Ангелина Грохольская: О народных обрядах, их значении мы сейчас поговорим с нашей гостьей: Евгения Осока – заместитель главного редактора журнала о народных обычаях «Родноверие» с нами на связи. Евгения, здравствуйте! Евгения Осока: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Давайте определимся с понятиями: что же такое всё-таки обряд? Евгения Осока: Для начала мне хотелось бы сказать, что обычай обряд включает в себя и обычай и ритуал. Ангелина Грохольская: Сегодня – Масленица, раз уж мы говорим про Масленицу, обычай – это печь блины на Масленицу, можно так сказать? Евгения Осока: Да, ходить по гостям – это, скорей, обычай. Изначально вообще любое действие, которое проводили славяне духовные, так или иначе было связано с единением с природой, с поминовением предков, с прославлением тех божеств, тех духов, которые относились к тому или иному так называемому сейчас празднику, то есть к событию. До, например, вот этой всей праздничной игровой составляющей предшествовало уважением огня, однозначно благодарственнее слова тем божествам и тем духам, которые позволил нам дойти до этой точки, обязательно следовало подвести грань событию, то есть обязательно установить новую границу между тем миром иным и мором явным, в котором мы находимся, потому что по представлениям славян однозначно мы не были одиноки в этом мире, более того, этот мир не являлся одним единственным и не является сейчас, как мы считаем, есть потусторонний мир, из которого к нам приходят сущности, к нам приходят души наших усопших предков, покровителей наших родов, и мы должны их обязательно поблагодарить за то, что мы дожили до этого момента, что всё у нас было замечательно, поблагодарить за всё, чего мы достигли за этот год, и обязательно пожелать нашему роду процветания, и помянуть предком, как минимум. Ангелина Грохольская: Это хорошие ритуалы, мне кажется, сейчас они были бы к месту тоже. Евгения Осока: Если мы говорим, например, о Масленице, это сейчас она празднуется в текущие даты, то есть она может и в феврале попадать у нас, на любой другой день, потому что всё это сдвинулось из-за принятия христианства, ведь Масленица не является христианским праздником, она является праздником народным, праздником, связанным со светилом главным – с Солнцем, и мы считаем согласно нашим исследованиям, согласно проведённому нами анализу мы считаем, что связана она с равноденствием, которое наступает в марте. Соответственно, 20 марта наступает равноденствие, с него начинается перечень обрядовых и ритуальных действий, которые были этому празднику посвящены. Более того, помимо Масленицы, названия, есть ещё такой обряд – Комоедица, когда пробуждался царь природы, главный наш зверь лесной, медведь, ему несли те же самые блины, его ублажали, его всячески благодарили, потому что видели в нём своего далёкого предка, то есть для кого-то он являлся покровителем рода. Ангелина Грохольская: Да, это очень интересно. Насколько я знаю, обряды, обычаи были связаны с бытом, они были связаны с сельским хозяйством, всегда был некий утилитарный смысл. Евгения Осока: Естественно, были и календарные обряды, и, например, семейные обряды, внутрисемейные, то есть, например, на день рождения ребёнка играли такую игру как «Каравай», то есть напевали песенку про каравай, водили хоровод, вот, казалось бы, причём здесь каравай? А дело в том, что в стародавние времена, безусловно, на рождение ребёнка, особенно на первый его год, выпекали хлеб, большой хлеб, каравай, с символами, которые несли под собой пожелания добра, удачи, прибытка – всего-всего самого доброго, чего хотели пожелать маленькому человеку, и этот каравай делился между гостями, которые присутствовали на этом празднике, и, собственно, сейчас это переросло, как мы можем отслеживать этот обряд, в казалось бы, в такое простейшее детское мероприятие: «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай», – а это именно раздача была некой такой доли, раздел чего-то общего между людьми для того, чтобы они чувствовали между собой единение. Что ещё можно вспомнить? Например, обряды родин: когда рождался маленький человечек, он не сразу становился человеком по представлению славян, только спустя какое-то время он мог называться человеком и жителем этого мира, не иного. Бытовал такой обычай в деревне: если вдруг ребёнок рождался, может быть, с какими-то небольшими отклонениями, может быть, не совсем здоровый, мог рождаться с малым весом, его через окошко отдавали специально нанятой женщине-повитухе, та его возвращала обратно с определёнными действиями и считала, что это – новый ребёночек, новый человечек, который уже не будет обладать теми недостатками что ли, теми свойствами нехорошими, которыми обладал ребёночек, который родился, то есть всё очень интересно. «Перепекали» ребёнка: помещали его в печь. Ангелина Грохольская: О, Господи, ужас какой! Евгения Осока: Да, считалось, что ребёнка, как тесто, можно было «допечь», то есть его можно было погреть в печи и вынуть уже здоровым. И действительно не просто же так это делали, потому что дети действительно выправлялись, исправлялись и выздоравливали. Традиции – это целая система ценностей, накопленного опыта и переданного своим потомкам. Ангелина Грохольская: Евгения, вы обряды сейчас с теоретической точки рения изучаете или и на практике каким-то образом все эти смыслы проверяете? Евгения Осока: Безусловно, мы всё и практикуем и проверяем на практике. Конечно, наука, описывая, скажем так, нашу деятельность, наше мировоззрение, наше миропонимание может говорить, что, по сути, это пережитки, это всё предрассудки, какие-то суеверия и так далее, но наука-то тоже не может до конца объяснить наше мироположение. В тот момент, когда наука научится объяснять всё, её слова будут иметь вес, а в данный момент мы видим совершенно иное, что, проводя обряды, проводя ритуалы, следуя обычаям, мы помогаем людям обретать целостность своей личности. Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, что мы, я сейчас про нас, не про вас, что мы, люди обычные современные, потеряли, и что вы сохранили с духовной точки зрения, может быть, утратив обрядовую культуру, ту, которая была у наших предков? Евгения Осока: Самое главное, что мы потеряли, – это единство, единство народа, мы потеряли взаимопомощь, мы потеряли поддержку, мы утрачиваем наши навыки, мы утрачиваем ремёсла, утрачиваем фольклор, это можно перечислять до бесконечности, а всё это является частью нашей культуры, переданной нам предками. Ангелина Грохольская: Весна пришла, есть такой праздник весной – Красная горка, конечно, он будет в мае, по-моему, это про познакомиться, про – девушке замуж выйти. Вы что-то такое интересное рассказывали – именно как было, чем обряды помогали раньше и чего же опять же нет сейчас, потому что утрачены некоторые обряды, вот расскажите здесь уже в завершение нашего разговора, может, мы вернём к апрелю как раз, успеем. Евгения Осока: Есть ещё такая сторона обряда, во-первых, любого праздника: и мужчины, и женщины молодые могли себя показать, могли продемонстрировать свои умения, свои навыки, свои лучшие качества, лучшие стороны, а всё это приводило к тому, что создавались крепкие и счастливые семьи, у них рождались здоровые детки. Сейчас мне очень жаль такого обряда утерянного как волочение колоды, то есть, если женщина или мужчина молодые вовремя не выходили замуж, не создавали семейный союз, к ноге, собственно, на Масленицу привязывали такое полено обрядовое, колоду на цепь или на верёвку и молодому человеку или молодой девушке нужно было эту колоду за собой волочить, тем самым они привлекали к себе внимание, на них обращали внимание люди противоположного пола, и, соответственно, это способствовало дальнейшем созданию союза. Ангелина Грохольская: Сейчас для этого есть социальные сети, тоже можно, но правда без полена. Евгения Осока: Вы знаете, я иногда просто наблюдаю: все в сетях такие прямо бойцы «клавиатурного фронта», а вживую увидишь – совершенно другие люди, а здесь люди могил именно лично, вживую познакомиться, почувствовать энергетику друг друга, почувствовать, насколько они друг другу подходят, показать свои лучшие качества и при этом продемонстрировать свои плохие качества, например, в тех же самых игровых действиях после обряда, то есть мужчина мог показать, какой он совершенно некомандный игрок, он не способен ужиться в семье, не способен заботиться о своих соратниках, мы всё это видим во время тех же самых игрищ. Ангелина Грохольская: Нашим телезрительницам незамужним на заметку. Евгения, спасибо вам огромное, с Масленицей вас ещё раз! Есть какое-то поздравление такое традиционное с Масленицей? Евгения Осока: Мы поздравляем с победой сил Света над силами Тьмы, поскольку у нас однозначно уже увеличился световой день, это стало очень сильно заметно, и мы все, конечно, этому радуемся, потому что наступает новый сезон, скоро будет лето красное, и, безусловно, ни человек, ни звери не могут этому не радоваться, ни сама природа, вон смотрите, как птицы щебечут за окном! Ангелина Грохольская: И это прекрасно! Всё, Женя, спасибо вам огромное, я прощаюсь с вами, спасибо большое, до свидания. Евгения Осока: Вам спасибо, благодарю вас, до свидания!