Ольга Плямина об экологическом просвещении: как научиться видеть и понимать природу?
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/olga-plyamina-ob-ekologicheskom-prosveshchenii-kak-nauchitsya-videt-i-ponimat-prirodu-54750.html
Ангелина Грохольская: Мир природы удивителен и прекрасен, но не все способны это оценить. Умение смотреть, видеть, слушать и понимать не развивается само по себе, а воспитывается. Об экологическом просвещении поговорим сегодня с нашей гостей – генеральным директором Неправительственного экологического фонда имени Вернадского Ольгой Пляминой.
Ольга, здравствуйте!
Ольга Плямина: Добрый день!
Ангелина Грохольская: Вы знаете, у меня такой, может быть, немножко обывательский вопрос, не все бывали в заповедниках, но, мне кажется, очень многих интересует: а можно ли туда вообще попасть и насколько публична жизнь заповедников?
Ольга Плямина: Сейчас вообще само развитие заповедником как раз включает, помимо сохранения, конечно, биоразнообразия и той девственной, нетронутой природы, конечно, большая роль уделяется именно воспитательным моментам, просветительским. Да, это делаться должно с умом, соответственно, мы вес понимаем, что любое вмешательство человека может принести вред, поэтому сейчас большие программы в заповедниках, как, не навредив природе, сделать экотропы, что надо показать, какие программы запустить.
Ангелина Грохольская: Сейчас заповедники более открытыми становятся?
Ольга Плямина: Да.
Ангелина Грохольская: Почему это важно?
Ольга Плямина: Смотрите, мы же говорим с вами об экологическом воспитании и просвещении как механизме в целом повышения уровня экологической культуры – это приносит двойной результат наших усилий, потому что мы и визуально это видим, потом мы можем ещё потрогать всё своими руками, и мы же понимаем, что комплексность такого образовательно-воспитательного процесса обязательна.
Ангелина Грохольская: Вы знаете, сейчас хочу отойти от сценария, просто задать вам личный вопрос: у вас есть, я не знаю, можно так спросить, любимый заповедник? Или какое-то место, куда вы приехали, пришли и прямо: «Ах…»?
Ольга Плямина: Да, я вам хочу сказать, что есть такое место – это национальный парк «Красноярские Столбы». Это замечательное место, во-первых, очень красивое, во-вторых, я поражена, насколько много они делают именно в воспитательном моменте. Вместе с ними мы проводили в сентябре такой проект, как «Школа ecoskills». У нас было больше 120 участников, мы выбрали победителей, лидеров со всех уголков нашей страны, и 12 лидеров, которые нам представили свои экологические проекты поехали туда на 10 дней. Это было как раз то. о чём мы с вами говорим…
Ангелина Грохольская: Полное погружение.
Ольга Плямина: Да, когда полное погружение. Там нет вообще связи, интернета нет, 10 дней в прекрасных условиях. И я хочу сказать, что мы увидели положительный результат того, что нет возможности использовать гаджеты: дети по-другому начинают общаться, дети по-другому раскрываются, дети начинают замечать, что вокруг них. При условии, что программа была составлена так, что, помимо экологических вещей, мы ещё сделали им экскурсии на предприятия, мы показывали завод по сортировке мусора. В целом считаю, что, это особо охраняемая природная территория, там должен побывать каждый.
Ангелина Грохольская: Это однозначно. Про экологический туризм я хочу сейчас поговорить: он работает на решение экологических проблем?
Ольга Плямина: Конечно, работает. Во-первых, экологический туризм должен развиваться, нужно как можно больше о нём говорить, у него должна быть реклама. Очень важно уделять внимание созданию инфраструктуры именно для экологического туризма.
Ангелина Грохольская: А кто этим должен заниматься: непосредственно заповедники, парки национальные?
Ольга Плямина: Это должно быть, конечно, на уровне и федеральном, это принятые программы должны быть, как и, никуда не денешься, доведённое, наверно, финансирование.
Ангелина Грохольская: Естественно.
Ольга Плямина: В наших рамках, наших национальных проектов. Я думаю, что это работа каждого, а уже на местах – это, конечно, руководство.
Ангелина Грохольская: Есть опять же интересные примеры в этом направлении?
Ольга Плямина: Я хочу сначала привести пример отрицательный, когда нет возможности следить за потоком. Вот у нас, например, есть проблема на Байкале такая, что там неуправляемая история по количеству посетителей, и мы с вами как бы ни старались, за один день эту историю не исправить. А примеры, которые положительные: вот я общалась тоже с директором ООПТ рядом с Сочи, они фиксируют, видеофиксация идёт всех, кто въехал, им выдаются памятки, правила, им чётко указано, в каких местах они могут остановиться на ночёвку, куда они могут пойти, куда они не могут пойти, и даже по времени рассчитано, где человек задерживался или не задерживался, а если по времени не подходит, то есть посты, на которых это проверяется, значит он свернул уже не туда, куда нужно. То есть вот такой, может быть, глаз сверху, который за тобой следит, в целом, наверно, позволяет сохранить всё-таки тот участочек, который должен быть сохранён.
Ангелина Грохольская: У меня сейчас такая фраза в голове: «Экологический туризм – это ответственный туризм».
Ольга Плямина: Это однозначно, что экологический туризм – ответственный. Очень тяжело в головах поменять, что ты едешь, например, не просто в туристическую поезду, а у тебя экологический туризм, поэтому здесь мы возвращаемся к вопросу вообще уровня экологической культуры нашего населения, и это должно исходить от каждого человека. И здесь я не хотела бы всё сваливать на людей всё-таки, я бы хотела сказать, что если всё-таки будет правильно создана инфраструктура, то есть, если вы, грубо говоря, видите, что у вас здесь есть мусорный бочок, вы в любом случае, большинство пойдёт и положит. Если вы с этим пакетом будете тащиться 5 километров, то в какой-то момент этот пакет просто оставите и скажите: «Ну что делать, пусть лежит здесь».
Ангелина Грохольская: Да.
Ольга Плямина: Здесь вот как раз создание вот этой инфраструктуры для ответственного туризма, для экологического туризма – тоже очень важная составляющая.
Ангелина Грохольская: Ваш любимый регион, ваше любимое место, куда вам нравится не по работе, а просто так отправляться?
Ольга Плямина: Хороший вопрос. Давай я лучше отвечу, куда я очень хочу попасть.
Ангелина Грохольская: Давайте-давайте, вдруг совпадёт, вместе поедем.
Ольга Плямина: У нас давнишние партнёры – это Республика Алтай. К сожалению, сейчас в связи вот с этой ситуации, у нас запланирована была поездка туда, но мы не попали. Этот регион настолько с пониманием относится к этому комплексному развитию и экономическому, и социальному, и экологическому, и это первый регион, которой начал программу как территория ноосферного развития, «Горный Алтай – территория ноосферного развития» они назвали, когда всё делается уже с учётом минимизации воздействия на экология, и я бы очень хотела бы там побывать.
Ангелина Грохольская: Смотрите программу «Большая страна. Открытие», мы на Алтае бываем часто. Мы продолжим разговор через несколько минут, а прямо сейчас отправимся в край «чёрного бриллианта», в Воронежскую область. Геолог и почвовед Василий Докучаев говорил: «Нет тех цифр какими можно было бы оценить силу и мощь русскому чернозёма, он был и будет кормильцем России». Однако плодородная почва сама нуждается в спасении.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Открытие». Сегодня в нашей студии Ольга Плямина – генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени Вернадского.
Ольга, хочется про фонд непосредственно поговорить: какие у вас программы, какие проекты интересные существуют, которые направлены на просветительскую деятельность?
Ольга Плямина: Про один проект я вам уже рассказала – «Школа ecoskills». И хотела бы как пример привести конкурс «Лучший эковолонтёрский отряд». Он был нами инициирован в 2018 году, в Год добровольца, волонтёрства и задача этого конкурса была как раз отметить вклад, деятельность эковолонтёрских отрядов по всей нашей стране. Я считаю, что это тоже важная составляющая, пусть это будет приз, пусть это будет статуэтка, но в любом случае диплом, но это то, что важно, когда ты делаешь и видишь, что тебя заметили, тебя увидели – ты делаешь правильные дела. Также хотелось бы сказать о международном проекте «Экологическая культура. Мир и согласие» – это вот как раз мы собираем экопроекты по всей нашей стране, выбираем лучшие экопроекты, они тоже различные по направлениям: там есть и волонтёрское, там есть и более такое связанное с какими-то новейшими технологиями, что можно предложить. И тоже мы отмечаем в рамках этого конкурса победителей, и также их награждаем и, в общем-то, считаем, что важно, чтобы твой проект был отмечен и важно, чтобы он ещё был тиражирован, то есть мы делаем такую базу проектов, с которой каждый человек может ознакомиться на нашем сайте и подчерпнуть какие-то новые идеи для своего проекта, либо реализовать аналогичный проект в своём регионе.
Ангелина Грохольская: Какой-нибудь пример проекта интересного, может быть, который уже готов к реализации.
Ольга Плямина: Мы просматриваем более 1000, наверно, проектов по всей стране за год. Конечно, очень много проектов по раздельному сбору мусора: мы собираем тут пластик, тут собираем крышечки. Конечно, много. Но что мне понравилось последнее, там реализовали проект, когда из пластика, переработав его, делали какие-то необходимые вещи для хозяйства, вплоть даже до украшений.
Ангелина Грохольская: Вторая жизнь.
Ольга Плямина: Да, вторая жизнь тем отходам и при условии, что это было сделано руками, скажем, молодого человека, которому 12-13 лет, то есть это вообще удивляет, и, в общем-то, гордость берёт за этих детей.
Ангелина Грохольская: Слушайте, это очень круто действительно! Это же и социальный бизнес, в общем-то.
Ольга Плямина: Да.
Ангелина Грохольская: Ольга, я прощаюсь с вами. Спасибо вам огромное за сегодняшний разговор! Будем просвещать вместе и решать экологические проблемы тоже вместе.
Ольга Плямина: Да, конечно. Спасибо!