Николай Полонский: Для людей, которые жили 100 лет назад, царь был помазанником Божьим, увидеть царя - это соприкоснуться с высоким, получить благословенье
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/nikolay-polonskiy-67581.html Павел Давыдов: Рад представить историка, члена Российского Дворянского Собрания Николая Полонского.
Николай, здравствуйте!
Николай Полонский: Здравствуйте, Павел!
Павел Давыдов: Что мы, современники, должны знать о том императорском путешествии, путешествии Николая II 110-летней давности?
Николай Полонский: Это, конечно, было историческое событие для всей страны, безусловно, потому что тогда для императора Николая II было очень важно поднять статус как императорской семьи, потому что это всё-таки 300-летие дома Романовых, и так же страны. И в этом смысле это путешествие носило двойственный смысл. Прежде всего символический, то есть показать непосредственно и миру, и народу, что становление династии Романовых произошло и то, что она царствует, всё благополучно. И фактическая сторона, то есть показать величие, действительно, экономическое, финансовое страны, потому что, если мы посмотрим по тем показателям, которые были, то на тот момент Российская империя была одним из лидеров, скажем, по производству того же самого сельского хозяйства – пшеницы.
Павел Давыдов: С другой стороны, был подорван имидж императорского дома, ведь мы проиграли Русско-японскую войну, были недовольства среди крестьян и так далее.
Николай Полонский: Конечно. Это вылилось в революцию, 1905-1906 год, безусловно. И тем более ему было очень важно убедиться для самого себя в том, что народ его любит. И вот, когда он путешествовал по этому маршруту, он видел, как люди выходили и стояли буквально по колено в воде. Представляете? Их никто не заставлял.
Павел Давыдов: Кто стоял по колено в воде? Насколько я знаю, это специальные люди, они проходили отбор. Более того, был специально обученный человек, который отвечал чуть ли не головой за тех, кто встречал картеж.
Николай Полонский: Безусловно. Кстати, вы знаете, есть один очень интересный случай, когда через этих самых специально обученных людей как-то умудрилась пробраться одна женщина, чья дочь была революционеркой и отбывала наказание. Так вот, она взмолила царя, буквально на коленях стояла, чтобы он простил её дочери все её прегрешения. Но, к большему сожалению, нам – историкам – неизвестен результат этого её деяния, но там не менее такой факт остаётся. Безусловно, конечно, очень заботились о благополучии фамилии, о безопасности, потому что это был главный момент. Не забываем, что 1905 году был убит дядя царя – московский генерал-губернатор, Великий князь Сергей Александрович, поэтому, конечно, вопросы безопасности имели большое значение. Были специальные люди – полицмейстеры, они смотрели за людьми, чтобы они себя хорошо вели. Но при этом всё равно я обращаю внимание на то, что это было такое, понимаете, личное желание каждого человека впервые увидеть царя, потому что мы сейчас, когда живём уже в XXI веке, может быть, у нас несколько своё такое представление, мы видим Николая II по каким-то кинохроникам и так далее. Но те люди, которые жили 100 лет тому назад, они же ведь его не могли даже видеть в принципе, тем более это православие, православная культура, а это помазанник Божий. Сакральный символ: увидеть царя – это значит соприкоснуться с чем-то таким очень высоким, получить благословение тем самым.
Павел Давыдов: Это очень, кстати, интересная деталь, впрочем, их много и по маршруту следования императорского картежа, об этом мы поговорим чуть позже. Я лишь единственное хочу уточнить: как готовилась эта сложная поездка?
Николай Полонский: Вы знаете, поездка планировалась, безусловно, задолго до того, как всё то дело происходило, потому что ещё в 1910 году был специальный комитет создан по 300-летию царствования династии, по этим всем празднествам, и тогда его возглавил гофмейстер двора Александр Григорьевич Булыгин – такой выдающийся российский государственный деятель. Работа была очень широкая, то есть по всему маршруту были отобраны специально вот те самые места, по которым Николай II потом уже поехал, которые были связаны именно с маршрутом народного ополчения Минина и Пожарского, в результате которого Москва была освобождена от поляков, от интервентов и, соответственно, произошло избрание царя Михаила Фёдоровича. То есть уже по всем этим городам – это и Кострома, и Ярославль, и Нижний Новгород – была чёткая программа: что каждый город должен сделать для того, чтобы принять царя и увековечить этот визит.
Павел Давыдов: И об этой программе мы с вами обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас речь пойдёт о другом императорском путешествии. Вместе с Тимуром Трофимовым узнаем, как платье императрицы Екатерины Великой стало причиной появления целого города, в котором, кстати, впоследствии останавливались многие известные люди. Давайте посмотрим.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна». Сегодня открываем императорский маршрут вместе с историком, членом Российского Дворянского Собрания. Говорим о путешествии Николая II, приуроченного к 300-летию династии Романовых.
Николай, Владимирская губерния, Суздаль, Боголюбово были первыми точками на пути следования, а что сегодня напоминает об этом в этих городах?
Николай Полонский: Вы знаете, это очень интересный и значимый маршрут для Николая II. И, собственно, он ехал туда почему? Потому что для него самое главное было – доехать до Суздаля, потому что в Суздале находится Спасо-Евфимиев монастырь. А когда мы с вами путешествуем по Золотому кольцу России, то нам очень важно туда заехать, потому что, когда мы сейчас видим этот монастырь, он потрясающе сейчас восстановлен, он совершенно такой, знаете ли, свеженький, можно так сказать, но при этом не утративший свою историческую значительность. Там похоронен князь Дмитрий Пожарский – вот именно с этим связан, собственно, основной проект этого визита во Владимирскую губернию. Но тем не менее, представляете, как это красиво: Николай II подъезжает во Владимир, его встречают с фанфарами, музыка, люди собираются, цветы, и он приезжает по железной дороге. И также они посещают после Владимира Боголюбово. Это связано с именем Андрея Боголюбского. Это тоже в принципе понятно, потому что это святой.
Павел Давыдов: Знаковое место, это понятно.
Николай Полонский: Конечно. Безусловно, тем более это место, откуда, собственно, пошла именно Владимиро-Суздальская государственность, княжество и так далее. А потом уже Суздаль, собственно. Непосредственно Спасо-Евфимиев монастырь. Кстати, посещают ещё Покровский монастырь. Вот когда мы с вами так же путешествием, это для женщин может быть особенно интересно, потому что они должны понимать, что в этот Покровский монастырь ссылали наши цари своих жён, которые по какой-то причине им оказывались неугодными.
Павел Давыдов: Да, дальше у нас был Нижний Новгород, также на поезде прибыл туда Николай II, и, насколько я знаю, в городе он почтил память Кузьмы Минина, да?
Николай Полонский: Да.
Павел Давыдов: А чем ещё запомнилась эта поездка и эта остановка?
Николай Полонский: Вы знаете, Нижний Новгород также значим, потому что там находится могила, собственно, Минина. И также там он встречался с представителями промышленности, потому что известно, что Нижний Новгород – это центр мануфактур различных совершенно. Там знаменитая ярмарка была на протяжении долгого времени.
Павел Давыдов: Она и сегодня есть.
Николай Полонский: И сейчас, конечно, продолжает своё существование. Поэтому в этом смысле это была ещё грандиозная иллюминация, которую тогда устроили для Николая II. Вот опять-таки же для нас, сегодня живущих, это казалось бы чем-то самим собой разумеющимся, а вот тогда для людей, живущих там, представляете, что это такое? Николай II сам был восхищён, когда это всё видел, царская семья это всё смотрела. И тогда же был открыт памятник Минину и Пожарскому там, в Нижнем Новгороде.
Павел Давыдов: Ого, сколько времени уже прошло с тех времён, да?
Николай Полонский: Да, 100 лет.
Павел Давыдов: 110 лет. Дальше у нас костромское гостеприимство, именно на себе испытал его Николай II. А в чём оно выражалось?
Николай Полонский: Кострома – это вообще особенная точка в его путешествии, потому что именно там в Ипатьевском монастыре некоторое время находился будущий царь Никола Фёдорович вместе со своей матерью инокиней Марфой. И вот тут, понимаете, очень важный символический момент. Они приезжают туда, то есть, получается, Николай II, его семья, и они приезжают на корабле, для них строится специальная пристань, и они выходят в Ипатьевский монастырь. Кстати, если мы сейчас путешествуем по Волге, то мы можем абсолютно так же по пути Николая II проследовать и попытаться даже прочувствовать, а что же он видел? Вот что наши цари в своё время ощущали, что они видели, какие просторы перед ними открывались. И вот он торжественно зашёл в Ипатьевский монастырь, и причём его, конечно благословляли Фёдоровской иконой Божьей матери, потому что это самая значительная для истории Романовых, потому что эта икона-покровительница. А дальше, конечно, открытие Романовского музея. И, что самое интересное, тогда, когда приехал туда Николай II, ему показали реликвии, связанные с его вот этим самым предком Михаилом Фёдоровичем.
Павел Давыдов: Дальше у нас, насколько я помню, Ярославская губерния и какая-то громкая встреча.
Николай Полонский: После Костромы, это, кстати, всё очень хорошо продумывалось, чтобы это всё торжественно было, люди приходили, приветствовали царя, соответственно, уже по обоим берегам Волги. И дальше уже после Костромы они едут в Ярославль. А Ярославль чем важен? Там определённое время, месяц фактически, жил Михаил Фёдорович, когда он уже направлялся в Москву на царствование, зная, что его избрали царём. Поэтому Николаю II был устроен очень торжественный приём в Ярославле. Кстати, вы знаете, что интересно? Ведь Ярославль очень славится своими колокольными перезвонами.
Павел Давыдов: Вот откуда громкая встреча, да? Вошла в историю именно такой.
Николай Полонский: Конечно. И он заказал даже большое количество колоколов именно там, в Ярославле. А потом, позднее, он уже едет в Ростов Великий.
Павел Давыдов: Да.
Николай Полонский: И это тоже интересный момент, потому что, когда мы сегодня путешествуем. Вы знаете, что мы можем до сегодняшнего дня в этом городе увидеть? Это многочисленные ларьки с финифтью, очень любим покупать, дарить нашим любимым женщинам. Но суть в чём? В том, что Николай II тогда получил подарок от ростовцев. Они ему подарили портрет, сделанный на финифти, царицы Александры Фёдоровны. И, кстати, ещё подарили ему деревянный, выдолбленный из каких-то редких пород дерева, макет Ростова Великого, кремля.
Павел Давыдов: А сегодня увидеть это где-то можно – портрет и макет?
Николай Полонский: Вы знаете, если я не ошибаюсь, в музее Ростова Великого в кремле, там это есть. Кстати, очень многое из того, что там видел Николай II, он приобретал для Русского музея в Санкт-Петербурге. Вот, например, в Покровском монастыре в Суздале он приобрёл некоторые иконы, реликвии и потом передавал в музей. То есть мы сейчас, когда посещаем Русский музей в Санкт-Петербурге, видим многие экспонаты, которые были приобретены благодаря этой поездке.
Павел Давыдов: Слушайте, как интересно! И по поводу этой поездки: я так понимаю, что завершилась она, конечно, в Царском селе. Но до этого ещё две точки: Переяславль-Залесский и Москва. Чем интересны эти пункты?
Николай Полонский: Это вообще потрясающе, потому что, если мы едем из Москвы по Ярославскому шоссе, и мы въезжаем только в Переяславль-Залесский, первый монастырь, который мы встречаем, – это Фёдоровский монастырь. Он был основан ещё в древние времена. Там есть церковь главная середины XVI века, построенная по приказу Ивана Грозного, потому что у него родился сын Фёдор, поэтому и название «Фёдоровский» монастырь, и там родила этого Фёдора, как вы думаете, кто? Анастасия, которая происходила из рода Романовых Захарьина-Юрьева. Это ближайшая родственница Михаила Фёдоровича – царя.
Павел Давыдов: Слушайте, какие интересные детали вы рассказываете!
Николай Полонский: Представляете, какие моменты?
Павел Давыдов: Да.
Николай Полонский: Когда мы сейчас находимся в этом монастыре, мы, оказывается, соприкасаемся с такой потрясающей историей. Вот там неслучайно всё, это одна из колыбелей дома Романовых.
Павел Давыдов: Давайте ещё переместимся в Архангельский собор Москвы, там что-то интересное происходило тоже в те времена, когда он вернулся.
Николай Полонский: Да, и, соответственно, уже после Ярославля, после Ростова Великого царь едет через небольшой город Петровск. Дальше уже посещает Троице-Сергиеву лавру, Переяславль-Залесский и въезжает торжественно в Москву, приезжает на Александровский вокзал. Сейчас это Белорусский вокзал. Представляете, какие изменения происходят?
Павел Давыдов: Да.
Николай Полонский: А дальше торжественно он уже въезжает через Красную площадь. И дальше в Архангельском соборе, почему он так примечателен? Там похоронены все русские цари и в том числе Михаил Фёдорович, поэтому для Николая II было так важно этот символический маршрут завершить именно могилой его предка, поэтому там были даже специальные лампады установлены. Представляете, как это красиво?
Павел Давыдов: Оказаться бы в то время!
Николай Полонский: Да, представляете? И вот он должен был эти лампады зажечь и тем самым как бы свидетельствовать, что эта определённая дань уважения соблюдается.
Павел Давыдов: Николай, мы продолжим этот диалог чуть позже. Очень много интересных деталей вы рассказали, я представляю, что нас ждёт дальше. Кстати, сейчас мы отправляемся вместе с Дарьей Берг в город С., в котором в своё время побывали все императоры дома Романовых. Давайте посмотрим этот материал.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна. Открытие», тема выпуска: «Императорский маршрут». Я напомню, сегодня со мной в студии Николай Полонский – историк, член Российского Дворянского Собрания. Говорим об известном путешествии Николая II, приуроченного к 300-летию династии Романовых.
Николай, несмотря на то что эта знаковая поездка состоялась 110 лет назад, много информации об этом есть, но есть детали, о которых мало известно. Что можно было бы открыть нашим зрителям сегодня, говоря об этом путешествии?
Николай Полонский: Есть очень интересный факт. Когда Николай II находился в Костроме, ему показали сруб дерева, которому около 400 лет. Причём, что интересно, все те кольца дерева были отмечены в периодизации царствования царей дома Романовых. К сожалению, дерева этого не осталось, но остались фотографии, которые были. То есть, представляете, какие изобретательные были люди, когда жили тогда? Вот такая маленькая деталька, но очень интересная. И, конечно, это памятники, которые остаются. Собственно, благодаря этому маршруту мы можем наблюдать в разных городах, в том числе Минину и Пожарскому.
Павел Давыдов: Кстати, насколько я помню, Николай II много путешествовал в статусе цесаревича. Он даже объездил полмира, на Вене добрался на поезде, затем по суше – до Средиземного моря, и на военном корабле доплыл, по-моему, даже до Японии.
Николай Полонский: Да.
Павел Давыдов: Где, есть даже такая любопытная информация, ему набили наколку дракона. Это правда?
Николай Полонский: Абсолютно. И, вы знаете, 7 часов царь сидел и буквально выдерживал эту процедуру. Причём, вы знаете, это была такая очень интересная мода, которая пошла из Великобритании. Тогда знать почему-то очень полюбила эти наколки. И у него одна буквально сохранилась фотография, где на предплечье изображена эта фигура дракона. В нашем представлении Николай II такой царствующий государь, а тут вот такая небольшая деталь. И, кстати, что интересно, у его дяди – датского принца Вольдемара – была жена Мария, которая сделала наколку в виде якоря ещё в конце XIX века. То есть, видите, такая определённая традиция пошла уже, такие модные явления.
Павел Давыдов: Николай, говоря о деталях, что посоветуете почитать нашим телезрителям, с какой литературой познакомиться, документами, чтобы, во-первых, лучше подготовиться к возможной поездке по императорскому маршруту, а, с другой стороны, узнать эти детали?
Николай Полонский: Есть замечательная книга Богдановича – историка, который ещё в 1913 году уже написал книгу, которая была посвящена этому маршруту. Она так и называется «Историческое паломничество нашего царя в 1913 году». Соответственно, это ещё Сергей Ольденбург и недавно ушедший от нас замечательный историк Александр Николаевич Боханов, он написал биографию Николая II, где всё детально это представил. И также дневники самого государя, потому что это самый ценный исторический источник для нас, и также то, что он видел своими глазами, он там это всё описал.
Павел Давыдов: Или обратиться в Российское Дворянское Собрание для того, чтобы получить эту любопытную информацию.
Николай Полонский: В том числе. Конечно, пожалуйста, мы всех всегда ждём и всем рады.
Павел Давыдов: А мы рады, что вы сегодня пришли в нашу студию!
Николай Полонский: Спасибо вам большое, Павел!
Павел Давыдов: Я благодарю вас, что сегодня открыли для нас императорский маршрут. Я надеюсь, что наши зрители сделают правильные выводы и захотят его рано или поздно повторить. По крайней мере, это можно сделать, потому что он актуален и по сей день, как мы выяснили сегодня.
Николай Полонский: Безусловно.
Павел Давыдов: Спасибо вам большое!
Николай Полонский: Спасибо вам, Павел!