Павел Давыдов: Еще в прошлом веке высотные здания считались вотчиной крупных корпораций, а позволить себе недвижимость в небоскребе могли только самые обеспеченные жители мегаполисов. В современных городах-миллионниках высотная застройка это не признак элитарности, а способ справиться с постоянным ростом населения и решить жилищный вопрос. Со мной в студии Артем Королев, основатель и руководитель Urban Institute. Артем, здравствуйте! Артем Королев: Здравствуйте. Павел Давыдов: Тему мы сформулировали просто – «Подарок архитектора». А если учесть сегодняшнюю массовую застройку, как вы считаете, все-таки это подарок архитектору или его проклятье? Давайте разберемся в этом вопросе на примере Москвы. Артем Королев: Давайте. Отличный вопрос. Как мне кажется, для архитектора есть разные исторические эпохи, когда у архитектора либо выше его роль в устройстве города, в проектировании города и городских пространств, или эта роль ниже. Как мне кажется, сейчас роль архитектора именно в России, она стала гораздо выше, поскольку очень многие архитекторы в связи с санкциями ушли из России, перестали проектировать, и поэтому огромное количество заказов упало на наш отечественный рынок. И для многих молодых архитекторов в том числе это огромная возможность себя проявить, показать и поучаствовать в строительстве страны. Павел Давыдов: Артем, а могли бы вы привести пример удачной современной застройки в Москве? Артем Королев: Удачной современной застройки? Конечно. Безусловно, такие примеры можно привести по разным категориям и направлениям. Это может быть и жилая застройка, общественные пространства. Вот если говорить про жилую застройку, мне, например, очень нравится, импонирует проект в Хамовниках, который называется «Садовые Кварталы». Проект стартовал еще в 2015 году и собрал тоже очень разные исторические эпохи. И, как мне кажется, это один из удачных проектов в плане архитектуры, в плане урбанистики. Да, это очень хороший пример, очень качественный. И это один из вообще первых примеров в России, когда был показан комплексный и групповой подход архитекторов. То есть одно бюро (Сергея Скуратова) сделало дизайн-код и мастер-план, и потом подключилось еще семь или восемь бюро, и каждое здание стало уникальным. То есть над этим проектом, если вот смотреть в целом, трудилось около семи архитектурных бюро, и каждое здание получилось уникальным, со своим характером. И в целом этот проект, как мне кажется, очень удачный для Москвы, и вообще в целом очень такой классный опыт в архитектуре, в дизайне общественных пространств. И все получилось. Павел Давыдов: Есть другой пример – Москва-Сити. Неоднозначную реакцию вызывает до сих пор и у профессионалов, и у жителей города, и у гостей столицы. Ваше мнение? Артем Королев: Да, на самом деле Москва-Сити – это проект довольно спорный. И, на самом деле, даже сейчас очень многие архитекторы и даже представители власти говорят о том, что это большая архитектурная и градостроительная ошибка. И сейчас… Вообще, проект на самом деле огромный, проект комплексный. Он будет развиваться еще очень такие долгие годы вперед. Но сейчас мы, конечно, видим, что проект стал чуть-чуть улучшаться. Если посмотреть вообще на историю этого проекта, он появился в 1990-е годы, как раз когда появилась… Павел Давыдов: Необходимость, да, создания делового центра? Артем Королев: В том числе. И появилась, наверное, – если отойти еще на шаг назад, – появилась такая новая страна. Конечно, Москва хотела показать свои амбиции в плане города, в том числе и привлечения туристов, привлечения капитала, инвестиций. Конечно, он является таким отражением эпохи того времени, когда капитал все-таки стал главней, чем архитектура. И очень многие решения, которые были изначально заложены в проекте… Вот где сейчас находится «Афимолл», если посмотреть на самый первый проект… Павел Давыдов: Да, там же вроде парк хотели разбить красивый? Артем Королев: Там планировали построить парк. Огромный парк, который бы связывал все небоскребы. Это было бы такое общественное пространство, куда бы спускались люди, пили кофе, гуляли, отдыхали, смотрели на архитектуру. Но спустя какое-то время появились какие-то, возможно, другие интересы в проекте. И проект постепенно менялся. Если посмотреть на то, каким проект был вначале, когда его только стали строить, и то, каким проект вышел в итоге, это два абсолютно разных проекта. Павел Давыдов: Красивые московские высотки, фасадные «сталинки» зачастую теряются на фоне Москва-Сити. Это говорят профессионалы, которые все чаще критикуют градостроительную политику. Артем Королев: На мой взгляд, если говорить о культурном коде и культурном потенциале, то, конечно, сталинские высотки всегда были, есть и будут такими главными, наверное, архитектурными символами Москвы, которые можно увидеть из разных частей города. И, конечно, эти символы, как мне кажется, гораздо более сильные, мощные, чем та современная архитектура, которую мы сейчас видим. Но, конечно, это такой символ времени. Те здания, которые строятся сейчас, – это символ текущего времени. И, как говорил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, чем город имеет больше культурных слоев, тем город более интересный и для своих жителей, и для туристов. Конечно, чем больше в городе слоев, исторических слоев… Приходит такая новая команда, есть определенная историческая эпоха, и этой исторической эпохе свойственна своя архитектура. И чем больше архитектурных слоев, тем город кажется более глубоким, более интересным для жителей, для гостей города. Павел Давыдов: Давайте тоже вернемся еще немножечко назад. 1970-е, 1980-е, 1990-е года прошлого столетия – Москва застраивалась по принципу «экономика должна быть экономной». В результате это серьезнейшим образом негативно сказалось на облике города: появились вот эти серые панельки повсюду. Сегодня что мы видим? Строятся жилые дома от 30 до 50 этажей. Жить в них, наверное, нереально, их называют недаром «человейники». И все-таки, вам не кажется, что мы меняем шило на мыло, мы сегодня не улучшаем облик города вот такими исполинами? Артем Королев: На мой взгляд, город постепенно улучшается. И, конечно, вот архитектура, о которой вы сказали, – архитектура 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х годов и даже, наверное, 1990-х и нулевых, – она свойственна той эпохе, тому экономическому как бы складу общества, который был в то время в стране. На мой взгляд, проблема вовсе не в высотности зданий, а проблема, скорее, в том, что те здания, которые сейчас строятся (в том числе в Москве в периферийных районах, в Новой Москве), они не обеспечены инфраструктурой: без парков, без каких-то хороших парковочных пространств, таких зеленых зон качественных. Павел Давыдов: Если мы говорим с вами о высотной застройке, жилой застройке, то, наверное, в первую очередь необходимо думать о безопасности. Вот насколько этот аспект учтен девелоперами и архитекторами? Артем Королев: Безусловно, да, потому что есть определенные стандарты, требования и нормы. И в Москве, конечно, они действительно… это все очень классно работает. И без какого-то итогового согласования с огромным количеством служб, естественно, здание не вводится в эксплуатацию. Поэтому, естественно, все просчитывается и на уровне проекта, и на уровне строительства, и на уровне последующих процедур по согласованию жилья. Конечно, сейчас строится жилье абсолютно безопасное, как мне кажется. Ну, естественно, у каждого проекта могут быть какие-то свои отдельные проблемы, отдельные сложности. Мы где-то видим, что в новых домах, которые только что построили, отлетает плитка на фасадах. Павел Давыдов: Не работают лифты. Артем Королев: Да, или очень плохо работают лифты, или где-то подтапливается, или где-то что-то еще. Мне кажется, это проблемы точные – то есть здесь нет какой-то общей, мне кажется, проблемы комплексной. Павел Давыдов: Артем, в начале беседы вы сказали, что сейчас время архитекторов. А вот скажите, пожалуйста, какие российские архитекторы, на ваш взгляд, могут войти в историю? Можем вспомнить Алексея Щусева, его здания и так далее. Вот есть сегодня такие архитекторы, о которых завтра будут говорить? Артем Королев: Да, ну вот мы как раз с вами говорили о «Садовых Кварталах», этот проект спроектировал архитектор Сергей Скуратов. У этого архитектора очень много классных зданий в Москве, и мы в рамках своих программ, когда показываем хорошие объекты и такие классные кейсы в плане архитектуры, урбанистики, девелопмента, мы очень часто показываем именно его объекты. Потому что они действительно имеют такую уникальную архитектуру, узнаваемую в том числе. Когда ты видишь здание и не всегда знаешь, кто спроектировал, ты можешь узнать уже по внешнему облику, что это архитектура Скуратова. Павел Давыдов: Ну как можно вспомнить Нормана Фостера и его здания по всему миру? Артем Королев: Да. Да, согласен. Это, наверное, один из тех архитекторов, который абсолютно точно войдет в архитектурную историю Москвы. Павел Давыдов: Я знаю, что проходит много урбанистических форумов, люди обсуждают, и эксперты обсуждают в том числе, как будет выглядеть тот или иной город. Давайте попытаемся заглянуть в Москву через 20-30 лет. Что мы увидим? Артем Королев: Какой была Москва 20 лет назад? Сейчас мы видим совершенно другой город и в плане архитектуры, в плане общественных пространств, транспорта и всего остального. То есть город очень сильно изменился за последние 20 лет. Но если мы посмотрим в целом на движение времени, мы понимаем, что время ускоряется. И, естественно, через 20 лет мы увидим абсолютно другую Москву. В прошлом году главный архитектор Москвы ввел такой термин «эмо-тек» (emo-tech). Есть там хайтек, биотек, да. И «эмо-тек» – это эмоциональная архитектура, когда каждое здание имеет свой определенный эмоциональный импульс и дарит его городу. И сейчас мы видим очень много проектов, которые появляются в Москве, и которые как раз таки очень соответствуют вот этому термину. Та Москва, которую мы будем видеть с вами через 20-30 лет, она будет очень сильно отличаться от того, что мы видим сейчас. Это будет совершенно другой город. Павел Давыдов: Хотим мы этого или нет, но в будущем в любом случае будут появляться высотные здания не только в Москве и Петербурге, но и в других крупных городах. Главное, чтобы девелоперы в этом вопросе нашли ту самую золотую середину. И именно тогда будущие поколения поблагодарят сегодняшних архитекторов. Спасибо! Артем Королев: Спасибо!