Ангелина Грохольская: За талант страдали поэты и писатели разных эпох. А первым ссыльным в Сибирь был протопоп Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», – уникальный памятник русской литературы XVII века. Главное отличие его произведений от произведений тех времен – простой, порой даже грубый, но очень живой язык. Тургенев называл его прозу «живой московской речью». Толстой говорил, что Аввакум – превосходный стилист, а Блок планировал написать о нем поэму. Сегодня в нашей студии Елена Гувакова, руководитель экскурсионного отдела Музея русской иконы. Елена, здравствуйте! Елена Гувакова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Я надеюсь, что вы сегодня нам очень много интересного расскажете о фигуре, конечно, легендарной, о человеке такого масштаба, что нам, наверное, сложно представить, но возможно, в последние годы немножко так подзабытом – о протопопе Аввакуме. Елена Гувакова: Ангелина, конечно, я с вами не соглашусь. 2020 год был объявлен президентом нашей страны годом Аввакума. И по стране прошли масштабные выставки, ряд конференций, которые были приурочены к этому юбилею. И, несомненно, мне очень приятно сказать, что одна из выставок в Музее русской иконы была очень широко освещена прессой, и мы постарались сделать все, чтобы достойно представить эту невероятную личность. Несомненно, он изменил навсегда русский язык. И его смелость вообще-то в том, что он написал «Житие» своей жизни. Ангелина Грохольская: Вообще, это была первая автобиография, насколько я знаю. Да? Елена Гувакова: Это ... первая автобиография. Но вообще-то это невозможно. Житие – это история умершего и уже прославленного церковью человека. Такое часто случается, когда ученики старца какого-то, может быть, настоятеля монастыря, зная его святость, они собирались сведения. Вот мы даже знаем первые изображения соловецких основателей. Но чтобы человек при жизни написал свое житие – несомненно, это очень остроумно, очень смело. И это ярчайший памятник древнерусской письменности. Ангелина Грохольская: И, конечно, вся его деятельность и вся его жизнь, она вызывала... Елена Гувакова: Вызывает огромный интерес. Ангелина Грохольская: И вызывает огромный интерес. Но у современников она вызывала сопротивление. Потому что вот он... Елена Гувакова: Не согласна. Дело в том, что мы говорим о том, почему произошла ссылка. Вот в чем история. Ангелина Грохольская: Да! Вот я хочу к этому, да. Елена Гувакова: Эта история очень трагическая. Это история раскола Русской церкви. И вот, говоря об этом событии, я бы хотела напомнить, что XVII век назывался «бунтажным». Во-первых, он начался смутой и разрухой страны. Медный, Соляной бунты. Стенька Разин, да – страшное восстание. Ангелина Грохольская: Да-да-да. Елена Гувакова: Замятни в Новгороде и в Пскове. Но мы, если мы не историки, об этом не вспоминаем. Но раскол Русской церкви остается огромной, ну я уже не могу сказать трагедией, но проблемой. Русская церковь расколота на, как говорят старообрядцы: никониановскую (или официальную государственную) и старообрядческую, где тоже несколько толков: поповцы, беспоповцы, старопоморцы. В общем, эта история очень сложная. И, конечно, этот раскол стал настоящей катастрофой. Россия была единственной православной страной. И греки, в общем, все Балканы: Румыния, Валахия, Болгария и сопредельные страны были под османами. И когда патриархи, ну очень много приезжало за милостыней греческих священников и митрополитов, конечно, они говорили Алексею Михайловичу: как хорошо, если он станет всеправославным царем. Ему это очень льстило. Это внешняя причина. Ангелина Грохольская: Да. Елена Гувакова: А внутренняя – в том, что церковь нуждалась тоже в обновлении. Потому что после Смутного времени уровень священства зачастую был минимальный. Вот кое-как бредет Псалтырь и стоят священники. А ведь это требует определенной подготовки. Богослужения – они были очень-очень длинными. И самой главной проблемой было многогласие: когда хор поет одно, священник читает другое, чтец читает свое. Ангелина Грохольская: То есть одновременно все это происходит. Да. Елена Гувакова: Одновременно может быть три, четыре или пять разных текстов, которые очень быстро прочитывались, но, естественно, никто ничего не понимал. За столетие существования церкви было очень много ошибок и переводчиков, и переписчиков. И вот эта книжная справа – внутренняя причина, плюс вот, поднять авторитет церкви – она привела к тому, что вот эти ревнители благочестия не согласились со справщиками. Это очень трагическая и до сих пор болезненная тема. В общем-то, сейчас уже нет самосожжений, гарей. Но ведь для людей того времени – нам, может быть, это трудно понять – это было реально царство антихриста. Кощунственные, нетерпимые исправления. И, в общем, конечно, духовное насилие. И кредо Аввакума было: «Умрем за единый Аз». Это говорится о природе Христа. Что Он полностью человек: «рожденна, а не сотворенна». Ангелина Грохольская: Мы сейчас прервемся ненадолго, затем продолжим этот разговор. Не переключайтесь. Смотрите во второй части нашей программы. Голос за кадром: Норинский цикл. Какие годы Бродский назовет самыми счастливыми в жизни? За сказками в Сибирь. Тяжесть наказания и придуманное волшебство Юрия Магалифа. Голос за кадром: В детстве она мечтала работать продавцом и даже не помышляла пойти по родительским стропам в театральное училище. Но бабушка настояла. Окончив актерский факультет Школы-студии МХАТ, она стала звездой Пушкинского театра. И вот уже больше 20 лет ее имя не сходит с афиш легендарной московской сцены. Александра Урсуляк: Вот сейчас ты, допустим, хороший артист. Ты можешь завтра перестать им быть. Это же не навсегда. Голос за кадром: Александра Урсуляк в программе «Моя история», в воскресенье на Общественном Телевидении России. Мария Карпова: Самая трогательная трагикомедия Чарли Чаплина – «Огни большого города». Надеюсь, что и у вас после просмотра останется это прекрасное чувство светлой грусти и желание стать чуточку лучше. «Кино на все времена». Голос за кадром: «Огни большого города», в воскресенье в 12:15 на ОТР. Ангелина Грохольская: Мы снова в студии программы «Большая страна. Территория тайн». И сегодня с нами Лена Гувакова, руководитель экскурсионного отдела Музея русской иконы. Мы говорим о потрясающем, об уникальном человеке – протопопе Аввакуме. Я хочу спросить: в какой период было «Житие» написано? Елена Гувакова: Во времена его ссылки. Ангелина Грохольская: В Сибирь как раз? Елена Гувакова: Да-да-да. Это Пустозерск. Это место – тогда это был острог. И сейчас там ничего нет. Там крест, которому, конечно, поклоняются все приходящие. Его судьба, ну она страшная судьба. Последние 14 лет (мы говорим о ссылках) он провел в срубе в Пустозерске. Это страшная история. Где вообще-то вечная мерзлота. Им выкопали землянки. И они даже жили не вместе, вот эти пустозерские узники. Их заливало. Сейчас какие условия осенне-весенние? Они мерзли зимой. Аввакум написал очень много писем, которые поддерживали его соратников, призывая их не сдаваться никонианам. Он был во всех этих острогах: Албазин и Нерчинск. Он тонул. У него погибли двое детей от голода. Ангелина Грохольская: Да. Двоих сыновей он потерял. Елена Гувакова: Да. Ангелина Грохольская: Откуда у него была вот эта внутренняя сила? Что это за человек? Откуда? Ведь действительно столько пройти и не отказаться. Елена Гувакова: Мне кажется, это сила именно русской земли. Да, это действительно богатырь. Это человек, который увлек своих духовных дочерей. Вы помните, конечно же, боярыню Морозову, богатейшую женщину страны. То есть богаче ее не было никого. Которая умерла от голода в тюрьме Боровска. Просила калачика у стрельца, который ее охранял. И он сказал: «Не смею, матушка». И это его духовная дочь, которая следовала его заветам. И ее сестра, княгиня Урусова. Ангелина Грохольская: Я вижу изображение на книгах, на титульных листах. Это как раз изображение протопопа? Елена Гувакова: Вы знаете, конечно, прижизненных его не сохранилось портретов. Но икона, которая была написана вскоре после его гибели (он, конечно, почитался), она сохранилась в единоверческом монастыре. И сейчас она в Историческом музее представлена в небольшом зале, который посвящен расколу. Я была хранителем этой иконы. Я ее очень люблю! И вы знаете, здесь изображен в священнических одеждах перед святыми, да вот в облачном сегменте. Это история, когда как раз после расстрижения в 1666 году. Собор тоже 1666 года. Какое-то странное совпадение. Ангелина Грохольская: Да. Елена Гувакова: Число зверя. Мы все знаем. Вот он тогда был в Николо-Угрешском монастыре. И он говорит, что в Вознесеньев день, в большой праздник к нему явились Спаситель, Богородица с силами многими. Он это описал. У него было несколько таких вот экстатитческих видений, когда он говорит, что... Он 10 дней ничего не ел в Пустозерске. Не то что постился, да. Он просто отказался от еды. И на десятый день Бог вместил в него землю и небо. Он почувствовал какие-то вот... Ну я, естественно, не могу это описать. Но вот это что-то невероятное. То есть какие-то духовные ему были откровения. И между прочим, у нас в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре. Это первое его заточение, как только он начал протестовать против справ Никона. А вообще-то они из соседних деревень. И вот есть замечательная книга Пьера Паскаля. Вот она. Вот она. Это тоже удивительная история. Француз в 1920–1930-е годы богоборческого советского периода собрал уникальные материалы. И как раз он пишет, что вообще-то Патриарх Никон, который тоже был невероятно глубоко верующим, очень сильным физически и духовно человеком, возможно, его мог учить отец Аввакума даже. Представляете? То есть они, вот два таких вот титана, исполина, стали врагами. То Никон, заковав Аввакума – его на цепи в телеге везли в Спасо-Андроников монастырь, где не кормили. Он три дня сидел без еды. И он пишет: «Ангел – неведомо человек». Кто-то принес ему щец и хлебца. И теперь на месте вот этой темницы есть табличка, что здесь сидел протопоп Аввакум. Ангелина Грохольская: А издаются ли сейчас произведения самого Аввакума? Елена Гувакова: Это не то слово! Первое «Житие» было опубликовано еще, я не скажу точно, но в XIX веке. Наверное, это были 1830-е годы, как раз вот после войны 1812 года. Национальное самосознание. И когда я посмотрела, сколько раз оно переиздавалось: больше ста раз. Оно переиздается бесконечно. И сейчас это изучается в школах. И сейчас Аввакум является одним из национальных героев, естественно, не старообрядческих, а именно примеров несгибаемой силы воли, невероятной высоты духа. Конечно, он удивительный человек! Ангелина Грохольская: Елена, спасибо вам огромное! Я понимаю, что можно говорить очень много, долго. Но лучше, наверное, прийти в музей или взять книги – почитать и познакомиться с этой историей, кто этого еще не сделал. Спасибо вам большое! Елена Гувакова: Благодарю вас за внимание!