«С приходом Врубеля мы ожидали чуда. И вот в наш класс вошел невысокого роста, элегантно одетый господин в прекрасно сшитом светло-сером костюме. Следом за мастером в аудиторию вошел мужик, в руках которого был горшок с гортензиями. Учитель подошел к нему и взял левой рукой горшок, а правой – уголь, сангину и мел. «Господа, мне хотелось бы показать вам, как это растение можно превратить в орнамент. Полагаю, это будет полезно в вашей работе». То, что произошло потом, мы сочли за какое-то чудесное преображение. Держа в левой руке горшок с растением и едва взглянув на него боковым зрением, маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Так рисовать нас никогда не учили. Наши навыки в течение нескольких минут сметены потрясающим мастерством художника. Этот урок запомнился мне на всю жизнь», – это воспоминания художника Мухина о первом появлении Михаила Врубеля в стенах Строгановки. Он был приглашён преподавать курс стилизации цветов. То, как маэстро это делал, вызывало у учеников восторг и ощущение счастья. Михаил Врубель шел поперёк устоявшихся традиций  живописи, став основоположником русского модерна.  Его непохожесть привлекала людей, способных распознавать таланты, и навлекала беспомощную критику недальновидных. Корреспондент ОТР Марина Лазарева о канонах жизни и творчества гения.