Разбираемся в технологии туристической сферы вместе с гидом Андреем Шурухиным
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/razbiraemsya-v-tehnologii-turisticheskoy-sfery-vmeste-s-gidom-andreem-shuruhinym-59798.html
Павел Давыдов: В наших выпусках мы предлагаем вам разные варианты для путешествий: от похода в горы и полёта на воздушных шарах до спуска под землю и приключений на воде. А вообще, согласитесь, интересно представить, с чего же начинаются размышления человека, который открывает для себя разные новые уголки большой страны. Он ищет информацию в интернете, а может, на карте выбирает точки для предстоящей поездки, которая подпадает под статус «неведомой». Сегодня наши корреспонденты расскажут и покажут вам неизвестные маршруты и места, в которых, я уверен, вы побываете впервые, словно там – на неведомых дорожках… Именно поэтому так мы и назвали сегодняшнюю программу, гостем которой будет организатор авторских маршрутов. Рад представить Андрея Шурухина из Москвы.
Андрей, здравствуйте!
Андрей Шурухин: Здравствуйте!
Павел Давыдов: Андрей, сегодня с вашей помощью нам бы хотелось разобраться в технологии туристической сферы, я бы даже сказал больше, в программировании маршрутов по неизвестным местам, особенностях их создания. А вот скажите, с чего же начинается поиск тех самых неведомых дорожек?
Андрей Шурухин: Путешествие – с мечты, с путешествия, когда ты приезжаешь, начинаешь знакомиться с людьми, начинаешь знакомиться с местными, и в ходе этого диалога открываются какие-то вещи, которые ты не знаешь, потому что, когда ты приезжаешь в новый регион, ты его не видишь, ты его не знаешь, ты не знаешь, куда пойти. Вроде бы есть путеводители, но это самые проторенные дорожки. Но когда ты начинаешь общаться с местными, которые там живут, и есть местные, которые настолько горят своим регионом, краем, городом, которые знают каждого человека там, знают хорошие места, знают, где вкусно поесть, где душевная компания…
Павел Давыдов: И что, они прямо охотно делятся этой информацией?
Андрей Шурухин: Вы знаете, да. Тот, кто реально горит этим, тот, кто хочет показать свой город, тот, кто работает в этом. Есть такие люди, их достаточно много на самом деле. И поэтому, когда я, допустим, приезжаю в какой-то регион, то первая задача – это как раз найти таких людей.
Павел Давыдов: Но когда вы приезжаете не как турист, а всё-таки как представитель турсферы, да?
Андрей Шурухин: По-разному, потому что все мои маршруты начинаются с моей мечты, то есть я понимаю, что я хочу поехать на Байкал или я хочу поехать на винодельни, посмотреть на гастрономию Краснодарского края, я хочу поехать в Санкт-Петербург или ещё куда-то, я хочу полететь на Сахалин – это моя мечта. Я начинаю изучать глобально это, глобально выстраивать маршрут, потом приезжаю туда, начинаю знакомиться с местными людьми, прошу их отвезти меня в их любимый ресторан, заведение, показать что-то, что многие не знают, и потом из этого всего вырастает как раз тот маршрут, который я сам проживу, проеду, пройду, и потом уже даю возможность моим гостям тоже по нему проследовать.
Павел Давыдов: Но, насколько я знаю, вы уже 18 лет занимаетесь организацией авторских маршрутов, а скажите, какой из них, как говорится, автору удался, вам нравится больше всего и пользуется популярностью у туристов?
Андрей Шурухин: Сегодня тема эногастрономических туров, она очень развивается, она в принципе в мире развивается.
Павел Давыдов: Да и мы сами об это неоднократно рассказывали.
Андрей Шурухин: Да, и, конечно же, эногастрономический туризм в Краснодарском крае, Ростов-на-Дону, южные регионы – прекрасно!
Павел Давыдов: Но всё равно, мне кажется, это более традиционный маршрут, а если мы говорим о тех путешествиях, которые раскрывают не только потенциал города, но и его неназванные, неизвестные уголки?
Андрей Шурухин: Тогда я бы сказал про другие вещи, например, Байкал. Вот на Байкал я готовил маршрут несколько лет, Байкал огромный – 640 километров в длину. И я действительно делаю экспедицию на север Байкала – самые заповедные нетронутые места. И даже там, когда приезжаешь, там какая-нибудь избушка, там живёт человек зимой, летом, никакой связи нет, там порой даже сотовая связь не ловит, а он там живёт, при этом он может показать где-то там медведей, он может сводить наверх к какому-то зимовью старому, откуда открывается нереальный вид, настолько красивый, и в то же время это в ущелье таком находится, такая тишина, которая режет слух. И настолько это всё необычно, настолько это трогает людей, когда они попадают, потому что, естественно, что ни в одном путеводителе об этом не написано.
Павел Давыдов: Что ж, об этом мы продолжим разговор, а сейчас я предлагаю отправиться в город на Неве, уверен, многие наши зрители там бывали много раз и вы, наверно, Андрей тоже.
Андрей Шурухин: Конечно.
Павел Давыдов: Но есть в этой замечательной Северной столице места, которые не обозначены на карте, улицы, которых словно не существует. О невидимом Петербурге расскажет моя коллега Наталья Липская, а затем продолжим. Давайте посмотрим.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна. Открытие». Тема выпуска – «Там, на неведомых дорожках…»: рассказываем вам о неизвестных маршрутах и том, как их разрабатывают. Напомню, со мной в студии – организатор авторских туров Андрей Шурухин.
Какой интересный всё-таки и познавательный сюжет мы посмотрели из Санкт-Петербурга! Андрей, скажите, а когда вы разрабатываете свои авторские по неизвестным местам, насколько часто удаётся вот этот потенциал найти и, самое главное, раскрыть интригу неизвестных мест?
Андрей Шурухин: Действительно, в каждом городе, в каждом регионе, в каждой местности, куда приезжаешь, можно найти и отыскать какие-то такие условно заповедные места, неважно, даже если это город, даже если это большой город. И отыскать их помогают как раз местные люди – вот это ключевая особенность вообще в авторских туров, потому что автор – это человек, который компонует всю эту программу и показывает с другой стороны, не как все.
Павел Давыдов: Но, мне кажется, когда представитель туристической сферы, в частности, вы приезжаете в большой город, вы шире смотрите на все эти вещи и вам, наверно, видно больше, чем нам – обычным путешественникам?
Андрей Шурухин: Да. безусловно.
Павел Давыдов: Примеры приведите какие-нибудь.
Андрей Шурухин: Мы специализируемся больше не на больших городах, мы специализируемся больше на каких-то природных локациях, на путешествиях на тот же Байкал. Едем мимо пещеры зимой, красивая пещера, все туда заходят просто посмотреть или сфотографироваться на фоне. А почему в этой пещере не организовать ужин? И когда мы на закате организуем ужин: подсвечивающаяся пещера, красивые свечи и местные продукты… И получается, что человек приезжает туда, и он смотрит непросто на природу, на локацию, как на достопримечательность, на которой можно сфотографироваться, а в которой можно побывать, проникнуться и насладиться ещё местной кухней, потому что через кухню можно постичь культуру.
Павел Давыдов: Как это всё выглядит, что называется, в деле? Ведь один вопрос – это разработать маршрут, а другой – сделать его популярным. Вот как это происходит на практике?
Андрей Шурухин: Вот так и происходит: открывается карта, есть понимание, желание что-то посмотреть самому, показать, естественно, это, дальше выбираются локации, я еду в эти локации, начинаю общаться с местными, обязательно беру себе местного проводника, одного, двух, трёх, если это очень длинный маршрут, то несколько человек сопровождает, которые непосредственно в этих местах, и конкретное место начинает изучаться, осматриваться со всех сторон.
Павел Давыдов: Но этого проводника вы должны найти ещё из Москвы, получается?
Андрей Шурухин: Да, конечно.
Павел Давыдов: То есть какой-то обзвон идёт?
Андрей Шурухин: Естественно, это большая коммуникация. У меня маршрут по Байкалу – летняя экспедиция, заняла подготовка 2 года.
Павел Давыдов: Ого! Ничего себе! А затем этот маршрут как-то называется красиво и продаётся?
Андрей Шурухин: Конечно.
Павел Давыдов: А кроме Байкала какие ещё достопримечательности или, может быть, регионы вас, в частности, как представителя турсферы интересуют с точки зрения разработки неизвестных маршрутов?
Андрей Шурухин: Сахалин, я считаю, что на Камчатке большой потенциал. Несмотря на то, что там вполне понятные локации, но их можно представлять опять-таки в теме гастрономии, нереально большая тема и можно делать много событий. Можно делать событийные истории. Сейчас с ковидом проще ситуация и можно музыкальные фестивали делать, можно задействовать музыкальные какие-то коллективы, которые тоже приезжают и тоже раскрывают концепцию места и региона. Безусловно, Краснодарский край – тема гастрономии, тема спа-туризма, есть запрос на ретриты различные. Потом гастрономические те же самые туры в городах. Я тоже пример приведу: зимний Байкал, у нас остановка на мысе Половинный – это Кругобайкальская железная дорога, очень маленький посёлок – 4-5, может быть, жилых домов. Задача – накормить людей в этой точке, потому что дальше перевала ещё 2 часа идти, на снегоходах. Покормить – какие варианты? Либо с собой что-то везти, любо найти местное. Оказывается, есть семья, которая там готовит очень вкусные обеды: делают суп, пекут пирожки. Всё это в своём доме, чистенько, убрано и атмосферно. Они рассказывают, как они здесь живут, чем занимаются, сколько туристов у них здесь бывает в год.
Павел Давыдов: А как семью-то эту нашли?
Андрей Шурухин: Через гида, который когда-то зашёл, познакомился…
Павел Давыдов: И про между прочим сказал, да? Ничего себе!
Андрей Шурухин: И про между прочим сказал. Вся эта история именно так образуется.
Павел Давыдов: А в каких регионах сложней всего организовывать маршруты по неизвестным местам?
Андрей Шурухин: Чем дальше, тем сложнее: нет логистики, сложно с туристической инфраструктурой. Сейчас она начинает появляться, слава богу, поэтому, конечно, туристическая инфраструктура, её развитие будет раскрыть потенциал России, внутреннего туризма. И сегодня есть все программы и в Ростуризме, и глэмпинги строятся, и деньги выделяются – это большая работа. И сегодня, действительно, во многих регионах – в Мурманской области глэмпинги какие прекрасные существуют. Я думаю, что это будет сейчас появляться и на Камчатке, развиваться активно, и в Сахалинской области, и на Байкале уже наши партнёры строят разные глэмпинги, и я думаю, что если не в этом году, то со следующего сезона это уже тоже появится. То есть те, кто готов с рюкзаками идти, те OK, а вот те, кто больше привык к комфорту…
Павел Давыдов: К комфорту.
Андрей Шурухин: Конечно, это на сегодняшний день ещё пока недоступно.
Павел Давыдов: И каждый из нас хотел бы, отправляясь в путешествие по неизвестным местам, всё-таки понимать, что это безопасно. Об этом мы продолжим разговор, а сейчас новая точка сегодняшнего необычного маршрута, «Там, на неведомых дорожках…», напомню, тема этой программы. Так вот, впереди нас ждёт ещё одно уникальное место, которое с виду совсем не примечательно, и обычный турист даже не поймёт, в чём особенность этой точки на карте Липецкой области, она носит пусть и негласный, но всё-таки статус, статус «Лермонтовского места». А, что самое интересное, если бы не оно, то, скорей всего, мир бы и не знал такого поэта. О любовном гнёздышке – моя коллега Наталья Калгина.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна. Открытие». Со мной в этой студии – организатор авторских маршрутов Андрей Шурухин, говорим и неизвестных местах и том, как же они появляются в туристической базе.
Андрей, а сколько нужно времени на создание, планирование и далее по списку маршрутов в неизвестные места: год, два, пять, десять лет?
Андрей Шурухин: По-разному. Конечно, опять-таки зависит от удалённости, от транспортной доступности, от того, насколько заранее это нужно готовить, какая сезонность. Если брать более доступные городские локации, то это может быть и месяц, может быть два, если приехать прямо туда и максимально уделить этому внимание. Иногда, кстати говоря, бывают у меня такие истории, как вот, знаете, бета-программирование, то, что вы говорили: бывает бета-программа, когда разработана и даётся потестить. Вот первое, что бывает важно, на самом деле, это очень важно, когда ты собрал структуру программы своей, и дальше ты приглашаешь уже гостей, но которых уже с тобой ездили, ты даёшь минимальную цену, и ты вместе с ними едешь тоже как гость и смотришь.
Павел Давыдов: Этот путь проходите, да?
Андрей Шурухин: Да-да.
Павел Давыдов: Интересно!
Андрей Шурухин: И смотришь, как гости реагируют на гида, на ту или иную локацию, на достопримечательности, как они смотрят на водителя машины, которая их, в конце концов, везёт, потому что обычно это долгие переезды из одной точки в другую.
Павел Давыдов: То есть в этот момент происходит корректировка туров, которые вы фактически тестируете на ваших знакомых или уже на конкретных туристах?
Андрей Шурухин: 100%, да.
Павел Давыдов: А вот скажите, вашей работе, когда вы составляете маршруты по неизвестным местам, что сегодня ей не хватает? Вот что сегодня нужно улучшить для того, чтобы таких маршрутов в нашей большой стране было больше и больше?
Андрей Шурухин: Логистика и инфраструктура. Если это будет развиваться, потому что в некоторые регионы очень трудно добраться. Скажу, у меня родной дядя занимается рыболовными турами: и Север Сахалина он делает, и тоже речки, которые, мне кажется, на карте-то не всегда можно найти. Он отыскивает точно так же: ездит туда, смотрит, сам на рыбалку, очень любит рыбу ловить, ездит в Арктику нашу. Но туда добраться – вертолётами, то есть это надо заказать вертолёт и долететь. Не каждому рядовому туристу под силу такие бюджеты, поэтому если будет логистика если будет там малая авиация или железнодорожное сообщение хотя бы до каких-то точек, то, конечно, это всё очень сильно упростит и даст возможность большему количеству людей посещать нашу большую страну.
Павел Давыдов: Андрей, личный вопрос: почему турсфера, почему именно такое направление деятельности для себя выбрали?
Андрей Шурухин: Мечты, мечты, возможность увидеть новое, пережить новый опыт, расширить границу сознания. Наверное, вот это всё и возможность поделиться с другими теми же самыми классными пережитыми нереальными эмоциями.
Павел Давыдов: Я думаю, что у вас ещё будет возможность поделиться с другими – с нашими зрителями – советами. В частности, турфирм очень много, многие предлагают поездки по неизвестным маршрутам, да и блогеры частным образом здесь всячески способствуют, но среди этого многообразия найти алмаз очень сложно. Какой совет дадите нашим зрителям, как выбрать из всего этого великолепия всё-таки изумруд?
Андрей Шурухин: Здесь советов несколько. Первое – это, безусловно, посмотреть сайт, посмотреть социальные сети. И когда вы понимаете, что вы хотите приехать в конкретную локацию, вы смотрите сайт организатора. Если там всё достаточно чётко написано, красиво выглядит, то есть в путешествиях всегда много мелочей и они очень важны, поэтому если визуальная картинка хорошая, это значит, что человек подошёл серьёзно к вопросу. Дальше нужно обязательно познакомится, позвонить, чтобы рассказали о программе: что это за программа, всё ли забронировано, какое количество людей.
Павел Давыдов: Как понять, что тот или иной маршрут безопасен?
Андрей Шурухин: Это, наверно, один из ключевых вопросов. Безопасность в маршруте, на самом деле, это опыт организатора. Когда за 18 лет много чего случалось, много что приходилось проживать и, естественно, что сегодня, когда выстраивается логистика, особенно в каких-то труднодоступных регионах или где погода может сильно меняться, или какие-то форс-мажорные факторы могут происходить, естественно, что есть непросто маршрут – точка А-точка Б, а ещё есть маршрут – точка А-С-В-Д-Г-Е, которые на альтернативу: если вдруг непогода, шторм, ещё что-то, есть всегда запасной вариант.
Павел Давыдов: Назовите один регион, куда вам хочется возвращаться снова и снова.
Андрей Шурухин: Россия.
Павел Давыдов: Отличный ответ, спасибо большое! И огромная благодарность за то, что сегодня погрузили нас в эту туристическую кухню, рассказали об особенностях создания маршрутов по неизвестным местам, которые словно из фильма-сказки «Там, на неведомых дорожках…». Я благодарю вас!
Андрей Шурухин: Спасибо вам тоже!