика. Немногие бывшие Ямские слободы могут похвастаться такими артефактами. Например, дуги для лошадей. Их на Руси было два вида: клееные, состоящие из нескольких пластин, и сплошные, как, например, вот эти. Именно такие были наиболее традиционны для Ярославской области. А вот – сундуки, в которых ямщики перевозили грузы. Ведь их задачей было не только доставить какое-то послание, но и товар. Вот такие укрепленные железом небольшие ларцы с двумя ручками по бокам, вероятнее всего, использовались для перевозки золотых монет. Ведь ежегодно ямские охотники перевозили от станции к станции до самой Москвы собранные на своих землях налоги. Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника: Переславль-Залесский, в 1778 году его податное население составляло чуть более 900 человек. Так вот их годовой налог, который они собирали в медных деньгах, весил около тонны. И для того чтобы перевозить эти налоги... А какие они были? С чего? Это были прежде всего налоги соляные. Потому что соль – это был важнейший акциз. Олеся Алексеева, корреспондент: Со времен Петра I начинается создание почтовой службы, все также на базе ямской гоньбы. В XVIII веке Елизавета Петровна издает свой указ, регламентирующий работу почты как государственной системы. Ямы становятся почтовыми станциями. В них теперь не только меняют лошадей и отдыхают после перегона, но и хранят грузы и письма, строго отчитываясь по их доставке и отправке. Для всех центральных губерний разрабатывают единый проект почтовой станции. На тракте Москва – Ярославль до наших дней дошло единственное сохранившееся с XIX века такое здание. Сегодня это автовокзал Переславля-Залесского, который считается памятником архитектуры. Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславского музея-заповедника: Уже в XVIII веке поняли и определили основные принципы маркирования, хранения и перевозки документов. Что имеется в виду? Там было указано, что, например, каждое письмо, которое поступает на почту, нужно было поставить на него штемпель, пронумеровать. Когда их перевозили, их надо было класть в особые холщовые или клеенчатые мешки, если это было вешнее время, для того, чтобы почта была защищена. Олеся Алексеева, корреспондент: Настоящая революция в почтовой службе случается в середине XIX века. С появлением железных дорог скорость доставки писем, грузов и людей резко увеличивается, а надобность в ямщиках исчезает вовсе. Однако кое-что из старой системы еще надолго сохраняется в новосозданной почте России. Александр Федотов, бывший сотрудник Угличского почтамта: Вот это вот сургучница. И специальным образом перевязывали бандероль или посылку, наносили сургуч и штемпелевали. Таким образом, значит. Причем это вот, ну, понятно, на узле. Чтобы было понятно: вскрывали посылку или бандероль в процессе ее движения или нет. Олеся Алексеева, корреспондент: Александр Алексеевич стал работать на почте в начале двухтысячных. Вспоминает, что в их системе еще долго использовалось многое, придуманное ямщиками. Что-то, конечно, усовершенствовалось, а что-то было настолько продуманным и укоренившимся, что еще долго не требовало обновлений, как с тем же сургучом, который начали использовать в России еще в XVII веке. Особенно русская почта нравилась иностранным туристам. Александр Алексеевич возглавлял почтовое отделение в городе Углич. А туда по Волге каждое лето приходят лайнеры с путешественниками. Александр Федотов, бывший сотрудник Угличского почтамта: Иностранные туристы, когда их было очень много на пароходах, они любили отправлять из каждого города, где они побывали, отправлять себе открытки. То есть они приезжали в Углич, накупали вот этих открыток и отправляли себе домой. Значит, что вот мы побывали. Им важно было, чтоб был штемпель города. Олеся Алексеева, корреспондент, корреспондент: Иностранцы издревле поражались скорости передачи информации в нашей стране. Нередко они писали об этом в своих воспоминаниях и заметках после путешествия по России. Ямщикам отводилось особое место и в нашей литературе. Еще Гоголь писал о русской тройке, управляемой расторопным ярославским мужиком. На этих землях память о ямщицкой истории нашей страны особенно жива и сохранна. Об этом говорят и названия местных городов, и созданные в них музеи, и, самое главное, неравнодушные люди, которые не только не забывают, но и возрождают историю Ярославских дорог. Анна Рыбникова, фермер, дочь российского композитора А.Л. Рыбникова: У нас здесь ландшафт сохранился средневековый. То есть он практически нетронут. Например, где-то в Новгородской области – там очень много мелиоративных вот этих вот всяких канав прорыто и уже нарушена вот эта старая система дорожная. А здесь она сохранилась почти в неприкосновенности. За исключением таких каких-то естественных процессов, где-то образовались новые канавы, где-то еще что-то. Олеся Алексеева, корреспондент, корреспондент: Сегодня Анна активно занимается расчисткой этих старинных дорог и привлекает в помощь волонтеров. Говорит, что на 80% ярославские старинные тракты сохранились в первозданном виде, и только 20% нуждаются в небольшом ремонте: где-то нужно построить мостик через овраг, где-то расчистить путь от валежника. Год-два – и по этим дорогам вновь поскачут лошади и поедут повозки, – уверена дочь великого композитора. А заезжих туристов здесь будет встречать ямская станция, в которой можно будет отдохнуть и выпить горячего чая под треск огня и пластинки с любимыми песнями из нашего детства, написанные отцом хозяйки. Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». Сегодня говорим об истории почты и о почтовых дорогах. В нашей студии коллекционер Михали Дымшиц. И я про коллекцию сейчас хочу у вас спросить. Вы держите какой-то уникальный, по всей видимости, экспонат. ПОЧТОВАЯ СКАЗКА Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Это письмо 1669 года, отправленное из Москвы в Амстердам. Здесь вот есть дата. Ангелина Грохольская: Тысяча шестьсот шестьдесят девятый год? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Это третий год существования почты в Москве. Здесь вот написано: «Сбор 16 грошей». Это очень большие деньги. Вот за это-то маленькое письмо. Здесь есть текст: его можно там почитать, его перевели. И это он рассказывает о том, как он добирался до Москвы. Ангелина Грохольская: А можно я хотя бы в руках подержу? Это настоящее? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да, это настоящее письмо. Ангелина Грохольская: Боже! Я сейчас сразу на несколько веков назад. А про что здесь? Кто это пишет? Кому? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Это пишет купец. Он рассказывает, как он добрался до Москвы и как он начинает здесь работать. Это ведь деловое письмо. Ангелина Грохольская: А! Это деловое письмо. Вот так выглядели деловые письма. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: То есть вот эти 16 грошей – это полрубля. Это очень дорого. Ангелина Грохольская: То есть доставить письмо, отправить письмо вообще не любому было доступно? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да, доступно по деньгам. Почта была довольно дорогим удовольствием довольно долго. То есть так более-менее почта повсеместно стала доступна только где-то к концу XIX века. В России. В целом российские тарифы всегда были выше мировых, даже при сравнимом там расстоянии. И прочее. Ну и ездили там дольше. Ангелина Грохольская: Вот вы сказали про появление непосредственно почты – зданий почтамта. Когда это произошло? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: В конце XVII века, в начале XVIII века. Московская почта – она была, как правило, в доме тех, кто был почтмейстером. Сам по себе почтамт появился уже где-то там, в 1920–1930 годы. Специальное здание, которое было. А так это вот кто получал это на кормление. Чаще всего это было на кормление, то есть человек жил с этих доходов. И история российской почты – такая типичная история о том, что сначала это создал иностранец, а потом чиновник у него «отжал» (Нащекин, так сказать) и стал получать доходы. Потому что это было довольно доходно. Регулярная повсеместная почта в России стала формироваться только с 1720 года – тогда, когда было принято распоряжение более-менее регулярной отправки сообщений в губернские города. И эта система до губернских городов, она была сформирована только где-то на уровне 1680 года. И еще следующие 30–40 лет потребовалось для создания системы хотя бы до уездного города. И в 1830 году было издано Положение о почтовой части. Структурно российская почта построена на этом документе. К тому моменту уже появились так называемые страховые письма. Вот такое вот. Это страховое письмо. Это то, что сейчас называется «заказное». То есть это письмо, которое очень тщательно отслеживалось по всему маршруту, но не содержало денег. Вообще, на самом деле практически до конца XIX века основная функция почты была пересылка даже не посылок, а именно денег. Потому что банковских переводов не существовало еще, и деньги перевозились именно физически. Я напомню, что деньги были – это был металл. Ангелина Грохольская: Мешки! Мешки с золотом. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да, это были мешки. Сами по себе банкноты появились, в общем-то, тоже при Екатерине, но они в обороте занимали очень небольшое значение. Потому что рубль – это были очень большие деньги. В начале XIX века доходы столяров свободных еще, например, это было 20–25 рублей в год. Ангелина Грохольская: Так получается, это опасная работа была вообще? И у ямщиков, которые перевозили вот. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Ямщики – они там как водитель и риск водителя. А так – почтальоны. На самом деле даже со словом «почтальон». Вот тех людей, которые разносят почту к нам, почтальонами стали называть только уже во второй половине XX века, после маршаковского «Ленинградский почтальон». А вообще почтальон – это тот, кто сопровождает почту при перевозке. А тот, кто разносит, он письмоносец. Да, работа почтальона была опасной. Сам по себе почтальон при исполнении приравнивался к часовому и в принципе мог применять оружие без предупреждения. Они все были вооружены. Ангелина Грохольская: У меня папа очень долго работал водителем на почте. И, кстати, да, они действительно были вооружены. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. А в 1920 годы – письмоносцы, допустим, 14-го отделение в Сокольниках просили выдать им револьверы. Потому что в их зоне обслуживания (она была гораздо больше, чем сейчас, в том числе и зона дач), там были нападения, и они просили, чтобы им выдали оружие. Ангелина Грохольская: Об опасной службе расскажет и наш корреспондент Светлана Немыкина. ЯМЩИК, НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ Светлана Немыкина, корреспондент: В 1623 году сын боярский Микула Маслов пришпорил коня и на всех парах отправился из Белгорода в Москву. Он вез государю важную радостную весть – сеунч. Накануне Микула вместе со своим войском разгромил на берегах реки Ховани крупный отряд татар. История о том, как в начале XVII века в столицу доставляли такие сеунчи, – одно из первых упоминаний о почтовой службе на южных рубежах Руси. Царь тогда щедро отблагодарил гонца: пожаловал ему «пять рублев денег да сукно доброе». В начале XVII века стрелец получал в год три рубля. За восемь можно было купить надел земли, за три – дом или лошадь, за четыре рубля – корову и двадцать овец. Бойцы из Белгорода частенько ездили в столицу с хорошими вестями. В общем, по всему выходило, что доставка новостей, писем – дело прибыльное. В XVII веке Белгородская черта – форпост Руси. Граница между миром пахарей и миром кочевников. Стена на пути неприятеля, который то и дело норовил сжечь, разорить и угнать. На всем протяжении черты – города-крепости. Служивые отражают набеги и тут же строят, и развивают мирную жизнь. Владимир Жигалов, председатель Белгородского исторического общества «Ратник»: Образование Ямской слободы в 1665 году было вынужденной необходимостью. Большой уровень переписки, согласований и так далее. То есть документооборот, на мой взгляд, такое впечатление, что практически каждый день почта отправлялась либо принималась. То есть движение было очень большое. Светлана Немыкина, корреспондент: Работала Ямская служба за счет налогов – специальные сборы для обеспечения особых потребностей государства – ямские деньги. Хочешь не хочешь – скидывайся в общую копилку. Случалось – и не хотели. Бывало, что при одном только известии о приезде тогдашней налоговой разбегались целые деревни. Такого страху нагоняли на жителей ямские сборщики. В случае неплатежа прибегали к крутым мерам: «...бить батоги и вкидывать в тюрму, а из тюрмы вынося, бить на правеже нещадно, покамест они государевы ямские деньги не заплатят». Ямские охотники освобождались от податей и повинности, в том числе и рекрутской. Получали от государства казенных лошадей и все потребное для гоньбы. Кроме этого, они не подлежали суду местного воеводы, а судились по челобитным в Ямском приказе в Москве, имели право заниматься ремеслами и промыслами, и свой товар – «зделье» – сбывать, доставляя его в торговые места на ямских подводах. Не платили пошлину за варку пива про свой обиход, имели право нанимать работников. В путь ямщики без пищали не отправляются. Почтовый тракт – та же общая дорога, и правила для всех одни. Там всегда было чем поживиться. Тем более что кроме писем ямщики часто перевозили и ценные грузы. Разбойничьи шайки прятались в густой листве и устраивали случайным путникам «радушный прием». Владимир Жигалов, председатель Белгородского исторического общества «Ратник»: Мало кто из белорусов знает, где же была Ямская слобода. Где была Ямская слобода? Светлана Немыкина, корреспондент: А вот где. Это карта 1785 года. Сегодня это улица Корочанская, а раньше она называлась Ямским шляхом. А выше находилась Слобода Ямская. Сейчас там улицы и переулок Речные. Учредить Ямскую слободу, раздать землю и деньги на строительство – это еще полдела. Самая главная статья расходов – транспорт. А в XVII веке кто тянет эту лямку? Лошадь. Но кони вообще-то привередливые. Дорого купить и также накладно содержать. Владимир Жигалов, председатель Белгородского исторического общества «Ратник»: При учреждении в Белгороде слободы выделялись деньги для того, чтоб они купили лошадей. 30 рублей. Если у ратных людей преимущественно были кони. А мерины и кобылы не брались в полковую службу и в службу. То есть у коня, допустим, условно одна комплекция – он должен быть быстрым и выносливым. То в Ямскую слободу Белгорода рекомендовалось завести меринов. Светлана Немыкина, корреспондент: Выдержать такое могла только лошадь определенного склада и предназначения. Екатерина Станиславская, тренер, иппотерапевт: Мерины – это очень удобные животные для того, чтобы выполнять какие-то тяжелые работы. Светлана Немыкина, корреспондент: В Белгородском конном клубе живет «Фельдмаршал». Мерин. Орловский рысак. Породу вывели ближе к концу XVIII века. Здесь признаются, что на месте ямщиков сами бы выбрали эту лошадь для службы. Екатерина Станиславская, тренер, иппотерапевт: Я, конечно, выбрала бы лошадь такую как «Маршал». И орловский рысак великолепно подходит для ямщицкой работы. Лошадь действительно бежит крупной рысью. Это удобно, это быстро. Так что да, я бы выбрала такую лошадь. А «Маршал» – вот глаза умные. Владимир Жигалов, председатель Белгородского исторического общества «Ратник»: Если брать Белгород, то здесь тоже была эволюция. Эволюция передвижения грузов и почты. После 1650 года однозначно это следующий город был в сторону Москвы. Эти маршруты были определены. Эти маршруты согласовывались в Москве. Движение ямщиков с грузами и почтой было из Белгорода до Курска. От Курска, дальше до Тулы, потом от Тулы до Серпухова с Коломной. И Москва. Светлана Немыкина, корреспондент: Первоначально гонцы скакали бессменно от исходного пункта до Москвы. Но уже в тридцатых годах XVII века вводят эстафетный способ передачи сообщений. Вестовщики из удаленных городов Елец, Ливны, Курск, Воронеж теперь ездят только до Тулы. А еще через 10–15 лет посыльные сменяются во всех городах, где есть вестовые станции. К этому времени редкий гонец проезжает больше 150-ти верст. Обычно 70–80. Это примерно столько же в километрах. Однажды в крепость Валуйки прискакали казаки. Они принесли весть о приближении татар. Оттуда сообщение ушло в Оскол и в Коротояк. Оттуда ушло в Ливны, потом в Новосиль, а уж после в Москву. А там по «щам получили» все участники процесса от царя. В смысле – строгий выговор. Потому что ту же новость государь получил двумя днями ранее, тем самым эстафетным способом. Белгородскую Ямскую слободу и сейчас можно найти на карте. Только она давно вышла из обихода местных жителей. А вот в Старом Осколе совсем не так. Елена Андрусенко, исполняющая обязанности директора Старооскольского краеведческого музея: Старый Оскол – возник как крепость в 1593 году был основан. До конца XVII века он выполнял функции пограничной военной крепости. И в это же время стали потихоньку образовываться слободы вокруг города. Некоторые из них не сохранились, их названия утрачены. Например, Панская слобода, Холостая, Рыльская. Но некоторые сохранились и в настоящее время. И они сохранили названия категорий служилых людей, которые здесь получали земли и проживали. Светлана Немыкина, корреспондент: В Старом Осколе есть своя Ямская слобода. В 1964 году поселение вошло в черту города. Название закрепилось с настоящим и теперь уж точно не сгинет в прошлом. В память о тех временах, когда здесь жили ямские семьи, осталась церковноприходская школа и храм начала XIX века. Елена Андрусенко, исполняющая обязанности директора Старооскольского краеведческого музея: Слобода Ямская впервые упоминается в 1600 году, когда старооскольский воевода Богдан Сабуров определил на поселение здесь 19 ямщиков. Они несли службу государеву: отправляли посылки, письма, какие-то грузы по определенным трактам. В основном обслуживали два тракта: Старый Оскол – Валуйки и Старый Оскол – Ливны. Светлана Немыкина, корреспондент: Это один из участков заповедника «Белогорье» – Ямская степь. Говорят, что именно эти земли Екатерина II однажды подарила старооскольским ямщикам. От государя ямские охотники получали щедрое вознаграждение за службу: пашенные, сенокосные наделы. Кто-то успешно совмещал земледелие и гоньбу. Но бывали случаи, когда гонец менял ямскую упряжь на борону и плуг. «Что там почта ваша? Работа-то вон, поле непаханое». Но при всех плюсах жизнь в Ямской слободе сладкой не назовешь. Гоньба изматывает. Людей не хватает, а работы становится только больше. Некоторые ямщики бросают службу и бегут: кто-то на Дон в вольные казачьи станицы, большинство селятся в посадах и на помещичьих землях. Беглых правительство строго наказывает, штрафует даже тех, кто принимает у себя бывших ямщиков. Десять рублей – наказание. Было и такое: земледельцев, которые получили свое поместье после смерти людей, которые приняли беглых ямщиков, «с тех помещиков и вотчинников иметь пени по пять рублев за беглого человека». Елена Андрусенко, исполняющая обязанности директора Старооскольского краеведческого музея: Хранятся некоторые предметы, связанные со службой ямщика. Это, например, башлык, который он одевал в дорогу поверх и другого головного убора и просто на голову, в зависимости от времени года. У него такие длинные повязки, которые позволяли ветру не срывать с головы этот башлык. Кнут ямщицкий. И, конечно, использовали ямщики и поддужные колокольчики многие. Вот здесь больше тон будет. Светлана Немыкина, корреспондент: Ямщики возили днем и ночью. В середине XVII века почта доходила за день до Твери, за два дня до Клина, за шесть до Новгорода и еще через три дня до государственной границы. То есть письмо, например, из Риги в Москву доходило быстрее, чем сегодняшняя почта и открытка. И все это на лошадях, лодках и благодаря отлаженному процессу. Елена Андрусенко, исполняющая обязанности директора Старооскольского краеведческого музея: Их еще в документах называли иногда «ямские охотники». Люди добровольно как бы заключали договор с государством и с охотой добровольно выполняли свою миссию. Мы сейчас иногда в разговорной речи говорим: «делает это с большой охотой» или «неохотно мне». Что-то такое произносим иногда такие слова. Светлана Немыкина, корреспондент: Ну что может быть интереснее грамот – официальных документов? Только «грамотки» – частные письма. Один из самых любопытных источников по истории России XVII века. Вот оскольский помещик Ивсюков жалуется оскольскому воеводе Ловчикову в 1649 году. «Умилостивись, государь наш Юрья Данилович! Пожалуй, не вводи нас в большой грех, а себя в большой убыток и не вводи и детей своих в напрасную смерть... Откупись, дай нам денег 50 рублев. А положи, едучи к Вяблонову: сверх Халани речки по левую сторону дороги стоит столб на гранях, от тово столба отмерей дватцать шахов влево ж, и тут ямка, а в ней поставлен маленькой кусток вишневой, и тебе бы тут положить.  А больше недели ждать не станем-то». В общем, попахивает вымогательством. Наказания за шантаж в XVII веке не было. Но если это был шантаж с целью завладения имуществом, тогда это была уже татьба – воровство. На первый раз преступника лишали левого уха и сажали на два года в тюрьму. Во второй раз – правого и четыре года тюрьмы. А на третий раз – казнь. И если повезло выбраться из этой заварушки живым, отправляли на службу сюда, в пограничные города. Прошло несколько веков. В прошлое ушли ямщики и упряжки с лошадьми. Но эта земля до сих пор хранит память о тех далеких временах. Такими находками нас не удивить, здесь они на каждом шагу. Ковыляла, наверное, дальше ямская тройка, прихрамывая, до следующей станции и до кузнеца. Для того, кто потерял, это, конечно, проблема. А для нашедшего – подкова на счастье. Как пойдут сейчас дела в гору! ПОЧТОВАЯ СКАЗКА Ангелина Грохольская: Мы снова в студии программы «Большая страна. Открытие». Сегодня у нас в гостях Михаил Дымшиц, коллекционер и специалист по истории почты. Я хочу сейчас в вашу коллекцию снова заглянуть. Наверняка у вас еще есть какой-нибудь уникальный экземпляр. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Ну есть вот письма, допустим. Это 1795 год. То есть вот тоже. Ангелина Грохольская: XVII, XVIII век. Как они вообще сохранились? И как они оказались у вас? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Вообще, на самом деле это удивление только в России. Потому что на самом деле в мире сохранение почты было. Ну, допустим, вот известно, что письма великой армии Наполеона в 1812 году – они широко известны. В том числе даже которые шли из России. А о письмах российских офицеров, которые отправили за время войны порядка 25 тысяч, неизвестно совсем. У нас это все уничтожалось. В том числе и уничтожалось во время большевизма, когда сохранение таких материалов подтверждало происхождение и ты мог оказаться «лишенцем». До Конституции 1936 года люди с соответствующим происхождением были лишены определенных гражданских прав. Из-за этого у нас действительно это очень плохо сохранено. Но, тем не менее кое-что есть. И, допустим, вот это письмо из Амстердама я купил на международном аукционе. Ангелина Грохольская: А вот что за письмо вы еще начали показывать? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Это вот одно из первых расписок на почте. Когда почты стало все-таки больше, а люди хотели все-таки знать, как проходили, – появились расписки. Вот они первоначально выглядели вот так. Сейчас расписка за заказное письмо выглядит ну вот так. Вот это 1818 год. Ангелина Грохольская: Губернский почтмейстер. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Сами начальники выдавали лично. Только в крупных учреждениях. А крупными учреждениями были только Московский и Санкт-Петербургский почтамты. Все остальные учреждения были маленькие и состояли из почтмейстера, в лучшем случае его помощника, так сказать, и сторожа. Вот это один из первых московских штемпелей. Это письмо 1793 года. Отправлено в Пернау (Пярну). Это в Прибалтику. Но это уже было российская. И, кстати, довольно интересный момент о том, что если в целом, когда почта стала уже повсеместна в XIX веке, везде до 1840 года сборы были медными деньгами, то в Прибалтике все сборы всегда были серебром. То есть Прибалтика российской медной монетой, будучи даже в империи, пользоваться отказывалась, так сказать. Ну, потому что это плохие деньги. Ангелина Грохольская: А когда конверты с марками появились? Вот я вижу пока все без конвертов и без марок. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Первоначально конверты с марками появились в 1840 году в Англии. В России конверты маркированные появились в 1743-м, а марки – в 1858 году. В Финляндии и в Грузии марки появились чуть раньше. Финляндия тогда тоже входила в империю, но сохраняла автономию почтовой службы, хотя с ней боролись, и особенно активно, в начале XX века. Тем не менее в Финляндии были свои марки, там все. А в Грузии – так называемая «Тифлисская уника» использовалась в течение, судя по всему, около двух лет. Это были первые российские марки. Ангелина Грохольская: Михаил Наумович, скажите, а вы сами письма пишете? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Пишу. И достаточно много. Ангелина Грохольская: Да? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Конечно, значительная часть писем, которые я получаю, – это вот как раз покупка-пересылка вот этих материалов. Но таких частных писем, конечно... Ангелина Грохольская: Ну, сейчас уже, наверное. Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да. Это именно уже, скажем так. Вот в поездках – отправка открыток друзьям. Ангелина Грохольская: Это есть, да? Михаил Дымшиц, коллекционер, историк почты, коллекционер, историк почты: Да, это есть. Да. А вот так, чтобы письмо по почте – ну, это, конечно. Ангелина Грохольская: Ну, понятно. Это уже атавизм. Я очень надеюсь, что наши телезрители, ну хотя бы кто-нибудь, хотя бы большая часть, заинтересуются и посмотрят, почитают и узнают гораздо больше. Но сегодня мы, по крайней мере, такой интерес, мне кажется, зародили. Спасибо вам огромное! А мы отправимся в Приморский край.