Журналист Андрей Рожков об истории Смоленской крепости
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-otkrytie/zhurnalist-andrey-rozhkov-ob-istorii-smolenskoy-kreposti-60206.html Ангелина Грохольская: Как вы думаете, что такое тычок и ложок? И как это связано с крепостью? Не ищите ответ в интернете, давайте спросим об этом нашего гостя – журналиста Андрея Рожкова.
Андрей, здравствуйте!
Андрей Рожков: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Андрей находится в Смоленске, а где именно?
Андрей Рожков: Мы находимся на юго-западном участке Смоленской крепостной стены. Это, назовём так, один из более или менее цивилизованных участков, потому что Смоленская крепостная стена изначально протяжённостью была 6,5 километров, а сейчас, после всех войн, 400 лет войн, захватов, взрывов, пожаров и так далее осталось 3800 метров. Смоленская крепостная стена знаменита тем, что, если уж так говорить немножко современным языком, это был один большой национальный проект, скажем так, XVI-начала XVII века. В XVII заканчивается перемирие с Речью Посполитой. Смоленск всегда называли «ключ-город», то есть всё, что шло с Запада на Москву, шло всегда через Смоленск. И поэтому Борис Годунов принял решение построить Смоленскую крепость, укрепить город, расположенный, как говорят, на вершине холма. Красивая легенда, на самом деле, холмов и оврагов намного больше. Крепость построили за рекордно короткий срок – за 6 лет: с 1596 года по 1602 год.
Ангелина Грохольская: Андрей, давайте всё-таки мы откроем секрет нашим телезрителям, что же такое тычок и ложок? И какое отношение эти слова имеют к крепости?
Андрей Рожков: Тычок и ложок я думаю, что имеют отношение не столько к Смоленской крепости, а ко многим крепостям. Это стороны кирпича: тычок – торцевая, ложок – боковая, постель – верхняя. Вот 3 стороны, 3 грани вот этого кирпича. И если говорить Смоленской крепости, то изначально Смоленскую крепость строили из так называемого «большого государева кирпича». Он был намного больше современного и, честно говоря, намного прочнее.
Ангелина Грохольская: Сохранились ли сейчас «царские кирпичи»? И вообще что сохранилось аутентичного, настоящего подлинного в крепости?
Андрей Рожков: В Смоленской крепости есть участки, где в принципе можно увидеть всю красоту старинного зодчества. Тогда видно было, как возводилась крепость, чем она заполнялась, какой камень там, почему белокаменный пояс – всё это есть, но это есть, скажем так, на восточных участках, более природных, более диких что ли.
Ангелина Грохольская: Лучше любого учебника истории, честное слово, и уже хочется к вам приехать! Откуда у вас такое увлечение, откуда такая любовь и интерес именно к Смоленской крепости?
Андрей Рожков: Вы знаете, я бы сказал, что это не только у меня. Вообще 4 года назад в эфире вашей программы я сказал такую фразу: «Смоленская крепость – это частичка души каждого смолянина. Коренные смоляне в большей или меньшей степени свою историю знают и своей историей гордятся, поэтому то, что я рассказал, в принципе знает практически каждый. Что касается увлечённости, очень люблю свой город.
Ангелина Грохольская: Потрясающе! Андрей, мы к вам ещё вернёмся, сейчас ненадолго прервёмся.
В эфире программа «Большая страна. Открытие», и прямо сейчас мы отправимся на остров Ореховый. В Новгородских летописях он упоминается в 1228 году, когда по Неве проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Почему Ореховый? Никто доподлинно не знает. То ли формой похож, то ли орешник там рос буйный. Но прославил остров другой «орешек» – крепость, построенная 1323 году Великим князем Новгородским Юрием Даниловичем. Сегодня мы её увидим.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: А сейчас снова возвращаемся в Смоленск. Андрей Рожков – журналист – ждёт нас возле крепостной стены.
Андрей, скажите, пожалуйста, а есть ли у Смоленской крепости, у Смоленской крепостной стены, у башен какая-то особенность, которая придаёт ей уникальность, которая отличают её от всех крепостей, которые существуют в нашей стране или существовали? Может быть, архитектурные, может быть, с точки зрения её биографии.
Андрей Рожков: Смоленская крепость, во-первых, уникальная тем, что о ней написал свой роман «Стена» Владимир Мединский. В принципе по этому роману был снят фильм. Второе: библиографической редкостью сейчас считается роман Эттингера «Башня Веселуха». И вот с этой башней Веселухой связаны и клады, и приведения, и, кстати, легенда о смоленском Калиостро. Дело в том, что действительно под башней был подземный ход, ещё оставшийся со времён войны с Речью Посполитой, когда была подземная война под Смоленском. И этот подземный ход вёл в мастерскую, где печатали фальшивые монеты. В XVIII веке эта история получила очень серьёзную огласку. И графа Змеявского, который всем этим занимался, в общем-то, приняли полицейские. А для того, чтобы народ не ходил около башни, он наряжал своих слуг в белые простыни, и ночью они распугивали всех смолян. Вот такая история.
Ангелина Грохольская: Вы, когда мальчишкой были, неужели не пытались найти этот самый подземный ход?
Андрей Рожков: Да его до сих ищут.
Ангелина Грохольская: Про реставрацию расскажите, потому что мы об этом рассказывали, показывали – о проекте, о том, что это непросто было – восстановить стену. Что сейчас: к чему пришли, какие результаты? Что восстановлено, отреставрировано?
Андрей Рожков: Изначально в принципе была великолепная идея реставрации Смоленской крепостной стены. Подчеркну, протяжённость стены – 3 километра 800 метров. Выделили миллиард с лишним рублей. В принципе тогда на проектирование, на реставрационные работы, это был 2018 год, считалось, что этого достаточно. По планам реставрации было следующее: в 2019 году реставрация Смоленской крепостной стены начинается, летом 2022 года она заканчивается, после этого Смоленская крепостная стена переходит в пользование одноимённого музея «Смоленская крепость». Что мы имеем сейчас? К настоящему времени, к сожалению, не сдан ни один реставрированный объект Смоленской крепостной стены. Что люди смогут сделать до июля месяца, лично для меня – загадка, успеют-не успеют? Дай бог, чтобы успели. И на многих участках крепости к работе в принципе даже не приступали.
Ангелина Грохольская: Что после июля 22-го будет? Неужели всё закончится, так, по сути, и не начавшись?
Андрей Рожков: На моей памяти было уже 4 реставрации Смоленской крепости, вот эта четвёртая. Все они заканчивались одинаково. Я буду откровенен, я выскажу личное мнение, я понимаю, что многие смоляне меня могут за такое мнение растерзать, но тем не менее буду честен, откровенен. Мне кажется, что сейчас наиболее оптимальным выходом из создавшегося положения для реставраторов будет – закончить те объекты, которые начаты, передать их музею «Смоленская крепость». Где реставрация не начата, просто не подходить, уберите строительные леса, уберите забор, уберите мусор, отдайте крепость смолянам. Мне как журналисту будет интересно сделать новую экскурсию, она будет называться «История реставрации Смоленской крепости».
Ангелина Грохольская: Это хороший ход и хорошая история, мне кажется. Самое главное, чтобы она продолжалась и с перспективой такая была, чтобы эта экскурсия не ограничивалась одним периодом. Последний вопрос буквально коротко: в Смоленской области, кроме Смоленской крепостной стены, есть ещё крепость?
Андрей Рожков: Что касается крепостей, крепостей больше нет, у нас Смоленская крепость одна и есть ещё одна башня в городе Вязьма между Москвой и Смоленском, как раз практически посередине. Есть старинное Гнёздово, где остался курган первой русской надписи на славянском языке. Была найдена амфора – знаменитая «Гороушна». Вот этот курганчик и как раз-таки вот эта амфора и есть, крепостей больше нет. В Смоленской области осталось очень много усадеб, потому что опять же дворяне – Грибоедов, «Горе от ума», помните, да? Родовое имение Грибоедова находится в Смоленской области. Барышниковы, Шереметьевы…
Ангелина Грохольская: Об этом мы уже в другой программе расскажем, сегодня – про крепости. Андрей, спасибо вам огромное за это практически путешествие, которое вы сегодня нам подарили!
Андрей Рожков: Всего доброго, приезжайте в гости!
Ангелина Грохольская: Обязательно.
Журналист Андрей Рожков об истории Смоленской крепости