Ангелина Грохольская: В произведениях Александра Сергеевича Пушкина слово «казак» встречается 317 раз, в литературе этот образ был очень востребован. О быте, укладе, традициях писали Гоголь и Толстой. Венцом в казачьей литературе, безусловно, произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон». Чем объяснить такую популярность, которая возросла и в наши дни, узнаем у профессора Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского Натальи Шафажинской. Наталья Евгеньевна, здравствуйте! Наталья Шафажинская: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья! Ангелина Грохольская: Наша программа называется «Территория тайн». Мы вообще живём стереотипами, и если у нас уже сформировался образ казака, то это мужчина-бравый воин с шашкой наголо. Вот именно о казаках-поэтах, о казаках-литераторах и научных деятелях – давайте об этом сейчас поговорим. Наталья Шафажинская: Хотелось бы как раз подчеркнуть, что это не только воины, это не только такие замечательные яркие личности-герои, это ещё и деятели культуры в современном мире, это и деятели науки, и это интеллектуальные представители нашего сообщества. Конечно же, это целая палитра наших литераторов. Родоначальник темы казачества в поэзии Михаил Юрьевич Лермонтов, который родился в Москве, как мы знаем, 3 года прожил, потом уехал в Тарханы, ведь он же командовал казачьей сотней. А какие произведения? Я полагаю, что тут необходимости нет напоминать. «Валерик» – это замечательная песня-колыбельная, которую, как сам Лермонтов писал, он подслушал, казачки пели: «Спи, младенец мой прекрасный, баю-баюшки-баю». Но вы уже упомянули, Ангелина, замечательное произведение Александра Сергеевича Пушкина. А какая неоднозначная фигура Емельян Пугачёв! А как Пушкин о Степане Разине, помните? Что это самый лирический, может быть, герой в нашей литературе. Это неоднозначные фигуры, жёсткие, грубоватые где-то, жестокие, но в то же время это философы. И, конечно, целая плеяда литераторов современных. Вы упомянули Михаила Александровича Шолохова. Но, давайте вспомним, это и «Даурия» замечательного Константина Седых, это прекрасные произведения Владимира Галактионовича Короленко, он же сам был из казачьего рода. А художники! Когда мы бываем со студентами в зале Третьяковской галереи, непременно особое внимание уделяем произведениям Василия Ивановича Сурикова – выдающего живописца, певца нашей русской истории. И он же был, можно сказать, казак из казаков, потому что его произведения прекрасно все известны, но он сам с какой любовью писал о том, что он из казачьего рода. И наши современники об этом знают многие, но всё-таки я ещё раз напомню, замечательные наши режиссёры, деятели искусства и культуры: Никита Сергеевич Михалков, Андрей Кончаловский – это ведь его потомки, Василия Ивановича Сурикова. И, разумеется, как не упомянуть Владимира Гиляровского. Конечно, многие его знают по произведению «Москва и москвичи». И журналист, публицист, писатель, он же был родовой казак. Помните, конечно, произведение Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? Ангелина Грохольская: Да, конечно. Наталья Шафажинская: Вот он как раз позировал – в папахе белой хохочущий казак. Ангелина Грохольская: Да вы что! Наталья Шафажинская: Он позировал. А создательница пенициллина в нашей стране, как вы знаете, Ермольева Зинаида Виссарионовна – казачка донская. Как не упомянуть деятеля науки выдающуюся? Это, конечно, лишь толика малая, повторюсь, той плеяды казачьей культуры и науки, о которой знать просто необходимо. Ангелина Грохольская: Просто необходимо. И это поразительно: имена, которые каждый из нас знает, но с казачеством мы не ассоциировали никогда, Ермольеву это точно. Мы прервёмся сейчас ненадолго, не переключайтесь, продолжим говорить на эту интереснейшую тему, поговорим о традициях казаков через несколько минут. Смотрите далее в нашей программе: «Казаки и казачки: посёлок Епифань на страже южных рубежей страны», «Кавказский форпост: как вольница некрасовцев в Турцию завела, и почему они вернулись на Родину?». Мы продолжаем программу «Большая страна. Территория тайн». Больше всего казаков проживает в Ростовской, Волгоградской областях и на Кубани, но есть иркутские, забайкальские, омские и красноярские казаки. Есть ли у казачества региональные отличия, узнаем у нашей гостьи – профессора Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Натальи Шафажинской. Наталья Евгеньевна, продолжаю вас с довольствием слушать. Есть ли какие-то принципиальные различия казаков, допустим, кубанских от донских, донских от астраханских? Наталья Шафажинская: Есть нечто общее и всегда казак узнаваем. Но, безусловно, поскольку казаки – это такая этнокультурная общность, которая кочевала, это люди, которые как бы смешивались с различными представителями и других национальностей, это же одна из самых многонациональных общностей, они непременно интегрировали и аккумулировали в своей культуре и те некоторые аспекты, и традиции, которые отражали национальную специфику, региональную. В частности, конечно, когда мы говорим о терских казаках. Терские – это казаки-кавказцы, одно из самых таких казачьих воинств, как мы называем, крутых, мощных, суровые такие, они всегда со своей позицией. Это культура достоинства, свободолюбия, даже внешне, в плане разговора, как мы знаем. Вот гутар есть, балачка – специфика разговора, тоже мы всегда почувствуем, узнаем. Это южные кубанцы, южный говор этот с таким глухим «г», потому что много там есть того что относится к Малороссии, как Украину называли. Красота этой напевной речи. Несколько другие в северных регионах мы услышим интонации, поэтому здесь, безусловно, есть такая особенность. Мы в нашем университете имеем честь со всеми общаться. Это такая палитра национальных и традиционных культур! Просто удивительно, как это всё, слава богу, возрождается и создаёт вот эту сокровищницу культуры и эстетики. Ангелина Грохольская: Это точно. Наталья Евгеньевна, я хотела про речь, про язык сейчас немножко у вас спросить. Наталья Шафажинская: Да. Ангелина Грохольская: Мы, когда готовились к программе, пытались разобраться: вообще существует ли какой-то казачий язык? Это региональный говор в первую очередь или есть какая-то такая языковая особенность именно казаков? Наталья Шафажинская: Конечно, вы абсолютно, Ангелина, правы, основа – это русский язык. Апеллируя к концепции Льва Николаевича Гумилёва, это часть русской культуры. Но мы уже не раз отмечали отражение национальной, региональной специфики в культуре, в частности, в говоре, в языке. Очень много заимствованных слов, очень много. Давайте начнём даже со слова «казак». Это тюркские слова. Если мы назовём несколько слов подряд: «казак», «конь», «богатырь», это какие? Славянские языки? Нет, это тюркские языки. Владимир Иванович Даль, как вы знаете, сам-то казак, казак луганский. Он же подписывался таким псевдонимом. Он первым собрал фольклор о казаках, легенды. Он как раз и писал о таких особенностях. И, безусловно, это такая смесь интереснейшая тюркского, славянского и региональных каких-то интересных элементов. Нет, вы верно, сказали, казачьего языка. Но есть гутар, балачка – аспекты. «Давай погутарим» – вот это глухое «г», «поговорим». Ангелина Грохольская: Но очень много слов уже сейчас, может быть, нам непонятны, нам незнакомы. Наталья Шафажинская: Да. Ангелина Грохольская: Может быть, мы нам какие-нибудь примеры, если можно, конечно, если что-то есть на слуху, с переводом. Наталья Шафажинская: Если вспомнить хотя бы навскидочку. Помните, как говорит Дуняша в «Тихом Доне», ей тёплые слова сказал Степан: «Ты, как цветок лазоревый». Ну, понятно – цветок. А вот лазоревый – сразу ассоциация, как лазурит, есть такой даже минерал синий. Нет, это ярко-красный цветок. И сразу понятно, что вот эта красота отражена в этом слове. То есть это ярко-красный цветок, а не синий, как можно было бы вдруг подумать, какие-то ассоциации возникли. Но связано это с природой, казаки же очень любят природу. Помните, как Григорий выражает же чувства к Аксинье на первых этапах их отношений, он так к ней: «Волосы твои дурнопьяном пахнут». Дурнопьян – это трава, дикая трава. И очень много вот этих малороссийских слов, Малороссия – это первые. Тарас Григорьевич Шевченко, это ж о казачестве писали. Я хочу сказать об этой теме, подчеркнув, что культура и искусство должны консолидировать народы, это общая культура, это любовь. Помните, как Тарас Григорьевич Шевченко писал: «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю»? Это до сих пор в качестве. Сколько в этом глубокого смысла, а, главное, в колорите таком, сколько в нём смысла и понимания традиций, понимания уникальности, действительно, этого языка и философии жизни! Ангелина Грохольская: О самобытности ставропольских станичников и боевых традициях кавказского форпоста мы сейчас узнаем из материала Илоны Домыревой. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Территория тайн». В обороне Азова в 1641 году участвовали 800 казачек. Если нападал враг, женщина снимала саблю и защищала свой курень. О казачках я сейчас хочу поговорить с профессором Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Натальей Шафажинской. Наталья Евгеньевна, казачки – это, мне кажется, вообще отдельная история, отдельный феномен. Вот правда ли, что номинально главой семейства мог быть мужчина и старший мужчина, но фактически всем управляла женщина? Наталья Шафажинская: Очень важно подчеркнуть, что семья у казаков, как малая церковь: глава – мужчина, и дальше все чада и домочадцы в его подчинении. Но при этом ни малейшего намёка на дискриминацию и быть не могло, потому что характер женщины-казачки, воспетый в нашей классической литературе, очень хорош известен. Да, действительно, и вы об этом упомянули, Азовское сидение – участвовали казачки. А казачки участвовали всегда плечом к плечу со своими мужьями. И надо сказать, что, когда муж уходил в поход, вся, собственно, жизнь дома была именно на ней. Она была и деловым партнёром, можно сказать, это была уникальная воспитательница и нежнейшая мать. Но это была, действительно, такая, можно сказать, атаманша. И, вы знаете, как уважали женщину? Ведь казак мог убить, если оскорбляли казачку, даже если она не была представительницей семьи, он это единое братство казачье, это ценность братства. А как к матери относились, к старикам! Не старейшины у казаков, а именно старики, как вы знаете. И матушка – это же был символ безусловного уважения и почитания, не смел перечить никогда казак. Матушка – это необыкновенная была просто, скажем так, святыня в семейных традициях казаков. Ангелина Грохольская: Наталья Евгеньевна, у казачки было право выбора супруга? Вот как сватались? Могла она сказать: «Не хочу, не пойду замуж за него»? Наталья Шафажинская: Безусловно, воля родительская была важна, приоритетна. Но надо знать, что девочку лелеяли, воспитывали и к мнению девушки всё-таки прислушивались. Родители, как бы мы сейчас сказали, не ломали через колено, нет-нет. Её с детства, сызмальства и баловали немножечко, подарками одаривали. К казаку так не относились, он был уже воин изначально. А девочку одаривали и лентами, и поспать давали подольше. Она уходила потом в чужой дом, она покидала потом кров родной, поэтому нужно напитать её вот этой любовью, вот этой нежностью, чтоб ей было потом полегче. Даже была такая традиция замечательная, древняя и тем не менее: когда рождалась девочка, то отец должен был съесть эту кашу. Может быть, слышали об этой традиции. Туда и горчицу клали, и перец, и соль, в общем, всё-всё, что составляло такую, как мы говорим, гремучую смесь, и он должен был, не морщась, съесть эту кашу горькую абсолютно спокойно. Это как бы олицетворяло то, что он разделяет судьбу, возможно, дочери, которая уйдёт в другой дом, поэтому, конечно, было и то и другое: и авторитарность в определённой степени, но и в то же время определённая свобода выбора, безусловно, была, хотели же счастья своим девушкам, своим казачкам будущим. Ангелина Грохольская: Наталья Евгеньевна, спасибо вам огромнейшее! Я понимаю, что эта тема настолько глубокая, настолько широкая и безумно интересная, поэтому я очень надеюсь, что мы продолжим с вами обязательно разговор о казачестве в одной из наших следующих программ. Спасибо вами большое, я с вами прощаюсь.