Ангелина Грохольская: Если мы говорим «Фаберже», подразумеваем декоративные пасхальные яйца, которые сегодня хранятся в музейных коллекциях. Мало кто знает, что те же яйца ювелирный дом выпускал буквально в промышленных масштабах. Это были такие маленькие брелоки, которые вешали на броши, пояса или собирали в ожерелья. Князь Феликс Юсупов вспоминал, как «на балах яйца Фаберже десятками рассыпались по сверкающему паркетному полу». И все же эти изделия были доступны не всем, а знати попроще тоже хотелось украсить свой дом чем-то таким изысканным. Так в обиход вошли столовые приборы из золота и серебра. Их блеск во время ужина подчеркивал статус семьи. Что примечательно, это стало традицией для многих поколений. Об этом поговорим с нашей гостьей-экспертом Анастасией Воропаевой – ведущим экскурсоводом Музея Фаберже из Санкт-Петербурга. Анастасия, здравствуйте! Анастасия Воропаева: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Анастасия, скажите, пожалуйста, Дом Фаберже, кроме знаменитых пасхальных яиц, выпускал, например, столовое серебро или золото? Анастасия Воропаева: Мы знаем все Карла Фаберже по его визитной карточке – это пасхальные шедевры, созданные для Романовых и мировой элиты того времени. Но, конечно же, Карл Фаберже не ограничивается одной лишь коллекцией, он начинает создавать предметы бытового порядка, включая столовое серебро. Это были индивидуальные специальные заказы, а также была и продукция тиражного порядка. На некоторых предметах можно заметить – пустые медальоны, куда, например, наносили гравировки собственных инициалов после приобретения сервиза. Ангелина Грохольская: То есть можно было заказать специально столовые прибор из драгоценных металлов от Фаберже. В вашей коллекции представлены какие-то приборы? Анастасия Воропаева: Безусловно, у нас представлены сервизы, созданные не только фирмой Фаберже, но и его современниками. И позади меня как раз некоторые примеры работ есть. Это столовые предметы – чайно-кофейные сервизы, предметы для сервировки небольших десертов. Ангелина Грохольская: Какая красота! Невероятно! Неужели из этого всего можно есть? Мне кажется, это нужно поставить куда-нибудь, как сейчас стоит за стеклом, и не трогать, только любоваться. Или, действительно, такими изделиями пользовались в быту? Анастасия Воропаева: В большей степени, конечно, это предметы роскоши, они формировали коллекции домашних музеев. Но по большим праздникам такие предметы украшали праздничный стол и, конечно, ими можно было воспользоваться. Ангелина Грохольская: А кроме Фаберже были ещё мастера, которые занимались непосредственно, допустим, изготовлением таких столовых приборов? Анастасия Воропаева: Современники Фаберже создавали многочисленные столовые сервизы, столовые предметы, принадлежности, инструменты. Это фирма Садикова, братьев Грачёвых, Кузмичёв, Хлебников. Они создавали чайно-кофейные сервизы. Если говорить, например, о питейных традициях, для крепких напитков небольшие чарочки, но и начинают уже дополнять серебро, например, эмалью, драгоценными поделочными и полудрагоценными камнями. Ангелина Грохольская: Правда ли, что Екатерина II даже издала специальный указ, чтобы не подделывали серебро, потому что некоторые мастера, когда вошла такая мода, стало популярным приобретать серебряные столовые приборы, начали использовать серебро не высшего качества, что-то подмешивать, по всей видимости? Анастасия Воропаева: На самом деле, проба серебра может быть абсолютно разной. Всё это зависит опять же от того, какие требования у заказчика, это всё на усмотрение самого ювелира, а лигатура – примеси – в металле драгоценном, безусловно, присутствует и всегда чистейший, стопроцентный, металл используют только лишь в промышленных вопросах. Ангелина Грохольская: Я читала, что на некоторых, допустим, чайничках, даже на одном чайничке есть несколько клейм внутри, на носике. Это что такое? Анастасия Воропаева: Да, клейма есть и клеймо может быть не одно. Во-первых, конечно, ставят пробу золота или серебра. Далее идёт фирма – Фаберже, Садиков, опять же Грачёв, Кузмичёв, и иногда личное клеймо мастера, но, скорее, это исключение, нежели правило. Только ведущие мастера фирмы имели право получить личное клеймо и имели право ставить его на предметы. Ангелина Грохольская: Анастасия, скажите, пожалуйста: у нас программа называется «Большая страна. Территория тайн», уж наверняка с серебром, с золотом, с драгоценностями какие-то тайны связаны? Анастасия Воропаева: Тайн очень много, но подтверждённых крайне мало. Действительно, подтверждённый факт, что старались в неспокойное для страны время создавать специальные тайники, куда относили, конечно же, коллекции абсолютно разные. Это было не только серебро, это были картины, фарфор и прочие ценности, которые были важны для владельца, серебро столовое в том числе находилось в тайниках. До сих пор они не все открыты. Конечно, стоит отметить, что, помимо красоты этих предметов, за каждым предметом стоит огромная история и у каждого предмета есть свой характер, его хочется изучать, каждый день он может рассказать о себе что-то новое. Ангелина Грохольская: Понятно, что с каждым предметом мы познакомиться не можем, но, если вы какую-то историю расскажите про какой-нибудь конкретный сервиз или, может быть, какая-то маленькая серебряная ложечка хранит в себе какую-то тайну, мы будем вам благодарны. Анастасия Воропаева: Давайте как раз обратимся к сервизу, который сразу за мной находится. На самом деле, тайн и секретов здесь никаких нет. Давайте обратимся к каждому предмету, посмотрим на них внимательно, что здесь находится. Как мы видим, это серебряный сервиз с достаточно плотным золочением, здесь на достаточно большом подносе находятся комплекты ложечек, сито для чая, небольшое блюдо для угощений, здесь же есть блюдо, куда сливали, например, холодный чай, обязательно он должен был быть абсолютно горячим, буквально обжигал губы. Внутри этого блюда находятся щипчики для сахара. Как правило, в то время сахар не был кусками ровного порядка, это не был сахарный песок, это была сахарная голова, кололи и щипчиками уже забирали в свою чашечку. Далее мы можем увидеть, например, небольшой сосуд с носиком для сливок или же для молока, рядом с ним – чайник небольшой пузатый, с другой стороны находится кофейник, он отличается тем, что он уже вытянут, ровно так же ручка и носик, и совсем позади находится сосуд с двумя ручками изящными – это уже сахарница как раз непосредственно для этих кусочков. Но если интересует какие-то небольшие секреты, к тайнам здесь уже не обращаемся, обратите внимание, что на каждой ручке чайника, кофейника, на ручке например, или же на крышечке, наверно, не так хорошо видно, но есть небольшие вставки белые. Это пластинки из слоновой кости. Мы с вами знаем, что серебро очень быстро проводит тепло и, чтобы гости ни в коем случае не обожгли своим руки, поместили сюда пластинки, которые и сдерживали тепло. Конечно, серебро нагревалось, но не так быстро. Ангелина Грохольская: Лайфхак, как сейчас бы сказали, да? Чтобы ручка не нагревалась, просто нужно было вот такие прокладочки, условно говоря, сделать. Действительно, интересно и необычно. Продолжим разговаривать с Анастасией Воропаевой и продолжим экскурсию по Музею Фаберже через несколько минут, не переключайтесь. И мы снова возвращаемся в Музей Фаберже, Санкт-Петербург, с нами на связи Анастасия Воропаева – ведущий экскурсовод музея. Анастасия, скажите, пожалуйста, раз уж мы говорим о столовом серебре и золоте: в сервизах того времени, в сервизах царской России, которые украшали стола знати, были какие-то предметы, которые сейчас же не используются и которые, возможно, мы даже не знаем, для чего они? Анастасия Воропаева: Да, такие предметы были и у нас в собрании Музея Фаберже они, к счастью, представлены. Сразу же за мной, давайте обратимся к витрине, познакомимся с одним из таких предметов из сервиза. Может быть, на первый взгляд покажется, что это самовар, но, на самом деле, это просто чайник с подогревом, называется он «бульот». Обратите внимание, что под основной частью мы с вами видим спиртовку, которая, собственно, и подогревала воду. Бульот этот выполнен из серебра, как мы можем с вами заметить, и опять же здесь имеются костяные вставки, которые не пропускают тепло, то есть руки невозможно было обжечь, причём такие вставки находятся не только на носике самого бульота, не только ручки украшены, но и сама спиртовка – ручка здесь тоже костяная. Ангелина Грохольская: Не только красиво внешне, но ещё и название такое изящное. Анастасия, скажите, пожалуйста, насколько доступно было столовое серебро и золото в XVIII-XIX веках? Анастасия Воропаева: Конечно, далеко не каждый мог позволить себе такие роскошные предметы, такие роскошные сервизы. Это были богатейшие люди того времени, которые в частные коллекции приобретали предметы в единичном порядке, соответственно, никаких повторений не было, сервизы могли быть похожими, но они всегда были абсолютно разными. Что касается тиражной продукции, конечно, кто угодно их позволить себе не мог, но тем не менее они могли быть доступны, они были представлены как в некоторых магазинах, так и доступны для заказа по каталогу. Ангелина Грохольская: Дарили друг другу сервизы такие? Была такая традиция? Анастасия Воропаева: Да, конечно. Люди, которые могли себе это позволить, считали более чем престижным – подарить сервиз из серебра и даже с золочением, безусловно. Конечно, это был приятный памятный подарок. Например, в императорской семье было принято по случаю свадьбы памятные большие праздничные сервизы. В коллекции Музея Фаберже представлен сервиз, созданный фирмой Садикова – это современник Фаберже и поставщик императорского двора, и придворный ювелир. Император Николай I для своего сына Константина по случаю свадьбы в середине XIX века заказал парадный чайно-кофейный сервиз. Ангелина Грохольская: Сегодня в антикварных магазинах, в общем-то, можно увидеть и приобрести, собственно, предметы прошлого, предметы, которые принадлежали некогда известным семьям. Насколько это, скажем так, реальные предметы? Как подделку не купить? И вообще часто ли подделывали такие предметы? Анастасия Воропаева: Конечно, как в наше, так и в то время, никто не отменял подделки, безусловно. Даже клеймо мастера ни в коем случае не доказывает подлинность предмета, поэтому каждый экспонат, перед тем как попасть в музей, перед тем как он будет представлен в экспозиции музея, проходит длительные проверки: изучается почерк мастера, помимо всей истории, конечно же. Даже наклон кисти и использование определённых инструментов, может даже подтвердить подлинность изделия. Ангелина Грохольская: Анастасия Воропаева – ведущий экскурсовод Музей Фаберже, Санкт-Петербург – сегодня нам рассказала и показала очень интересную и очень красивую коллекцию, вернее, часть коллекции, которая есть в этом музее. Спасибо вам, Настя, большое! Анастасия Воропаева: Большое вам спасибо и до встречи в музее!