Ангелина Грохольская: Такое даже в кино не придумают. Ну, это только кажется. Жизнь – лучший сценарист. Все самые интересные закрученные литературные сюжеты имели, как правило, реальную основу. «Убийство в Восточном экспрессе» Агата Кристи писала по мотивам трагедии семьи летчика Линдберга. Маленький сын был убит плотником, некогда работавшим в доме. А «Собака Баскервилей»? Говорят, она тоже когда-то существовала. О том, как рождаются современные детективные телесюжеты, и есть ли в них реальная подоплека, узнаем у нашего гостя, сценариста, шеф-редактора проекта «Следствие вели…» Александра Залетова. Александр, здравствуйте! Александр Залетов: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Я сразу как зритель спрошу: все выдумка или все-таки на реальных событиях те сюжеты, которые мы видим и любим, и написаны. Александр Залетов: Основа, конечно, всегда документальная. То есть это поиск в архивах, поиск интересных уголовных дел, а это довольно сложная работа. Вы понимаете, в отличие от создателей телевизионных сериалов, мы зажаты в тиски, потому что у нас ветераны. Ветераны, которые принимали участие в расследовании. И если мы начнем фантазировать, врать налево-направо, ветераны с нами перестанут работать просто. Они не согласятся в таком участвовать, да. Поэтому это всегда какой-то баланс между драматизацией какой-то определенной и документальной основной. Ангелина Грохольская: Ведь наверняка не все детали истории можно показать, можно рассказать. Или как это вообще делать? Александр Залетов: Абсолютно. Сейчас очень жесткие ограничения на показ всякого рода жестокости. Какие-то детали, к сожалению, приходится умалчивать, просто потому что это не форматно сейчас. Ангелина Грохольская: Как вы выбираете тогда истории? Александр Залетов: Ой, это сложный очень вопрос. Потому что у нас есть корреспонденты, которые находятся в свободном поиске. То есть они рыщут. Ангелина Грохольская: Они сами как сыщики, да? Александр Залетов: Да. Они приезжают в какой-то город и там копаются в архиве суда какого-то. Ищут какие-то дела, отбирают по статьям по уголовным. Нередко бывает так, что встречаются за рюмкой чая с ветеранами, и они что-то вспоминают. Очень много интересных историй было найдено именно таким образом. Вот. Потому что все, что лежало на поверхности, оно было выбрано за первые несколько лет. Ангелина Грохольская: Надо сказать, что программа уже, в следующем году двадцать пять лет будет программе, проекту. Александр Залетов: Да. Поэтому поиск чем дальше, тем сложнее. Ангелина Грохольская: Какое-нибудь интересное дело, нам тоже бы хотелось услышать. Александр Залетов: Вы знаете, самая фантастическая история, вообще много историй, которые даже во сне дурном не привидятся. Допустим, какой-то умелец взял и сконструировал на баян пулемет. Другой человек вмонтировал в будильник пистолет и предлагал своим жертвам послушать, как будильник звенит. В этот момент происходил выстрел. Но, наверное, самая удивительная история, которая была, она произошла в семидесятые, если не ошибаюсь, годы, в Москве. Серия таких загадочных краж в элитных домах, сейчас это Новый Арбат, тогда Калининский проспект. Когда из дома исчезали вещи, из квартир всяких высокопоставленных людей исчезали ценности, деньги и так далее. Когда разобрались с этим делом, в это не верит никто, и до сих пор даже, наверное, многие не верят. Были два брата-акробата, которые умудрялись по кабелям электрическим, натянутым между домами, проходить от одного дома до другого над Калининским проспектом. Без страховки, без всего. Мы пытались воспроизвести это даже в цирке у нас, у нас цирковой канатоходец шел по канату. Он говорит, невозможно, нужен шест такой несколько метров длиной, чтобы держать баланс. А тут на улице ветер, все это качается. Сыщик МУРа говорит, да я сам это видел, они у меня на глазах. Когда их ловили, они у него на глазах проходили, один вначале, потом второй. Причем первый как паркурщик залезал по стене дома наверх, спускал веревку второму, второго вытягивал наверх, и они вдвоем. Почему? Потому что элитные дома, они с консьержами были в то время. Консьержи все были отставники, бывшие сотрудники органов всяких разных. Туда так просто не зайдешь. Поэтому они выбирали дом, стоящий рядом или через дорогу, где нету консьержа. Причем это ребята, которым было просто интересно это делать, потому что можно было спокойно на лифте подняться наверх, но они залезали по стенке. И потом судьба у них интересная очень была, потому что им достаточно немного лет дали по одной простой причине – они у непростых людей забирали валюту, ценности и так далее. И когда приходили спрашивать, что у вас забрали, это же советское время было. Они говорили, да нет, у нас так, мелочь какую-то забрали, все. Ну боялись, что их самих спросят, откуда у вас эти ценности. В итоге им дали восемь и девять лет, по-моему. И они вышли. Просто этот же сыщик МУРа, он рассказывал, как он с ними встретился потом, через энное количество лет. Один из них, значит, в казачество влился, у другого семья. И они как бы завязали со всем этим делом. Ангелина Грохольская: Какие-то гениальные. Александр Залетов: Был такой фальшивомонетчик Равиль Невмятов. Химический процесс, который он сделал, он считался невозможным для извлечения золота. Точно так же на Дулевском заводе была похожая история. Потом был знаменитый фальшивомонетчик Баранов, ныне уже покойный, который годами разрабатывал технологию изготовления фальшивых купюр. Причем наш корреспондент нашел его тогда, вот, он с ним разговаривал. И как бы, между нами говоря, рюмашку ему налил, и он такой поплыл немножко, да. Прослезился. Говорил, да мне интересно просто было сделать деньги, которые будут не хуже, чем настоящие, да. Он говорит, и мои деньги принимали наравне с выпущенными Госзнаком. И такой расчувствовался, говорит: «И мне стыдно было брать эти деньги», у него прямо слезы на глазах, стыдно. Он машину себе там купил, в общем, развернуться особо не успел, вычислили его. Он только семь лет бумагу разрабатывал. Представляете, бумагу, краски, там, так далее. Вот такой вот увлеченный. На самом деле вот такие гениальные преступники, их мало было, но они были. Много очень людей, которых жалко просто потому, что они своим талантам применения не находили. Как всем уже, наверное, набивший оскомину директор Елисеевского Соколов, который придумал, ну, не придумал, он выбил установки рефрижератора для хранения продуктов, хорошие, надежные. Из-за этого уменьшил естественную убыль, там же списывается определенная часть продукции, это позволило сохранять продукцию лучше. Но излишки.  Что-то списывалось и продавалось через магазины, да. То есть человек сумел организовать производство хорошо, но в итоге за это был расстрелян. За то, что совершались хищения. Ангелина Грохольская: А гениальные следователи? Сыщики? Александр Залетов: Конечно, да. Гениальные сыщики. Был такой заслуженный Артист Уголовного Розыска. Ангелина Грохольская: Артист? Александр Залетов: Это у него такое прозвище было. Заслуженный Артист У него была основная специальность – внедрение. То есть он внедрялся во всякие разные сообщества, криминальные, околокриминальные. Гранит Симаков его звали. Была у нас история, совершенно потрясающая. Я сейчас не смогу точно вспомнить фамилии. Было два жестоких преступления. Убийства двух девочек. Эти преступления не были раскрыты в советское время. И вот сыщик, который занимался этими преступлениями, вышел уже на пенсию. И прошло уже много лет, когда появилась генетическая экспертиза. И этот человек не успокоился. Тридцать пять лет, что ли, прошли с момента или двадцать пять, ну много очень времени прошло, когда он добился возобновления этого дела. И были образцы взяты с места преступления, которые позволили по генетической экспертизе вычислить преступника. И когда он узнал о том, что его вычислили, к нему подбираются. К нему начали уже подбираться, там же не сразу приходят, хватают. Начинают собирать информацию о человеке вокруг, начинают опрашивать знакомых, коллег и так далее. Ангелина Грохольская: А преступник был жив? Он был на свободе? Александр Залетов: Да, он был жив. И когда его вызвали под другим предлогом в милицию, вот, он испугался и покончил с собой. То есть преступник был установлен, но, как говорится, сам себе приговор вынес. Это тоже история нередкая. В советское время, наверное, часть преступников были такие, уж не знаю, совестливые или нет, но у нас много было истории, когда преступники кончали собой. Понятно, что если они под смертной казнью ходят, просто не выдерживают нервы. Вот такая вот была интересная история с сыщиком, который не успокоился. Но мы всегда понимаем, что сыщик один ни тогда, ни сейчас не раскроет какое-то преступление, особенно, если он имеет дело с хитроумным преступником, это всегда командная работа. Ну то есть, есть какой-то мотор в середине всего этого дела. Или есть какой-то человек, которому пришла идея. Но это всегда коллективный труд. И в советское время именно этим обеспечивался успех, начиная с профилактики преступлений и заканчивая, как говорится, уже представлением дела в суд и вынесением приговора. Ангелина Грохольская: Александр, спасибо вам огромное! Пусть проект живет. Вот, с одной стороны, говоришь, пусть проект живет. Нужен материал. Но пусть он будет основан на материалах, которые уже давно случились, в советское время, а сейчас пусть у нас поменьше будет преступлений. Александр Залетов: Пускай все в сериалах будет. Ангелина Грохольская: Все в сериалах, да. Все в сериалах. Тем более фантазия у авторов, она тоже неисчерпаемая, я думаю. Александр Залетов: Да. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое! Александр Залетов: Спасибо!