Наталия Дроздова: Никогда на Севере не было татаро-монгольского ига, оно просто сюда не дошло, не было крепостного права в традиционном понимании
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/nataliya-drozdova-73716.html Ангелина Грохольская: Поморов некоторые эксперты называют русскими в чистом виде, в культурном отношении. Ведь, по сути, это не народ, а субэтнос русского народа, который сформировался на территории бывшей Архангельской губернии. Поморы – это выходцы из западных, северо-западных княжеств Руси – Новгорода и Пскова. Они двигались на север, осваивая новые территории. Мы с вами тоже сейчас двинемся на север. С нами на связи Наталья Дроздова – гид-переводчик по Архангельску и области.
Наталия, здравствуйте!
Наталия Дроздова: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Прежде чем о поморах мы с вами поговорим, я хочу спросить, где вы в такой зимней красоте сейчас стоите? Понятно, что это Архангельск, но это какое-то определённое место, значимое, наверное, для горожан?
Наталия Дроздова: Всё верно. Я нахожусь на пешеходной улочке Чумбарова-Лучинского. Это, можно сказать, сердце нашего города. А вот за мной видно высотку, которая тоже является символом нашего города и часто её можно увидеть на открытках из Архангельска.
Ангелина Грохольская: Давайте немножко всё-таки о поморах поговорим, потому что не все понимают вообще, что это, кто это и какова их культура. И правда ли, что, приехав на север, можно проникнуться той самой русской душой?
Наталия Дроздова: Если мы говорим именно про поморов, то, конечно, здесь нужно сказать про особенности менталитета и жизни. Никогда у нас на севере не было татаро-монгольского ига. Сюда просто не дошло. Ведь никогда на севере у нас не было крепостного права в традиционном понимании, как это было, например, в Центральной России. То есть у нас люди принадлежали, например, к монастырям или к государству напрямую, но никогда человек не принадлежал человеку. И, конечно, это породило особый вольный дух, свободный, конечно же, принятие решений, принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь своей семьи. Это поощряло развитие промышленности и, конечно же, купеческого дела в том числе. И надо отметить, что именно по берегам Белого и Баренцева морей практически в городах не было патриархата, потому что поморы уходили на промысел, промысел был достаточно длительный, мог длиться 7-8 месяцев, а на хозяйстве оставалось женщина. Такую главу семьи – женщину – называли «большухой». И вообще поморские жонки славились своим северным и крепким характером.
Ангелина Грохольская: Да, это очень интересный факт. То есть можно сказать, что выражение «здесь русский дух, здесь Русью пахнет» – это, в общем-то, практически про северное побережье?
Наталия Дроздова: Конечно, и большие территории, огромные морские просторы, вольный дух – всё это наложило отпечаток на современных жителей Архангельской области. Приезжайте к нам в гости, вы можете здесь это почувствовать.
Ангелина Грохольская: Я, вы знаете, даже слышала, что некоторые эксперты называют Архангельскую область таким, даже не кладезь, а консерватор русской культуры, что только в вашем регионе сохранились многие слова истинно русские, потому что не было того самого смешения и влияния других народов.
Наталия Дроздова: Вы знаете, если мы говорим про происхождение слов, которые бытуют здесь, у нас на Русском Севере, то в первую очередь нужно отметить, что предки наши ещё до прихода славян из Новгорода примерно в XII веке сюда были финно-угорского происхождения. И как раз следы финно-угров очень прослеживаются здесь у нас, в первую очередь, в топонимии, то есть в названиях рек и даже некоторых населённых пунктов. У нас на севере очень много рек с окончанием на «еньга»: Соденьга, Угзеньга, Юмзеньга, Яренга и многие-многие другие. Это как раз, скорее всего, привет от финно-угорских племён, потому что «еньг» – это «вода», а окончание «га» – это, как правило, «река». Получается, река с пойменным лугом, с водой, как раз у нас здесь их очень много встречается. Кроме того, самый центр нашего города мыс Пур-Наволок – это и есть слово «мыс» на трёх языках. На современном русском, на финно-угорском слово «пур», и на старославянском словечко «наволок». Кроме того, у нас есть городской округ, который называется «Соломбала». И хотя городские легенды приписывают это название Петру I, от «бала на соломе» или от «солёного бала» от слёз, от дурного известия, но всё-таки лингвисты сходятся во мнении, что «Соломбала» – это как раз тоже финно-угорское название «Солобько – «поселение на Тонком острове», а «ала» – это славянское название поселения женского рода. Так что корни здесь у нас не только славянские, но и финно-угорские.
Ангелина Грохольская: Наташа, а вы в Архангельске родились? Вы архангелогородка?
Наталия Дроздова: Всё верно, архангелогородка. Я родилась в Архангельске, выросла здесь. Прапрапрародители жили в районах области и потом встретились в городе Архангельске, так имеют отношение к Шенкурскому району в том числе.
Ангелина Грохольская: Сейчас к вам кто приезжает, что-то в архангелогородцах выделяют, удивляет чем-то ваш народ приезжих? Сразу такие: «О, архангелогородец!» – сразу понятно, что это из Архангельска человек. Есть что-нибудь такое особенное?
Наталия Дроздова: Да, вы знаете, нам как местным жителям, как правило, это незаметно, но гостям очень часто бросается в глаза, во-первых, быстрый темп речи, а, действительно, поморкам свойственна очень быстрая речь, нужно быстро обменяться новостями. А во-вторых, самое, наверное, что бросается в глаза, это очень открытое и душевное отношение людей друг к другу, потому что на севере, если не согревать друг друга, не поддерживать, то и выжить не получится. И даже в деревнях, даже не только в деревнях, но и в городах, в районах нашей области, не всегда закрывают двери, квартиры, дома на замок. До сих пор распространён обычай ставить швабру или метелку в дверь. Это значит, что никого нет дома. Настолько люди доверяют друг другу.
Ангелина Грохольская: Наталия, мы сейчас прервёмся на несколько минут, а во второй части поговорим уже о современной культуре Архангельска, что сейчас можно увидеть, где побывать, если приехать к вам в ваш удивительный город. Не переключайтесь, оставайтесь с нами и смотрите далее в нашей программе: «Кубанская Венеция: кого привлекает жизнь на воде?», «Талабские мореходы: где попробовать псковский снеток?».
Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». И сейчас говорим об Архангельской области. С нами на связи Наталия Дроздова – гид-переводчик по Архангельской области и городу.
Наталия, хочется уже в современность немножечко сейчас окунуться, но мне кажется, надо сказать вообще в принципе, какое значение Архангельск имел для нашей страны и имеет сейчас. Потому что спорят Мурманск и Архангельск, где всё-таки ворота в Арктику и откуда всё начиналось. Сейчас вообще много споров и откуда мореплавание пошло: Воронеж, Архангельск, Санкт-Петербург.
Наталия Дроздова: Если мы говорим про Архангельск, то здесь нужно выделить в первую очередь три ключевых момента. Архангельск – это первый морской порт нашей страны. Это всё благодаря царю Ивану Грозному. С 1584 года Архангельск ведёт своё летоисчисление именно как город. Хотя сначала он был назван Новые Холмогоры и только потом назывался город Архангельский, потом его сократили до Архангельска, но именно поэтому мы, жители города, архангелогородцы, никак иначе. Во-вторых, Архангельск – это колыбель отечественного кораблестроения. Царь Пётр Алексеевич был у нас три раза. И, конечно же, первый раз он вышел в море здесь, он был поражён морем, просторами и поморскими судами, которых здесь было в большом-большом количестве. И именно здесь он повелел заложить первую в нашей стране судоверфь. На следующий год, в 1694 году, он приехал и уже спустил на воду первое торговое судно флота нашей страны. Поэтому притязания других городов здесь уже бессмысленны. И поближе уже к нашей современной истории, Архангельск – это ворота в Арктику, потому что именно отсюда с Соборной пристани города Архангельска отправлялись многие экспедиции, в том числе в 1912 году первая русская экспедиция к Северному полюсу под руководством Георгия Седова. А в 1932 году именно отсюда отправился ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под руководством капитана Владимира Ивановича Воронина, который сумел впервые в истории пройти Северным морским путём за одну навигацию.
Ангелина Грохольская: Так что бессмысленно спорить с архангелогородцами на этот счёт. Куда сегодня стоит отправиться, если приехать к вам в город? Что нужно обязательно посмотреть, чтобы проникнуться местной культурой?
Наталия Дроздова: Кроме самого города, где у нас замечательные музеи, а все музеи города работают на высоком уровне, это и «Музей Архангельского Пряника-Козули», и Краеведческий музей, Северный морской. Музей, конечно же, нашего сказочника Степана Писахова и другие. Стоит отправиться за пределы города и посетить музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Вы получите большое удовольствие и от понимания, насколько гениальными были наши предки, которые, не зная законов физики, смогли сформулировать и создали себе крепкие поморские дома, дом под одной крышей, который позволял переживать суровые зимы и продолжать заниматься хозяйством. Помимо этого, стоит, конечно же, съездить к Белому морю, в наш город Северодвинск и посмотреть своими глазами, может быть, даже и выйти в Белое море на катерах или яхтах, которые есть в нашем городе. И, возможно, даже дойти до отдалённых островов или населённых пунктов. Например, в Пертоминске, расположенном на левом берегу Белого моря, до сих пор нет автотранспорта, потому что туда можно добраться или только по воздуху, или только по воде. Именно там до сих пор ставят настоящее дюзы на рыбу. Это специальные сетки, сплетённые местными жителями. И всегда там можно попробовать уху из пяти видов рыб и замечательные кулебяки с рыбой. И, конечно же, наш национальный парк – Кенозерский национальный парк, парк «Онежское Поморье» и «Русская Арктика». Стоит упомянуть и Пинежский заповедник, где парк «Голубино» может сводить не только по красивым деревьям, которые входят в Ассоциацию красивых деревень России, но и в карстовые пещеры даже можно спуститься.
Ангелина Грохольская: Не можем мы не сказать про Михаила Ломоносова, это же родина всё-таки нашего великого учёного.
Наталия Дроздова: Конечно. Сейчас можно попасть в село Ломоносово на острове Куростров, близ Холмогор, в 70 километрах от Архангельска. Вот как раз там тоже сохранился уклад северной русской деревни. Сам Михаил Васильевич не называл себя помором, но однако с бытом поморов он был близко знаком. И именно там можно посмотреть, как работают наши мастера-косторезы, которые из поколения в поколение передают это искусство. И там можно увидеть деревянные дома, где вечерами горит свет в окошке, а из труб идёт дымок, который так согревает холодными вечерами.
Ангелина Грохольская: Как уютно и вкусно вы сейчас всё рассказали! Стоит только взять билет и отправиться в Архангельскую область. Спасибо вам большое! До свидания.
Наталия Дроздова: Большое спасибо! До свидания.
Наталия Дроздова: Никогда на Севере не было татаро-монгольского ига, оно просто сюда не дошло, не было крепостного права в традиционном понимании