Ангелина Грохольская: Взаимоотношения природы и человека с древних времён интересовали и писателей, и философов, но если в античности всё воспринималось как единое целое, то чем дальше, тем больше человек получал прав господствовать над миром. Чем грозит нам такое царствование? Поговорим об этом с заведующей кафедрой философии и методологии науки философского факультета Томского государственного университета Ириной Черниковой. Ирина Васильевна, здравствуйте! Ирина Черникова: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, а в какой вдруг момент изменились отношения, и человек почувствовал, скажем так, корону у себя на голове? Ирина Черникова: Вообще в культуре западноевропейской можно выделить несколько этапов, когда менялись эти отношения человека и природы. В античности человек и природа – всё это часть единого гармоничного космоса. В средние века уже вот этот самый мир как универсум оставался целым, но природа оказалась на самой нижней ступени вот этого гармоничного универсума, а человек в этой иерархии был выше, чем природа. Ангелина Грохольская: То есть вот уже получилось, да. Ирина Черникова: То есть, пожалуй, здесь уже начиналось вот это. Были первые как бы предпосылки к тому, что в дальнейшем человек почувствует себя властелином природы, хотя ещё даже в голову не приходило, что можно просто повернуть реки, выкопать дерево, потому что у каждого элемента природы был свой дух-защитник, это всё ещё было, это сохранялось. А где вот этот перелом произошёл? Пожалуй, Новое время так называемое – XVI-XVII века. Вот здесь происходит то, что Декарт сказал: разделение этого единого мира – космос ли, универсум – на две половины, картезианское мировидение, res cogitans и res extensa. И человек был выброшен из природы и противопоставлен ей уже. Человек начинает чувствовать себя как властелин природы, управлять природой, появляется наука, и науку как раз трактует известное бэконовское «знание – сила, наука даёт знания», и это оказывается как раз рычагом для управления природой. «Взять её богатства, – как говорил герой Тургенева Базаров, – наша задача». Ангелина Грохольская: Чем грозит нам такое господствование? Ирина Черникова: Такое мировоззрение, когда отношение к природе уже как к механизму: природное это то, что подчиняется и описывается законами механики прежде всего, оно уже в начале XX века начинает вновь трансформироваться в организмическое видение природы – природа как организм. Оно было и в античности, и в эпоху Возрождения, и в XX веке вновь это организмическое видение начинает зарождаться. Вот Илья Романович Пригожин – нобелевский лауреат – свою книгу «Порядок из хаоса» начинает словами: «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения». А в чём эта радикальность? Как раз в том, что элементы самоорганизации описывает наука, и не какая-нибудь, а именно фундаментальная – физика – начинает описывать в неживой природе элементы самоорганизации, которые свойственны и живому миру. И вот этот мостик от неживого к живому в научном мировоззрении начинает формироваться. Ангелина Грохольская: Я хочу ещё одного советского философа вспомнить и его процитировать. Эдуард Гирусов писал о том, что нужно отходить от хаотичного освоения биосферы к плановому, сознательному, таковы требования самой биосферы, вот цитата: «Нужно понять, что природа не признаёт наших капризов, она действует всерьёз и основательно. Это становится понятным на фоне нарастающего числа природных катаклизмов в последнее время». Мы продолжим говорить через несколько минут, а сейчас отправимся в Липецкую область. Кто и зачем предлагает местным жителям исполнить безумное танго над бездной? СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: «Человек – царь природы, да только мухи об этом не догадываются» – вот такой анекдот есть. Чем грозит нам наше господство на Земле – об этом сегодня мы говорим с заведующей кафедрой философии и методологии науки философского факультета Томского государственного университета Ириной Черниковой. Ирина Васильевна, сейчас мы сюжет посмотрели про карстовые провалы в Липецкой области, в Пермском крае есть нечто подобное. Есть же мнение действительно, что всё это неспроста, что это сама планета говорит о том, что хватит, прекратите, больно мне, больно, что это нам такой уже не намёк даже, а крик нашей Земли. Ирина Черникова: Планета Земля – есть сложная саморазвивающаяся система, и есть немало очень интересных книг о хрупкости саморазвивающихся систем, о неслучайных случайностях. Это всё связано с теми закономерностями, которые происходят в системах такого рода и к ним же относится и планета Земля. В биосфере ведь всё взаимосвязано, а человек, который есть участник всего того, что происходит, и не просто какой-то рядовой участник. Об антропогенной нагрузке человечества на биосферу сегодня очень много говорят, о мести планеты Земля человеку можно говорить только условно, это не месть, это ответ на те воздействия, которые оказывает человек. Наше взаимодействие с биосферой должно быть вполне острожным, регулируемым. Ангелина Грохольская: Это опять же про то, что разум дан нам неслучайно, для того чтобы понимать все процессы, а не бороться с этим ни в коем случае. Ирина Черникова: Да. Ангелина Грохольская: Сейчас прервёмся ненадолго, смотрите далее в нашей программе: его Величество болото – кого не пугает Васюганская трясина? Загадочная Самбия – где находится священная гора земли древних пруссов? В эфире программа «Большая страна. Территория тайн». «Земля – гигантский живой организм, обладающий способностью саморегуляции» – эту гипотезу выдвинул британский учёный Джеймс Лавлок. Теорию назвали «гипотезой Геи», однако позже Лавлок выступил с новой весьма пессимистичной оценкой: пагубное влияние людей наносит непоправимый вред древней системе саморегуляции. Глобальное потепление усилится, и теория Геи будет работать уже против нас. Одним из главных препятствий глобальному потеплению на Земле являются болота. И прямо сейчас мы отправимся в Сибирь на уникальную территорию. Возможно, там есть спасение нашей планеты. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Человек – царь природы или всё-таки нет? Об этом мы сегодня говорим с заведующей кафедрой философии и методологии науки философского факультета Томского государственного университета Ириной Черниковой. Ирина Васильевна, про Васюганские болота сейчас мы посмотрели видеоматериал. Конечно, уникальная история, уникальная территория, уникальная экосистема. Скажите, пожалуйста, а сама она насколько уязвима? Ирина Черникова: К сожалению, я ведь всё-таки не болотовед, но с гордостью скажу, что в Томском университете исследованием Васюганских болот занимаются биологи, болотоведы, в своё время Львов, профессор, сегодня – Сергей Кирпотин. Там многие годы идут экспедиции, и я только со стороны могу сказать, что Васюганские болота рассматривается как важный, если мы говорим об организмическом видении, орган этого биосферного организма. «Лёгкие планеты» – так их они называют, Васюганские болота очень важны. Ангелина Грохольская: Ирина Васильевна, такой глобальный вопрос: в чём смысл жизни? Но, мне кажется, наверно, каждый человек когда-либо задумывался, а уж учёные и философы тем более, это самый глобальный, самый важный вопрос. Вот для чего мы на Земле? Ирина Черникова: Вы задали, конечно, вопрос «для чего мы на Земле?». Вы знаете, есть в современном мировоззрении такая идея, называется «глобальный эволюционизм». Вот в рамках этого мировидения, которое включает и строится на основе глобального эволюционного подхода, сознание и человек – это звено этой универсальной эволюции, от космогенеза до социогенеза всё звенья этой универсальной эволюции, этого сложнейшего эволюционного процесса. Человек как звено, возникшее на определённом этапе эволюции Вселенной и существующее сегодня, и вплетённое в эту глобальную сеть, своим действиями он тоже управляет более низкими процессами, всё здесь связано в единую цепь, спираль такую. И поэтому, наверно, осознать себя как участника, как самосознание эволюции можно. Вот в этом смысл жизни человечества – чтобы эта эволюционная спираль имело продолжение. А каждый отдельный – в чём смысл его жизни? В том, чтобы его жизнь тоже была важной жемчужинкой в этом океане мироздания. Ангелина Грохольская: Ирина Васильевна, безумно приятно с вами разговаривать, спасибо вам огромное! Ирина Черникова: Спасибо вам, всего хорошего! Ангелина Грохольская: До свидания!