Ангелина Грохольская: Знаете ли вы, что вместо оконных стекол в деревенских избах на Руси до XIX века использовали бычий пузырь, крестьяне позажиточнее вставляли слюду? В северных церквях существовал такой архитектурный элемент, как прируб, а при строительстве крыш применяли курицу, но к птице это не имеет никакого отношения. Об особенностях деревянного зодчества мы поговорим с исполнительным директором Музея деревянного зодчества имени Грошева в Рязанской области Ольгой Курлановой. Ольга, здравствуйте! Ольга Курланова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Ольга, мы сегодня нашу программу назвали «Курица да журавцы». Давайте всё-таки расшифруем, определимся с терминами: курица каким образом вообще к деревянному зодчеству относится? Ольга Курланова: Смотрите, на самом деле, у курицы есть ещё другие названия: это «кокша», либо «кокора». Вы знаете, это обычная тонкая ель с корнем, которая служит поддерживанием потолков тесовой или драночной кровли. Ангелина Грохольская: Тогда второе слово – «журавцы». Ольга Курланова: Журавцы: тут на самом деле тоже всё очень просто. Это брёвна, которые уложены горизонтально по скату крыши, и служат они основой для кровли. Ангелина Грохольская: Вот так вот. Если вы, дорогие телезрители, захотите построить деревянный дом, обращайтесь, пожалуйста, Ольга вам расскажет, по крайней мере, как что называется. Ольга, я смотрю, вы где-то сейчас тоже… не могу даже сказать, я вижу – деревянная стена сзади вас, в какой-то настоящей деревенской избе сидеть или что это? Деревянный дом? Ольга Курланова: Практически. На самом деле я сижу у себя дома, и не просто так, у нас семейный музей резьбы по дереву, поэтому мы все очень большие любители дерева, и наш дом тоже деревянный. Зимой стены греет, летом, наоборот, овевает прохлада, поэтому, на мой взгляд, деревянный дом – это самая потрясающая вещь, самый потрясающий выбор для жизни. Ангелина Грохольская: Но дом нужно не только построить и раньше особенно нужно было не только построить, нужно было его украсить. Вот ваш музей называется Музей резьбы по дереву. Сколько всего экспонатов и что это за экспонаты собраны в вашей коллекции? Ольга Курланова: В музее представлено, действительно, большое количество экспонатов. Это более 3500 экспонатов. Это художественная резьба по дереву и корнепластика. Что ещё можно сказать? Например, нашим посетителям очень сильно нравится наш павильон «Старина». И как раз-таки в этот павильон свозили с окрестных деревень все экспонаты. Жители отдают их безвозмездно и сейчас продолжают это делать для сохранения аутентичных экспонатов из дерева. Ангелина Грохольская: А что это за экспонаты? Ольга Курланова: Я могу рассказать, наверное, про самый старый, поистине уникальный экспонат, называется «медведка», по-другому ещё – «двуручник». Это столярный двуручный инструмент, который предназначен для выстругивания различных поверхностей. Как это всё делалось? Два плотника садились друг напротив друга непосредственно на обрабатываемое дерево, и, взявшись за рукоятки, они строгают способом «тяни-толкай». Вот такой предмет, как медведка, помогает снимать очень толстый слой стружки и выравнивать поверхность. Ангелина Грохольская: Какие названия удивительные: «курица», «журавка», «медведка». Ещё одно слово в наш словарик. Ольга Курланова: Да. Ангелина Грохольская: Так, хорошо, что ещё есть? Ольга Курланова: Вы знаете, музей имеет очень большую, обширную территорию под открытым небом, поэтому наши экспонаты располагаются как внутри самого музейного здания, так и снаружи. У нас очень много интерактивных экспонатов, которые очень любят наши маленькие посетители, наши маленькие гости. У нас есть и избушка на курьих ножках, у нас есть различные кораблики, качели деревянные. Если зайти в само здание музея, вы заметите следующее: каждый зал разделён по своей тематике. Есть тематика животного мира, есть тематика рыбалки, есть тематика про любовь, про семью, про отношения. И, заходя, посещая каждый зал, вы будете видеть определённые тематические экспонаты, которые сделаны в основном современными мастерами. И, на самом деле, это очень интересно, потому что каждый экспонат имеет свою историю. Это потрясающие необыкновенные работы, и у каждого мастера, как правило, есть своя фишка, есть свой определённый почерк. И очень интересно смотреть работы, потому что, проходя по музею, по каждому залу, вы всегда, так сказать, наметите свой взгляд и всегда сможете определить, что это за мастер. То есть вы спустя несколько залов начинаете узнавать характерную работу определённого мастера. Вот это очень интересно! Ангелина Грохольская: Давайте в какой-нибудь зал заглянем, про любовь и отношения нас всех интересует. Ольга Курланова: Знаете, в чём уникальность зала любви, семьи? Это зал, по которому вы проходитесь по определённому кругу в определённой последовательности. И этот зал по своим экспонатам отражает начало зарождения любви между мужчиной и женщиной, дальше показывает брак и замужество и дальше показывает рождение ребёнка, беременность и семейную жизнь. У нас там, конечно, стоят экспонаты, которые весьма абстрактные. То есть мастер увидел любовь в абстрактном виде, в виде какой-то фигуры, в виде какого-то символа. Но, если мы говорим про зарождение семьи, это экспонаты, они небольшие, они вырезаны из дерева, и вот как раз-таки в этих экспонатах изображён мужчина, женщина, которые стоят рядом, любят друг друга и посередине находится маленький ребёнок. Я бы сказала, что это мой самый любимый зал. Ангелина Грохольская: Замечательно! Сейчас прервёмся ненадолго. Не переключайтесь, смотрите во второй части нашей программы: «Разноликий Барнаул: от резных теремов до современных высоток», «Томские кружева: символика и красота старинных городских наличников». И сейчас мы продолжим разговор с исполнительным директором Музея деревянного зодчества имени Грошева в Рязанской области Ольгой Курлановой. Ольга, расскажите, пожалуйста, ведь создание музея – это вообще отдельная история. Он был создан Владимиром Грошевым по его инициативе. Как это произошло, почему у него вообще появилась такая идея и кто сейчас музеем занимается? Ольга Курланова: Вы знаете, это тоже очень интересная история, потому что Владимир Павлович Грошев – это был поистине невероятный, потрясающий человек, который безумно любил Мещерский край, и абсолютно для себя, для души он сделал этот музей, он трудоустроил туда достаточно большое количество людей Клепиковского района. И сейчас в память о Владимире Грошеве музеем по наследству так сказать, занимается его дочь Татьяна Грошева, которая ухаживает за музеем, приумножает количество экспонатов, трепетно за ним следит в память о своём отце. Ангелина Грохольская: Кто он был по профессии, чем он занимался? Ольга Курланова: Владимир Павлович вообще человек многих профессий, и по одной из его профессий он был проректором Плехановского университета. Он был создателем банка, одного из крупнейших банков, и именно этот человек решил вот таким образом оставить память о себе. Он является почётным жителем города Клепики. Ангелина Грохольская: К резьбе вернёмся. Существует определённая символика. И сейчас существует, а уж тем паче раньше любой узор что-то обязательно символизировал. Так ли это? Ольга Курланова: Абсолютно верно. Символика присутствует. Это тоже очень интересная тема для разговора. О ней можно говорить бесконечно долго, но я бы, наверное, отметила следующее: первое – то, что шире всего был распространён растительный орнамент в виде плавно завивающихся побегов листьев. И вот это как раз являлось основой декора. Однако в него точно также органически вплетаются S-образные фигуры. Они даже, знаете, похожи на трёхлепестковый тюльпан. Это первое, что я бы отметила. Второе – это изображение женской фигуры, и подобная фигура представляет собой образ земли, образ плодородия и обычно она помещается тоже на центральной оси наличника. Чтобы я ещё такого интересного могла отметить? Это солярный, солнечный знак, который был и остаётся самым распространённым символом в оформлении дома. Он всегда тоже занимает центральное место, особенно на крыльце. Его ещё называют «розеткой». Это полусолнышко чаще всего украшает ещё окна и двери. Ещё один очень интересный момент: был в резьбе охранный оберег. Так вот, охранными оберегами являются изображения животных, как правило, льва, барса или мифического дракона. И вот в творчестве многих народов подчёркивается их свирепость: это выступающие клыки, это позы хищников, которые готовы к нападению, на защиту, которые готовы встать. Изначально так было у славян, но потом русские мастера стали изображать в украшениях крестьянского жилища этих животных доброжелательными. И на наличниках сейчас можно всегда увидеть именно добрых хищников. Ангелина Грохольская: От региона зависит то, что изображалось на предметах? Ольга Курланова: Вы знаете, характер резьбы, конечно, зависит от региона, безусловно, так же, как и вышивка, ткачество, народный костюм. Любые такие вещи несут в себе отображение быта, уклада и природы определённого края. Например, у нас в музее как пример можно привести подборку наличников именно Клепиковского района. И, как правило, это всегда очень индивидуально, связано с некой историей. Вот, например, Мещерский край. Что это? Все мужчины хорошо владели топором и пилами, и как раз-таки они были настоящими мастерами деревообработки. И часто наши мужчины в те времена уходили на заработки строительными бригадами как раз сооружать дома. Они были плотниками, они украшали эти дома и делали наличники. Поэтому, как минимум, я точно могу отметить, что наш Мещерский край славится именно мастерством резьбы по дереву, то, что это создаётся и, действительно, имеется свой почерк. Ангелина Грохольская: Да, поэтому можно сказать, что это ваше традиционное такое ремесло, традиционное ремесло Мещерского края. Спасибо вам огромное! Обязательно при случае заглянем в ваш музей. Я думаю, что наши телезрители тоже откажутся, если будет такая возможность. Ольга, спасибо вам огромное! Ольга Курланова: Спасибо вам!