Ангелина Грохольская: Итоги последней переписи населения показали, что малых коренных народов становится больше. Например, численность тувинцев-тоджинцев увеличилась с 1858 до 7293 человек, а тубаларов стало больше на 1710 человек. И всё же есть такие народы, которые практически исчезли. Как сохранить их уникальную культуру? Об этом поговорим сегодня с Викторией Малакшановой – научным сотрудником отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея. Виктория, здравствуйте! Виктория Малакшанова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Виктория, какие народы на Дальнем Востоке проживают, и о ком мы сегодня будем говорить? Виктория Малакшанова: Народов на Дальнем Востоке достаточно много и они все разнообразные, интересные. Сегодня мы будем говорить о двух самых малочисленных, численность которых насчитывает менее 500 человек, – это негидальцы и орочи. К негидальцам мы ездили в декабре 2022 года, и данные свежие. Ангелина Грохольская: Это очень интересно, потому что я так подозреваю, что это дальняя территория и добраться туда наверняка непросто. Поделитесь своими впечатлениями: как всё это происходило, как вы туда приехали? Виктория Малакшанова: Экспедиция была довольно сложная, и это был зимний период – декабрь месяц, самый холодный месяц, и это добавляло экстрима в нашу поездку. Место компактного проживания негидальцев – это село Полины Осипенко и село Владимировка. Удалённость от города Хабаровска – 800 километров, и можно добраться только на автомобиле или на автобусе. Это около 16-18 часов пути. Ангелина Грохольская: Что отличает именно этот народ? Виктория Малакшанова: Если сейчас, современно говорить о негидальцах, то, наверно, одна из визитных карточек – это декоративно-прикладное искусство, это умение негидальцев мастерить и использовать в искусстве разноцветные шкурки птичьих голов. Допустим, утки и селезня. Потрясающие ковры, причём они не только эстетически великолепны, но и несут смысловую нагрузку, которая наделена вот такими символами и смыслами, переданными предками из прошлого. То есть круглый ковёр – это символ солнца, которое дарит тепло, жизнь. И ещё кроме того они внесли в декоративно-прикладное искусство в XX веке в вышивки символ трилистника. Это лекарственное растение, и они считают, что оно даёт жизнь не только людям, но и животным, потому что это первое растение, которое появляется в природе, и когда сохатый выбирается из зимней стужи, первое растение, которое он употребляет, – это как раз трилистник. А сохатый в свою очередь – это жизнь для негидальцев. Поэтому если вы увидите на выставках ковры из птичьих шкур и вышитые ковры с символом трилистника, то это, скорей всего, будет работа негидальцев. Ангелина Грохольская: К шкурам оленей мы уже как-то привыкли. Это же более традиционная история – ковры из оленя, например, медведь или ещё кто-то. Первый раз, честно, слышу, чтобы из птичьих шкурок, из шей. Это же сколько уток надо настрелять, чтобы ковёр сделать. Виктория Малакшанова: Да, совершенно верно. Техника использования птичьих шкур известна у многих народов: и у хантов, и у палеоазиатов. Целые костюмы шьют из птичьих шкур, и это материал очень влагоотталкивающий, лёгкий, он может быть прочным при правильной выделке. Но чаще всего делали из птичьих шкур одежду для детей, перья очень нежные, очень лёгкие, поэтому это такой распространённый материал. Но именно негидальцы привнесли это в декоративно-прикладное искусство и развили его, сделав такой визитной карточкой. Ангелина Грохольская: Как интересно! А где живут они? Вот традиционное жилище негидальцев – это что? Виктория Малакшанова: Это так называемые угданы, палатки были. Сейчас современные – это, конечно, деревянные дома. И, говоря о хозяйственной деятельности, они всё ещё охотятся. Охота для них это важно, то есть без мяса прожить в таком климате практически невозможно, и круглогодичное рыболовство. И самое интересное, что подлёдный лов у населения села имени Полины Осипенко –распространённое занятие среди женщин. Ангелина Грохольская: Вы с ними там не порыбачили, когда были в экспедиции? Виктория Малакшанова: Да, нам удалось, нас пригласили на рыбалку, и одна из старейших мастериц, которой исполнилось в 22-м году как раз 80 лет, с удовольствием вышла с нами утром на рыбалку на подлёдный лов. Стоит сказать, что её мама – тоже известная мастерица Анна Порфирьевна – до 100 лет занималась подлёдным ловом. Ангелина Грохольская: Вот так, дорогие зрители, хотите жить долго – все на подлёдную рыбалку, скоро зима. Мы прервёмся сейчас на несколько минут. Смотрите далее в нашей программе: «Богатые люди из Бурсомона: благодаря чему Тулдуб Багоев избежал казни, и как ему помог друг Сонном», «Один день в году: куда исчезли жители Аконлахти». Мы снова в студии программы «Большая страна. Открытие». Они будто затеряны во времени, живут традициями предков, сохраняя культуру свою и язык. О малочисленных коренных народах говорим сегодня с научным сотрудником отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Викторией Малакшановой. Виктория, про негидальцев мы поговорили в первой части. Сейчас вы нас познакомите ещё с одним народом. Кто это будет? Виктория Малакшанова: Мы с ними говорим о Дальнем Востоке, в частности, о Хабаровском крае. И ещё одна группа, народ, этнос, который насчитывает менее 500 человек, – это орочи. Проживают они в Аннинском районе, и раньше, в конце XIX века, их называли «орочи императорской гавани». Орочи – очень интересный народ. Говоря уже об этногенезе, у них есть и от культуры нивхов, и от культуры эвенков, которые считаются пришлыми. Орочи являются рыболовами, поскольку они живут близ моря. Это и промысловая охота на морского зверя, и рыбалка, и охота. Но если говорить в сравнении с негидальцами, то негидальцы используют оленьи шкуры, птичьи шкуры в декоративно-прикладном искусстве, а орочи – уже рыбью кожу. Следует сказать, что уже к 2014-2015 году мы проводили исследование, и чистых орочей практически уже не было. Ангелина Грохольская: Как сохранять? Что нужно делать и что делается? Виктория Малакшанова: Здесь, скорее всего, нужна всесторонняя поддержка, не только со стороны государства или каких-то структур, но и с внутренней стороны – со стороны представителей этого народа. Их явный интерес к изучению культуры, особенно языка, должен быть поддержан, и в то же время они должны сами проявлять к этому интерес. Здесь, наверное, большая многолетняя работа требуется. Ангелина Грохольская: Виктория, а вы кто по национальности? Виктория Малакшанова: Я эвенкийка из Республики Бурятия, проживала долгое время на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, занимаюсь изучением эвенков Охотского побережья. Говоря о традициях, которые сохранились у меня в семье, это язык, потому что мама у меня чисто говорит на эвенкийском. Брат у меня – учитель родного языка эвенкийского, поэтому здесь уже тоже всё сошлось. Хотя он не преподаёт, но всё же он пошёл по этой стезе. И сохраняем традиции. Это семейные бытовые традиции, когда мама или глава семьи кормит огонь. Ангелина Грохольская: А как это делать? Как это – кормить огонь? Костёр в комнате или как это? Виктория Малакшанова: Здесь же всё говорится о символизме. Огонь всё-таки – это посредник между мирами. Если говорить о строении мира, Вселенной в сознании тунгусо-маньчжурских народов тех же самых, о которых мы сегодня говорили, и негидальцев, и орочей о трёх мирах – верхнем, среднем, нижнем, огонь – это как раз посредник общения с духами, которые населяют наш мир, всю природу, всё живое. И в городских условиях огонь символизирует тепло, всё-таки это тепло, которое он даёт. Кто-то использует капельку утреннего чая или бульона, приговаривая при этом слова какие-то, кто-то – на электрическую плиту, кто-то – на конфорку на конфорку небольшую каплю еды или каких-то напитков, также прося помощи у огня. Ангелина Грохольская: Поняла. Если у меня теперь дома что-то пригорит, я родным буду говорить: «Это я огонь кормлю». Виктория, вы язык знаете, я вас очень хочу попросить, чтобы вы нашим телезрителям что-нибудь на родном языке сейчас пожелали. Виктория Малакшанова: (говорит на эвенкийском языке). Первое слово – это приветствие: «добрый день, дорогие друзья», и второе – это пожелание жить счастливо и хорошо. Ангелина Грохольская: Виктория, я вам того же желаю, и спасибо вам огромное за интереснейший рассказ! Очень хотелось бы побывать, конечно, вообще на Дальнем Востоке, съездить в гости к негидальцам. Зацепили ковры нас, честное слово, хочется увидеть теперь. Спасибо вам большое! До свидания. Виктория Малакшанова: Всего доброго!